Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 745

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Культура речи сотрудников органов внутренних дел, ее четкость, ясность, понимаемость, сдержанность, установка на взаимопонимание, умения вести конструктивный диалог, давать рациональные оценки поступкам, а не людям, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, снимать излишнюю эмоциональную напряженность и т. п., являются определяющими атрибутивными факторами, которые формируют стереотипный образ — имидж сотрудников правоохранительных органов.

Вербальное поведение сотрудников органов внутренних дел атрибутирует и их профессионально-личностные качества, например, такие как интеллект, высокий профессионализм, общественно позитивную мотивацию, добросовестность и т. п. Таким образом, массовое сознание приписывает на основе восприятия речи сотрудников органов внутренних дел чрезвычайно важное для формирования их имиджа оценочные стереотипы.

Исследования показали, что в стихийно сформировавшемся имидже сотрудников органов внутренних дел преобладают негативные эмоциональные оценки. Среди них чаще всего встречаются такие стереотипизированные эмоциональные характеристики как: безразличный к чужому горю, несчастью, не уважающий граждан, чванливый, бессердечный, несправедливый, злой, наглый, хамоватый, мало профессиональный, несамостоятельный, безынициативный, бюрократ, взяточник, злоупотребляющий властью бездельник.

Подобные негативные оценки стереотипизированного образа сотрудника органов внутренних дел связаны, несомненно, с недостаточной информированностью и знанием гражданами реальной профессиональной деятельности правоохранительных органов. Они основываются, в первую очередь, на впечатлениях, получаемых гражданами при восприятии сотрудников органов внутренних дел, с которыми им чаще всего приходится непосредственно встречаться в повседневной жизни, в частности, при обращении в дежурные части органов внутренних дел, подразделения паспортно-визовой службы, а также на наблюдениях за действиями сотрудников органов внутренних дел по отношению к другим гражданам — на улицах, рынках, подземных переходах, вокзалах, в метро, на автомобильных дорогах.

Здесь они сталкиваются, в основном, с сотрудниками милиции общественной безопасности (чаще всего с сотрудниками патрульно-постовой службы) и ГИБДД. Именно на восприятии гражданами поведения представителей этих служб строится стереотипизированный негативный образ сотрудников органов внутренних дел, не смотря на то, что они не являются репрезентативной частью всех сотрудников правоохранительных органов. Именно поэтому для формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел необходимо обращать особое внимание на отбор и профессиональную подготовку, личностные качества и развитие коммуникативных навыков представителей этих служб, на целенаправленную воспитательную работу с ними.


Исследования показывают, что негативный имидж сотрудников правоохранительных органов увеличивает трудности по комплектованию, снижает мотивацию к службе у сотрудников, создает ситуацию отсутствия широкой общественной поддержки, незащищенности личного состава от негативного информационно-психологического воздействия. Следствием этих психологических и многих других факторов становиться и низкая эффективность деятельности органов внутренних дел.

Отрицательный (негативный) имидж организации проявляется в отсутствии доверия к ней. Вопрос об имидже социальной организации, которой являются органы внутренних дел РФ, имеет чрезвычайное значение для установления и поддержания отношений с обществом.

В послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. в качестве одной из существенных черт современной внутриполитической жизни страны отмечается «низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти», к числу которых относятся и органы внутренних дел.

Авторитет органов внутренних дел, их позитивный имидж — являлся обстоятельством, повышающим доверие к милиции и, как следствие, влияет на результаты оперативно-служебной деятельности. Имидж сотрудников органов внутренних дел является весьма значимым феноменом, связанным с оценкой населением эффективности правоохранительной деятельности.

В настоящее время значение имиджа сотрудников органов внутренних дел резко возрастает. Позитивный имидж сотрудников органов внутренних дел формирует у людей психологическую установку на конструктивное взаимодействие с представителями правоохранительных органов.

Деятельность органов внутренних дел, как и любого другого органа системы государственного управления, испытывает на себе влияние множества внешних (социально-психологических) факторов, среди которых общественному мнению принадлежит весьма важное место. В общественном мнении имплицитно содержится и имидж сотрудников органов внутренних дел. Специфика функционирования общественного мнения заключается в том, что оно воздействует на все стороны деятельности органов внутренних дел, повышая либо снижая ее эффективность.

Формирование имиджа сотрудников органов внутренних дел невозможно без учета тенденций общественного мнения, сформированного в обществе. В то же время, позитивный имидж сотрудника органа внутренних дел является инструментом влияния на общественное мнение.



Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России предусматривается доведение результатов их функционирования до социально одобряемого уровня1. Это требует усиления внимания к воздействию на общественное мнение, формированию позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел России включает формирование позитивного образа сотрудников милиции, повышение их авторитета и престижа. Исследования показывают, что отношение общества к органам внутренних дел в значительной степени влияет на их морально-психологическое состояние, а значит на эффективность выполнения стоящих перед ними задач. Как один из важнейших элементов государства, органы внутренних дел затрагивают интересы всех россиян, влияя на стабильность в обществе и настроения людей. Следовательно, имидж органов внутренних дел, целенаправленно формируемый в массовом сознании, является важным элементом стабильности Российского государства.

Актуальной проблемой совершенствования системы организации воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел на современном этапе является забота об их престиже, авторитете и позитивном имидже. С этой проблемой связан вопрос о доверии к органам внутренних дел. Выявлена прямая связь: чем выше престиж, тем выше доверие. В противном случае деятельность органов внутренних дел становиться малопродуктивной1.

Как свидетельствуют данные исследований последних лет, в среднем до трети опрошенных граждан допускают вероятность для себя и близких пострадать от действий правоохранительных органов. Речь идет даже не об установлении партнерских отношений «милиция-общество», а о существовании в общественном мнении осознания реальной опасности подвергнуться нарушениям своих прав со стороны органов внутренних дел в том или ином виде.

По результатам изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел за период с 1995−2006 годы, проводимыми ВНИИ МВД России в 28 регионах Российской Федерации, установлено, что 30% населения неудовлетворительно оценивают деятельность милиции, и только 45% считают ее деятельность удовлетворительной2.

Ситуация с уровнем доверия населения органам внутренних дел осложняется еще одним обстоятельством. В современном российском обиходе норма закона порой существенно расходится с тем, что в обществе считается допустимым или, наоборот, недопустимым. Работнику милиции в ряде случаев приходится иметь дело с особой социокультурной средой, в которой довольно широко распространено убеждение, что требования закона подлежат дополнительному подтверждению, своего рода «личной ратификации» со стороны гражданина, т. е. признания ими необходимости соблюдать правовые нормы.


В какой-то мере решением проблемы укрепления доверия населения к милиции могла бы стать практика учета результатов и рекомендаций ведомственных социологических исследований сотрудниками правоохранительных органов общественного мнения в отношении тех или иных аспектов деятельности органов внутренних дел. Но, как показывают социологические исследования, а также данные внутриведомственных опросов, большая часть сотрудников органов внутренних дел однозначно настроена против любых мер, усиливающих общественный контроль над деятельностью правоохранительных органов.

Постоянное пребывание значительной части населения в тревоге за свою безопасность активно репродуцируется посредством «информационного образа преступности», порождаемого не самим криминогенным фактором, а предоставляемыми СМИ сведениями о нем. Воздействие фона «информационной преступности» на степень закрепления в сознании людей любой криминальной информации косвенно подтверждается несовпадением уровня зарегистрированной преступности и результатами проведенных локальных исследований об уровне виктимности населения.

Понимание важности такого социально-психологического феномена, как имидж применительно к органам внутренних дел заставляет активизировать разработку и использование системы специальных мероприятий по «управлению впечатлением», направленных на изменение сложившегося в обществе негативного стереотипизированного образа сотрудников органов внутренних дел, т.е. их имиджа.

Проблему формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации можно отнести к одной из первоочередных проблем реформирования правоохранительной системы России в целом. Изменение в лучшую сторону имиджа работника органа внутренних дел невозможно без осознания в обществе непреложного факта, что сотрудник органов внутренних дел должен быть обеспечен достойным денежным содержанием, пакетом реальных и значимых социальных гарантий, т.е. материально и «психологически» мотивирован для выполнения своих профессиональных обязанностей под контролем общества1.

В полиции США, Великобритании, Франции создана разветвленная система связей с общественностью, главной задачей которой является создание положительного имиджа данных государственных институтов. Для них формирование имиджа это
, в первую очередь, эффективное использование информационно-психологических технологий и постоянный поиск новых, более действенных методов его формирования.

В настоящее время в России отношение граждан к органам охраны правопорядка является недостаточно позитивным. Исследования показывают, что авторитет всей правоохранительной системы снизился до опасного уровня, который нельзя считать удовлетворительным. Это в существенной степени отличает Россию от развитых стран Запада. Например, во Франции полиция пользуется в настоящее время «безусловным доверием» примерно 75% населения, схожими показателями характеризуется положение дел в Великобритании, Германии и других европейских странах. В России этот показатель в настоящее время в 2−3 раза ниже.

В странах с демократической формой управления считается нормой оценивать характер взаимоотношений между правоохранительными органами и населением (в том числе и органами внутренних дел) в качестве важнейшего индикатора состояния общественно-государственных отношений. С одной стороны, органы внутренних дел в глазах населения демократических стран олицетворяют порядок, установленный законом в рамках управления государством, в том числе и на уровне органов самоуправления. С другой — органы внутренних дел являются для граждан этих стран наиболее «осязаемым» институтом власти, оценка качества, функционирования которого зависит не столько от объективных показателей (уровня преступности и раскрываемости), а сколько от общественного мнения о состоянии собственной безопасности граждан, проживающих на подведомственной территории.1

Создание позитивного имиджа органов внутренних дел не возможно без формирования качественно новой профессиональной культуры сотрудника милиции, культивирования нового образ служителя закона, ориентированного на изменение отношения общества к органам внутренних дел. Все это объективно подталкивает к всестороннему использованию в организации воспитательной работы с личным составом органов, подразделений и учреждений МВД России знаний о социально-психологической природе и механизмах формирования имиджа сотрудников органов внутренних дел, что позволит повысить эффективность их служебной деятельности.