Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 547
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Эстетическими чертами красоты обладает труд, внутренне содержательный и вместе с тем внешне выразительный. Например, чем выше мастерство следователя, криминалиста, работника ГИБДД или другого специалиста, тем красивее и внешне выражение труда, четче организация, выше культура, гармоничнее форма, которую приобретает их деятельность, а всё это укрепляет авторитет милиции среди населения.
Единство внешней и внутренней красоты выражает единство содержания и формы. Четкость и организованность, будучи полезными и эффективными в оперативно-служебной деятельности, красивы и эстетически впечатляющи внешне. Напротив, нарушение ритмичности, гармонии действий и внешне некрасиво, и приносит вред делу. Отталкивающее впечатление производят суетливость и нерасторопность работника, неумение правильно организовать силы и средства.
Эстетическая оценка деятельности наряду с восприятием внешних черт обязательно учитывает элементы, которые в совокупности способны составить полное представление о прекрасном и безобразном: внешнее выражение деятельности, внутреннюю ее сущность, характер взаимосвязи внешнего вида и сущности, степень соответствия между ними. При этом имеется в виду не абстрактное единство внутреннего и внешнего, а целостное восприятие деятельности во всем ее чувственном богатстве и глубине внутреннего содержания, которые отвечают как нравственным и профессиональным критериям, так и практической целесообразности.
Реальную красоту труду сотрудников органов внутренних дел придает соблюдение дисциплины, которая состоит в строгом и точном выполнении правил и порядка, установленных законодательством Российской Федерации, Уставами, а также приказами и инструкциями министра внутренних дел. Она основывается на высокой сознательности, общей и политической культуре лиц рядового и начальствующего состава, глубоком понимании ими служебного долга и личной ответственности за порученное дело. Строгое соблюдение субординации, беспрекословное выполнение приказов и распоряжений
, слаженность в работе являются залогом высокой боеспособности и готовности к выполнению любых оперативно-служебных задач.
Таким образом, служебная дисциплина, подчеркнутая субординация, построенные на четких принципах и правовых предписаниях, раскрывают гармоничность характера взаимоотношений в служебном коллективе сотрудников органов внутренних дел. Нравственное и эстетическое здесь тесно переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Необходимо отметить, что проявление эстетического во взаимоотношениях в служебном коллективе выражаются в манере разговора, внешнем виде работников. По речи можно определить степень, широту и содержание духовной культуры личности, судить о внутреннем мире человека, логике его мышления. В сопоставлении с деятельностью и поведением человека речь является незаменимым средством определения качества личности, способствует контакту работника милиции с народом.
Первоначальное представление о культуре дает внешний вид. Здесь проявляются не только вкусы, но и некоторые черты характера человека. Трудно себе представить работника неряшливого и в то же время пунктуального в выполнении своих служебных обязанностей. Напротив, простота, скромность и опрятность одежды и обуви, как правило, — свидетельство общей подтянутости, собранности и организованности, к нему и естественно доброе отношение и поддержка как молодых, так и пожилых.
Внутренней потребностью каждого работника должна быть забота о красоте быта. Особенно это относится к эстетике окружающей предметной среды, которая при наличии выработанных эстетических вкусов способна доставлять радость в работе. Предметная среда в служебной обстановке имеет способность активно и по-разному (в зависимости от своего характера и содержания) воздействовать на сознание работников: повышать морально-служебный тонус личного состава, поддерживать высокую готовность и боеспособность подразделений либо ослаблять этот настрой.
Эстетика быта должна быть органически соединена со спецификой служебных условий и подчинена выполнению служебных задач и нравственному совершенствованию работников органов внутренних дел. В административных помещениях сотрудники проводят большую часть своего рабочего времени. От того, насколько удобно помещение и как оно соответствует созданию творческой обстановки, в значительной мере зависит эффективность работы. В то же время, бытующая кое-где склонность к бездомному украшательству противоречит атмосфере строгого, точно регламентированного служебного быта.
Ведущая роль в создании нормальной моральной атмосферы и рабочей обстановки, сплочении коллектива принадлежит начальнику. Он — организатор служебной деятельности и руководитель работы органа и подразделения. Выработанное годами требование к начальнику: «Руководить — значит воспитывать!» и сегодня остается актуальным. Личный пример руководителя служит необходимым условием эффективности нравственного и эстетического воспитания сотрудника. Начальник должен стремиться быть на уровне требований, предъявляемых к руководителю коллектива, глубоко знать свое дело, иметь достаточно широкий кругозор, быть хорошо осведомленным в области политической и культурной жизни страны. Только тогда он будет служить образцом для подчиненных, вызывая у них чувства уважения, а иногда и подражания.
Вместе с тем, негативное восприятие вызывают присущие некоторым начальникам качества нерешительности, суетливости, мнительности, нетерпения и болезненного отношения к предложениям и критическим замечаниям со стороны подчиненных. Такой начальник вносит нервозность, разлад и разобщенность в жизнь коллектива, недоверие к его организаторским способностям, что, в конечном счете, сказывается на нравственной атмосфере в подразделении.
В духовной жизни работников органов внутренних дел, укрепления их связей с населением, важное место занимают традиции и ритуалы. Их знание, четкое организационное оформление и умелое проведение развивают внутреннюю потребность в безупречном выполнении служебного долга, в обмене опытом и знаниями.
Ритуал в жизни работников органов внутренних дел — это совокупность установленных обычаем относительно устойчивых действий, выражающих в эмоционально-окрашенной, конкретно-чувствительной форме отношение к определенному торжеству, важному событию в жизни коллектива. Этими событиями могут быть принятие Присяги, вручение наград, посвящение в профессию, выпуск из высшего учебного заведения, торжественные построения.
Яркая форма ритуала способствует раскрытию общественно значимых мотивов и идей, которые люди вкладывают в конкретный жизненный факт. В церемониале органически сочетаются эстетическая форма и высоконравственное содержание. При этом именно содержание определяет его внешнее решение, композицию, структуру, тональность, продолжительность.
Таким запоминающимся ритуалом для многих работников милиции и других подразделений органов внутренних дел было вручение государственного Знамени Министерству внутренних дел, которое прошло на Красной площади столицы накануне Дня милиции 9 ноября 1996 г. На Знамени как символ правопорядка и защиты личности изображены щит и меч.
Сила эмоционального воздействия ритуалов заключается в неразрывном единстве сущности проводимого мероприятия и красоты формы, учитывающей специфику эстетического отражения человеком окружающего мира. Заряд эстетического переживания может быть очень сильным. А. С. Макаренко квалифицировал его как «метод взрыва». В такие минуты проникнутый торжественностью и величием момента, его глубочайшим философским содержанием человек как бы заново осмысливает прошлое и настоящее, все мелочи, второстепенное отходит на второй план, он испытывает подъем духовных сил, становится возвышеннее и чище.
Стало доброй традицией 10 ноября в день милиции России возлагать цветы и венки в Москве, на Трубной площади к памятнику «Благодарная Россия — солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Сам же ритуал содержателен и эмоционален. В нем принимают участие руководители МВД, ГУВД Москвы и Московской области, ветераны, отличники службы, представители общественности, члены семей сотрудников погибших при исполнении служебного долга, журналисты, священнослужители, курсанты и слушатели учебных заведений, жители и гости Москвы, Почетный караул, звучание духового оркестра, прохождение под боевым знаменам — все это придает ритуалу высокую духовную значимость.
При совершении ритуала особое внимание уделяется четкости команд и синхронности выполнения строевых приемов, форме одежды его участников. Красота и элегантность формы, подтянутость, значимость момента создают неповторимый настрой внутреннего удовлетворения и гордости всех участников церемониала. Важную роль приобретает музыкальное оформление ритуалов. Торжественная и маршевая музыка вызывает особые эмоциональные чувства. Все эти элементы составляют форму ритуала и наряду с содержанием определяют его эстетическую ценность, глубину воздействия на чувства и сознание людей.
Говоря о значении традиций в формировании нравственно-эстетических качеств сотрудников органов внутренних дел приведем еще один пример. В год 70-летия уголовного розыска в УВД Пермской области была открыта галерея заслуженных ветеранов. Подобные галереи были созданы также в службах БЭП и ЭКУ. Совет ветеранов УВД области и фонд «Ветеран», который возглавляет бывший начальник уголовного розыска Я. А. Вагин, учредили пять премий. Они вручаются молодым сотрудникам, признанным победителями в конкурсе лучшего по профессии. Ежегодно проводимые конкурсы профессионального мастерства криминальных служб давно стали школой оперативной работы и развития личности, так как участие в них требует от конкурсантов не только эрудиции, но и достаточно высокой культуры. Важно отметить, что в подразделениях пермской милиции стало доброй традицией ежегодное проведение смотров самодеятельного художественного творчества сотрудников и членов их семей. В 1996 году имел большой успех конкурс авторов и исполнителей самодеятельной песни. В выпущенной книге-миниатюре особо выделены стихи Я. Баталова, бывшего начальника отдела УУР, погибшего в схватке с преступниками. На его ярких и добрых произведениях воспитывается молодое поколение солдат правопорядка.
Рассмотренные нравственно-эстетические аспекты являются необходимым условием формирования высокой культуры сотрудников органов внутренних дел, глубоко осмысленного и добросовестного выполнения ими служебного долга, что в конечном итоге, безусловно влияет эффективным стимулом в росте авторитета милиции среди населения.
Культура человеческих отношений — «философский камень», требующий пристального внимания и изучения. «...Смысл нашей жизни — счастье человеческого общения, — писал академик В. А. Сухомлинский. — Не в том счастье, чтобы замкнуться от людей, а в том, чтобы высшей нашей потребностью... была потребность в человеке»1. Быть может, сами основы человеческой цивилизации лежат в удивительной тяге людей друг к другу.
Высокая культура человеческих отношений объективно способствует самовыражению личности, ибо накопленные ею духовные ценности, социальный и профессиональный опыт наиболее успешно открываются и выражаются в обстановке доброжелательности. В этом смысле человеческое общение следует рассматривать как особую форму социального творчества. Культура человеческого общения обладает волшебным даром обогащения человека мудростью и радостью от встречи с другим человеком, познания его духовных, нравственных и душевных богатств. Именно в человеческом общении приобретаются и воспитываются важные духовные качества, выступающие на равных с высшими художественными и нравственными ценностями общества.
А ведь известно, что настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения людей, с которыми мы общаемся. Понятно, что дружеское отношение к нам радует, а плохое и враждебное — огорчает, тревожит. Но важно также и то, что даже при отсутствии каких-либо существенных проявлений окружающих нас людей по отношению к нам, тончайшие оттенки их поведения нами учитываются и влияют на наше самочувствие.
Каждодневное поведение солдата правопорядка в огромной степени зависит от его мировоззрения, от того, как он вообще смотрит на мир, на людей. Трудно призывать к хорошим манерам человека, который высокомерно и пренебрежительно относится к своим коллегам, и хуже того, на почве зависти плетет интриги. Уместно напомнить слова французского писателя-моралиста XVII в. Франсуа де Ларошфуко: «Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства». Зависть разъедает внутренний мир немалого числа людей. Как правило, зависть и неуважение чаще всего проявляются к интеллектуальному развитию, таланту, знаниям, успеху и опыту человека. И нередко торжествует диктатура посредственности. У писателей Стругацких как-то прозвучала примечательная фраза: «серые начинают и выигрывают».