Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 559
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
В книге отзывов музея ГУВД прекрасный русский писатель-сибиряк Валентин Распутин оставил запись: «Не было музея и, казалось, наверное, что можно обойтись и без него. А сейчас, когда музей есть, ясно, что без него нельзя.
Удивительный музей и своими экспонатами и святым отношением к памяти старых и ушедших товарищей.
Музеев много, но подобное отношение встречается не часто».
И еще несколько слов о библиотеке УВД Иркутской области. На ее стеллажах более 25 тысяч книг: юридическая, экономическая, историческая литература, словари, справочники, учебники, книги по всем отраслям знаний, художественные произведения. Работники библиотеки осуществляют напрямую культурно-просветительную работу в милицейских подразделениях области с обзорами литературы, передвижными выставками.
И это действительно только один конкретный пример из многих …
Тем не менее, подчеркнём особо, что ныне как никогда с особым чувством воспринимаются обеспокоенность, острота и конструктивизм слов Министра внутренних дел России генерала армии Р.Г. Нургалиева. И корни их глубоки. Ведь еще 25 января 1919 года Главмилиция НКВД РСФСР направила на места циркуляр, в котором обращалось внимание на недопустимость грубого и неуважительного отношения сотрудников милиции к гражданам1.
Мысленно переносясь из того времени в день сегодняшний, невольно еще и еще раз осознаешь роль в и значение эстетической важности для каждого из нас, кто несет службу в органах подразделениях, учреждениях и учебных заведения МВД России. И яркое подтверждение находишь в Обращении Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск России: «… сотрудник органов внутренних дел должен быть тактичен при обращении с гражданами, справедливо и исключительно с позиции закона оценивать их поведение и действия, чутко относиться к их просьбам и заявлениям. При этом быть самокритичным, способным адекватно реагировать на справедливые замечания, правильно оценивать свои ошибки и своевременно устранять их, следить за культурой своей речи и внешним видом…»2.
В этом кратком, но очень емком и точном документе содержится четкая характеристика главнейших качеств, необходимых специалисту той специфической сферы деятельности, которая находится в компетенции органов внутренних дел. Вышеназванные черты профессионального и морального облика сотрудника следует рассматривать как общие для всего личного состава.
Таким образом, те свойства человеческого характера, которые традиционно рассматривались как высокоморальные устои личности, сегодня являются неотъемлемой стороной служебной деятельности сотрудника органов внутренних дел и показателем его профессионального мастерства, уровня духовно-нравственного культурно-эстетического развития.
Прав святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, провозглашая: «Не будем стесняться высоких слов: людей надо воспитывать, делать добро и творить его»1.
Выработка необходимых нравственно-эстетических качеств в существенной степени зависит от постановки воспитательной работ с личным составом, направленной на постоянное формирование стойких морально-мировоззренческих принципов у сотрудников, стремление постоянно добиваться высоких показателей в оперативно-служебной деятельности подразделений.
Культурно-эстетическая работа имеет прямую связь с ростом и совершенствованием профессионального мастерства личного состава.
В отличие от представителей других профессий работник милиции на протяжении чуть ли не всего времени (не только служебного) находится в состоянии боевой готовности, постоянного напряжения. Кроме того, работники милиции нередко подвергаются воздействию отрицательных эмоций, испытывают негативные психологические перегрузки. Они сталкиваются со множеством явлений антиобщественного порядка, восприятие которых при определенных условиях может притупляться, происходит профессиональная деформация, неизбежно ведущая к черствости, бездушию, грубости.
Выработка стойкого иммунитета к профессиональной деформации не может быть обеспечена лишь требовательностью к морально-эстетическому облику сотрудника. Громадную роль играет также создание положительного фона настроения сотрудника, т.е. использование в эстетическом воспитании положительных сторон служебной деятельности и окружающей его действительности, чтобы он мог преодолевать стрессовые состояния и избегать профессиональной переадаптации и деформации. Исключительное значение приобретает в профессиональной подготовке личного состава эстетическая воспитанность, направленная на формирование вкуса к прекрасному, повышение уровня общей культуры, культуры поведения и общения с людьми, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективах.
Следует также учитывать, что с широким развитием гласности и демократии, ростом идеологической информированности личного состава, его образованности, интеллекта — люди разительно меняются.
Сегодня, как никогда раньше, перед руководящим составом, работниками кадровых и воспитательных аппаратов встали задачи, для решения которых необходимо изучать запросы и интересы сотрудников, особенно молодых, их бытовые условия, индивидуально-психологические характеристики, структуру межличностных отношений в коллективах. Это помогает руководителю избрать верные пути индивидуального подхода к каждому, разнообразить методы воспитания, социально-правовой защиты, морально-психологической подготовки сотрудников, эстетической воспитанности.
Интересны в этом отношении результаты социологического опроса молодых людей УВД по Рязанской области.
Более половины опрошенных ответили, что на работу в органы внутренних дел их привела нетерпимость к правонарушителям, желание бороться с преступностью и эстетической невоспитанностью. Это говорит о том, что подавляющее большинство молодежи приходит на работу в милицию осознанно.
Почти 20% вновь поступивших привлекла к нам романтика службы. Их нужно готовить к тому, что работа в органах внутренних дел полна трудностей, которые необходимо преодолевать.
Опрос показал, что не во всех органах и подразделениях внимательно относились к новичкам. С 9% из них во время приема на работу никто из руководителей не беседовал, 4% дали ответ, что коллектив встретил их безразлично.
Слабо поставлено кое-где и наставничество. Над 14% вновь принятых на службу в милицию шефство не осуществлялось.
Около 12% милиционеров ни разу не побывала на занятиях по стрельбе. Слабо знали правила применения и обращения с оружием, его материальную часть.
Отвечая на вопрос: «Какая информация вас больше интересует?», большинство (64,2%) пояснило — события международной жизни, 44,3% — работа органов внутренних дел, 53% — внутренняя жизнь нашего государства, 35,3% — юридические знания, 16,5% — эстетика, 14,8% — правила хорошего тона.
На вопрос: «Что вам нравится в Вашем подразделении?», ответы были следующие: стремление к правопорядку, дружный коллектив, взаимное уважение, гордость за свою профессию, высокая дисциплина.
Вот ответы, которые заставляют специалистов воспитательных аппаратов разобраться сегодня в мотивах поведения молодежи, по-новому взвесить и оценить свои воспитательные возможности, ибо изучение мотивов поведения личности сотрудника, его правового сознания, психологического отношения к негативным явлениям, культурно-эстетическая воспитанность, с которыми он неминуемо сталкивается в процессе службы, поможет сделать более предметной и конкретной методику организации идеологических мероприятий, проводить их не шаблонно, а с учетом индивидуальных особенностей человека, его склонностей, характера. Все это вместе взятое предупредит имеющиеся еще случаи умозрительности, формальных выводов, позволит с наибольшей эффективностью вести практическую работу.
Требование расширения научных основ в эстетическом воспитании следует рассматривать как важную практическую проблему, продиктованную живой логикой не только сегодняшнего дня, но и перспективой самого ближайшего времени.
Приобщать сотрудников органов внутренних к культуре — значит повышать их общественную активность, воспитывать стремление к творчеству, к созиданию. Культура труда, быта и отдыха тесно взаимосвязаны.
Что сегодня характеризует работу клубных учреждений МВД России? Ответ один — разнообразие эффективных методических и практических приемов работы: концерты дипломантов и лауреатов III Всероссийского фестиваля народного творчества, конкурсы солистов-вокалистов и вокально-инструментальных ансамблей, деятельность клубов любителей детектива и др.
Из многочисленных примеров, имеющихся у автора, остановимся на одном. Почти два месяца клуб ГУВД по Пермскому краю совместно с Товариществом русских художников, музеем истории пермской милиции и клубом «Хранителей истории» проводил «Дни славянской культуры на пермской земле».
Вот календарный план Дней:
23 апреля | Славянские чтения «Слово о полку Игореве» и современность. Литературно-музыкальная композиция «Образы Древней Руси в музыке, слове, танце». Встречи с учеными, коллекционерами, библиофилами — специалистами по древнерусской литературе. |
24 апреля | «Тема Родины в литературе Древней Руси». Заседание клуба «Хранители истории». Открытие выставки факсимильных изданий древнерусских книг из собраний Л. И. Новиковой. |
26 апреля | «Совесть и честь» Молодежи о русских патриотических традициях. Тематический вечер. |
2 мая | «Во славу Отечества» Праздник для мальчишек и их родителей (в рамках общегородской программы «Бородинский год») |
7 мая | «И боль, и радость, и надежда…» Праздник ветеранов органов внутренних дел, посвященный 45-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне |
15 мая | «Благотворительность в Перми». Краеведческий вечер. Сбор средств на реставрацию памятников истории и культуры. |
20 мая | Общественное чаепитие и аукцион «Русский чай». |
26 мая | «Поющая Россия». Большой заключительный концерт в театре оперы и балета им. П. И. Чайковского «О национальном достоинстве и национальном достоянии» Встречи с деятелями культуры и искусства в отделах и подразделениях ГУВД по Пермскому краю. |
Учреждение культуры ГУВД по Пермскому краю стало центром политического просвещения личного состава, формирования у него активной жизненной позиции, идейной зрелости, эстетического воспитания на конкретных примерах мужества, благородных поступках сотрудников органов внутренних дел.
У работника милиции служебная ответственность органически сливается с нравственно- эстетическим требованием. Он вступает в схватку со злом. Но что тут на первом месте? Долг по правовому обязательству или по этическому чувству? Этот вопрос далеко не праздный.
В органах внутренних дел ГУВД по Алтайскому краю систематически проводятся анкетирование молодых сотрудников милиции.
Организаторы анкетирования ставили перед собой цель узнать оценку проводимой воспитательной работы, влияние коллектива на становление молодых сотрудников, чтобы руководители органов и подразделений могли целенаправленно планировать и организовывать воспитательный процесс, совершенствовать идейно-политическое и нравственное воспитание молодых сотрудников милиции.
Наряду с такими положительными явлениями, как рост авторитета милиции у населения, в том числе у молодежи, расширение у сотрудников кругозора, повышение образовательного уровня, улучшение психологического климата в коллективах, социологический опрос выявил и негативные моменты, обусловленные просчетами в идейно-воспитательной и культурно-просветительной работе.
На вопрос «Как Вас встретил коллектив, в который Вы пришли работать» даны следующие ответы:
| 2005 | 2006 | 2007 |
Торжественно, с соблюдением определенных ритуалов | 9,7 | 13,5 | 8,6 |
хорошо | 72,5 | 75,6 | 76,8 |
удовлетворительно | 12,5 | 7,8 | 11,3 |
безразлично | 5,5 | 3,3 | 3,2 |
На местах стало меньше проводиться торжественных встреч новичков, значительное число молодых сотрудников ощущают безразличие к ним, что отрицательно влияет на их становление.
Вот как оценивают молодые сотрудники коллективы тех органов, подразделений, где они работают.
Что им нравится:
| 2005 | 2006 | 2007 |
Дружный коллектив | 46,3 | 55,7 | 53,4 |
Стремление к укреплению правопорядка | 51,8 | 33,7 | 27,1 |
Гордость за свою профессию | 25,9 | 13,8 | 9,7 |
Взаимное уважение | 21,8 | 19,5 | 19,8 |
Высокая дисциплинированность | 13,9 | 6,2 | 9,3 |
Забота сотрудников о своей внешней и внутренней культуре | 12,6 | 3,9 | 4,4 |
Самокритичность и принципиальность | 10,9 | 4,2 | 3,4 |