Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 515
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Низкая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль, а не только свои знания и свои идеи. Между тем, истинное понимание сути дела рождается только в противоборстве мнений, в открытом противопоставлении точек зрения. Вне дискуссии истину познать невозможно. При этом, подчеркивал основатель культуры дискуссии древнегреческий философ Сократ, всеспорящий, и в их числе он сам, ведущий и направляющий диспут остаются в равном положении. Все в одинаковой мере имеют право на критику, нет насильственно присвоенных привилегий, не признается никакая «монополия на истину». Сократовские принципы — как они актуальны сегодня!
Терпимость к другому мнению — такой должна быть норма жизни: научиться преодолевать неприкасаемость своего «Я», уметь спокойно выслушивать и понимать (даже не принимая) различные суждения, достойно участвовать в спорах, уважать полемику, привыкать к ней, совместными усилиями ставить проблему, находить и постигать истину — таковы основы подлинно демократического мышления и ведения полемики.
Призывая к терпимости (толерантности) и добрым взаимоотношениям, нельзя в то же время потворствовать кляузникам, интриганам. Однако отпор можно по-разному: зло можно пресечь, а можно и разжечь. Но во всех случаях, не пресеченное и не получившее отпор зло размножается в геометрической прогрессии, оно многолико. Зло и гуманизм — антиподы, поэтому к людям, плодящим зло, подходить с позиции гуманизма не эффективно.
Но нередко без всякого злого умысла, без намерения обидеть, оскорбить, унизить, а просто по недомыслию или черствости душевной, в принципе хорошие люди, не задумываясь над формой своего поведения, не придавая значения простым и полезным правилам повседневного общения, как бы походя, наносят обиды своим близким коллегам.
В связи с этим выскажем два соображения. Первое. Любезное и внимательное отношение к окружающим не вызывает никаких дополнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Второе. Человек, хорошо общающийся со своими ближними и коллегами, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения огромное удовлетворение.
Особое внимание в обращении следует уделять манере разговора. Слово врачует и ранит, радует и печалит, волнует и успокаивает, сближает и разъединяет, помогает предельно ясно выделить, и, напротив, извратить или скрыть свои мысли. Уместно напомнить, что ныне в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях широко распространяется такая форма общения с населением, как
«телефон доверия». И здесь исключительно важна способность, владение манерой разговора. По речи определяют степень, широту, содержание духовной культуры личности.
Язык как средство общения людей состоит не только из слов, предложений и фраз, но из той формы произношения слов и предложений, которые называются интонацией. Интонация сама по себе является могучим выразительные для передачи мысли, что одно и то же слово, сказанное с различными интонациями, приобретает и разный смысл. В системе К. С. Станиславского этот вопрос удачно определяется формулой «текста и подтекста». В жизни чаще всего мысль человека одновременно выражается в нужных словах, сказанных с нужной интонацией. Но мы не всегда об этом помним. Можно сказать вполне безобидные слова не повышая голоса, но интонация будет обидной, оставляя в душе неприятный осадок.
Надо пояснить: каждый нормальный человек воспринимает своего ближнего и его отношение гораздо тоньше, точнее и подробнее, чем этому ближнему кажется. Подобное восприятие человеком окружающего мира и людей производит на него гораздо более эмоциональное воздействие, чем обычно считают. Но это уже психологическая сторона вопроса.
Есть одно, давно вошедшее в русский язык слово, без которого трудно обойтись, рассматривая наши проблемы. Слово это — «деликатность». Оно сейчас почти вышло из употребления, но если не придумать ему достойной замены, то стоит еще на некоторое время возродить его в обиходе. Какое значение получило это слово в русском своем воплощении? Тонкость, чуткость, осторожность в обращении с кем либо.
Или вспомним, что один из семантических смыслов термина «культура» связан со словом «почтение». И вместе с тем, как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в человеческом общении важны еще и веживость, и терпимость, отсутствие капризности, раздражительность... Не будем забывать звучащие как завещание молодежи слова великого полководца Г. К. Жукова: «…особенно важно помнить — среди вас живут воевавшие люди. Относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами. Не забывайте о них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в автобусе и в семье.
Бывший солдат не станет вам жаловаться — не та закваска характера. Будьте сами предусмотрительны. Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно».
Все названные положения — не абстрактные размышления. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не только в обыденной жизни, но в служебных коллективах создавать такую атмосферу, где каждый бы стремился к утверждению доброжелательности, корректности во взаимоотношениях, на практике претворяя принципы гуманизма.
§ 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел
В Приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», подписанном Министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р. Г. Нургалиевым, четко определены главные цели обновляемой системы воспитательной работы:
«Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности зп историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности. /…/
Активизацию сферы ведомственной культуры в целях повышения уровня культурно-эстетического воспитания личного состава, престижа милицейской службы и формирования ее позитивного имиджа; поддержку деятельности ведомственных культурно-просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечение сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к участию в творческих музыкальных, художественных, литературных смотрах и конкурсах.
…2. Установить, что координацию и методическое руководство воспитательной работой с личным составом органов внутренних дел осуществляет Управление организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.
3. Персональную ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложить на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей по работе с личным составом.
4. Главными критериями эффективности воспитательной работы считать достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделении».
Нам представляется, что конкретным реагированием на приказ
№ 120-2007 г. является фестивальное движение в МВД Российской Федерации — как неотъемлемой части масштабной культурно- эстетической деятельности, направленной на воспитание сотрудников настоящими патриотами, готовыми созидательным трудом крепить могущество и славу Отечества. В рамках движения ежегодно проходит фестиваль музыкального творчества «Щит и Лира». Он возродил ярчайшее явление в Российской системе правоохранительных органов — самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.
11 июня 2009 г. в четвертый Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира» завершился гала-концертом с участием лучших творческих коллективов и исполнителей — победителей региональных смотров-конкурсов музыкального творчества сотрудников, военнослужащих МВД России и членов их семей, а также профессиональных мастеров искусств и музыкальных коллективов страны.
Поддерживая инициативу Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев подчеркнул: «Фестиваль «Щит и Лира» — не только ответственная акция, но и хорошая школа развития творческих способностей наших сотрудников и военнослужащих, надежное подспорье в приобретении ими бесценного опыта общения с широкой зрительской аудиторией».
Поддержка Министром фестивального движения вселяет оптимизм и чувство ответственности в каждом, кто занимается в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях культурно-эстетической деятельностью. И, прежде всего, в коллективы наших учреждений культуры.
Ведь только в учреждениях культуры можно создать особый микроклимат, ярко и убедительно рассказать о традициях, ветеранах, отличниках службы, настоящей романтике милицейского труда, провести вручение погон, служебного удостоверения, табельного оружия, торжественное принятие присяги, не забыть пригласить начинающих службу на кинофестиваль, на занятие университета культуры. Важно вовремя сказать теплое слово человеку в милицейской форме, поддержать его советом, порекомендовать интересную книгу, пригласить в клуб с семьёй, наконец, снять удручающее состояние, появившееся после напряженного трудового дня.
Все это требует педагогического таланта и такта, психологического мастерства, влюбленности в профессию культпросветработника органов внутренних дел. И сегодня вспоминая положительный опыт работы с личным составом, как о мастерах своего дела можно сказать о работниках учреждений культуры ГУВД по г. Москве, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Ростовской области, Волгоградской области, Пермскому краю, Самарской области, УВД по Омской области др. Вот только один пример из многих. В центре города Иркутска вот уже более полувека располагается Дом культуры им. Ф. Э. Дзержинского ГУВД по Иркутской области. Поиск интересных форм работы, творческий подход — главный закон коллектива Дома культуры: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии по музею Боевой Славы, премьеры хронико-документальных и художественных фильмов, концерты непосредственно в подразделениях, конкурсы стенных газет, фотогалерея Ветеранов и фотовыставки «Как молоды мы были», смотры детского рисунка и бального танца «Чистописание по паркету», выпускные вечера для школьников города, курсантов военных училищ, свадьбы, дни рождения, проводы на пенсию и т. д.