Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Низкая культура общения сказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении ценить чужую мысль, а не только свои знания и свои идеи. Между тем, истинное понимание сути дела рождается только в противоборстве мнений, в открытом противопоставлении точек зрения. Вне дискуссии истину познать невозможно. При этом, подчеркивал основатель культуры дискуссии древнегреческий философ Сократ, всеспорящий, и в их числе он сам, ведущий и направляющий диспут остаются в равном положении. Все в одинаковой мере имеют право на критику, нет насильственно присвоенных привилегий, не признается никакая «монополия на истину». Сократовские принципы — как они актуальны сегодня!

Терпимость к другому мнению — такой должна быть норма жизни: научиться преодолевать неприкасаемость своего «Я», уметь спокойно выслушивать и понимать (даже не принимая) различные суждения, достойно участвовать в спорах, уважать полемику, привыкать к ней, совместными усилиями ставить проблему, находить и постигать истину — таковы основы подлинно демократического мышления и ведения полемики.

Призывая к терпимости (толерантности) и добрым взаимоотношениям, нельзя в то же время потворствовать кляузникам, интриганам. Однако отпор можно по-разному: зло можно пресечь, а можно и разжечь. Но во всех случаях, не пресеченное и не получившее отпор зло размножается в геометрической прогрессии, оно многолико. Зло и гуманизм — антиподы, поэтому к людям, плодящим зло, подходить с позиции гуманизма не эффективно.

Но нередко без всякого злого умысла, без намерения обидеть, оскорбить, унизить, а просто по недомыслию или черствости душевной, в принципе хорошие люди, не задумываясь над формой своего поведения, не придавая значения простым и полезным правилам повседневного общения, как бы походя, наносят обиды своим близким коллегам.

В связи с этим выскажем два соображения. Первое. Любезное и внимательное отношение к окружающим не вызывает никаких до­полнительных расходов, не нарушает бюджета человека, не изнуряет его непосильным трудом. Второе. Человек, хорошо общающийся со своими ближними и коллегами, не только доставляет им радость, но и сам получает от своего поведения огромное удовлетворение.

Особое внимание в обращении следует уделять манере разговора. Слово врачует и ранит, радует и печалит, волнует и успокаивает, сближает и разъединяет, помогает предельно ясно выделить, и, напротив, извратить или скрыть свои мысли. Уместно напомнить, что ныне в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях широко распространяется такая форма общения с населением, как
«телефон доверия». И здесь исключительно важна способность, владение манерой разговора. По речи определяют степень, широту, содержание духовной культуры личности.

Язык как средство общения людей состоит не только из слов, предложений и фраз, но из той формы произношения слов и предложений, которые называются интонацией. Интонация сама по себе является могучим выразительные для передачи мысли, что одно и то же слово, сказанное с различными интонациями, приобретает и разный смысл. В системе К. С. Станиславского этот вопрос удачно определяется формулой «текста и подтекста». В жизни чаще всего мысль человека одновременно выражается в нужных словах, сказанных с нужной интонацией. Но мы не всегда об этом помним. Можно сказать вполне безобидные слова не повышая голоса, но интонация будет обидной, оставляя в душе неприятный осадок.

Надо пояснить: каждый нормальный человек воспринимает своего ближнего и его отношение гораздо тоньше, точнее и подробнее, чем этому ближнему кажется. Подобное восприятие человеком окружающего мира и людей производит на него гораздо более эмоциональное воздействие, чем обычно считают. Но это уже психологическая сторона вопроса.

Есть одно, давно вошедшее в русский язык слово, без которого трудно обойтись, рассматривая наши проблемы. Слово это — «деликатность». Оно сейчас почти вышло из употребления, но если не придумать ему достойной замены, то стоит еще на некоторое время возродить его в обиходе. Какое значение получило это слово в русском своем воплощении? Тонкость, чуткость, осторожность в обращении с кем либо.

Или вспомним, что один из семантических смыслов термина «культура» связан со словом «почтение». И вместе с тем, как зримо исчезло из жизни почтительное отношение друг к другу! А ведь в человеческом общении важны еще и веживость, и терпимость, отсутствие капризности, раздражительность... Не будем забывать звучащие как завещание молодежи слова великого полководца Г. К. Жукова: «…особенно важно помнить — среди вас живут воевавшие люди. Относитесь к ним с почтением не только в дни, когда они с орденами собираются поговорить с вами. Не забывайте о них в сутолоке жизни: на вокзале, в приемной по житейским делам, в поликлинике, в автобусе и в семье.

Бывший солдат не станет вам жаловаться — не та закваска ха­рактера. Будьте сами предусмотрительны. Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно».


Все названные положения — не абстрактные размышления. Их необходимо знать и учитывать, чтобы не только в обыденной жизни, но в служебных коллективах создавать такую атмосферу, где каждый бы стремился к утверждению доброжелательности, корректности во взаимоотношениях, на практике претворяя принципы гуманизма.


§ 2. Эстетическое воспитание как приоритетное направление воспитательной работы в органах внутренних дел



В Приказе МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел», подписанном Министром внутренних дел Российской Федерации генералом армии Р. Г. Нургалиевым, четко определены главные цели обновляемой системы воспитательной работы:

«Повышение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания личного состава на основе восстановления основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, патриотизма; развития профессионально-значимых качеств: верности Присяге, служебному долгу, личной ответственности зп историческую судьбу Отечества, самоотверженности, готовности к самопожертвованию, объективности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности. /…/

Активизацию сферы ведомственной культуры в целях повышения уровня культурно-эстетического воспитания личного состава, престижа милицейской службы и формирования ее позитивного имиджа; поддержку деятельности ведомственных культурно-просветительских учреждений, самодеятельных творческих коллективов, привлечение сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к участию в творческих музыкальных, художественных, литературных смотрах и конкурсах.

…2. Установить, что координацию и методическое руководство воспитательной работой с личным составом органов внутренних дел осуществляет Управление организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России.

3. Персональную ответственность за организацию, состояние и результативность воспитательной работы возложить на начальников органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей по работе с личным составом.

4. Главными критериями эффективности воспитательной работы считать достигнутые результаты оперативно-служебной деятельности, уровень служебной дисциплины и законности в подразделении».

Нам представляется, что конкретным реагированием на приказ

№ 120-2007 г. является фестивальное движение в МВД Российской Федерации — как неотъемлемой части масштабной культурно- эстетической деятельности, направленной на воспитание сотрудников настоящими патриотами, готовыми созидательным трудом крепить могущество и славу Отечества. В рамках движения ежегодно проходит фестиваль музыкального творчества «Щит и Лира». Он возродил ярчайшее явление в Российской системе правоохранительных органов — самодеятельное художественное творчество сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

11 июня 2009 г. в четвертый Всероссийский фестиваль музыкального творчества МВД России «Щит и Лира» завершился гала-концертом с участием лучших творческих коллективов и исполнителей — победителей региональных смотров-конкурсов музыкального творчества сотрудников, военнослужащих МВД России и членов их семей, а также профессиональных мастеров искусств и музыкальных коллективов страны.

Поддерживая инициативу Управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России, Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев подчеркнул: «Фестиваль «Щит и Лира» — не только ответственная акция, но и хорошая школа развития творческих способностей наших сотрудников и военнослужащих, надежное подспорье в приобретении ими бесценного опыта общения с широкой зрительской аудиторией».

Поддержка Министром фестивального движения вселяет оптимизм и чувство ответственности в каждом, кто занимается в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях культурно-эстетической деятельностью. И, прежде всего, в коллективы наших учреждений культуры.

Ведь только в учреждениях культуры можно создать особый микроклимат, ярко и убедительно рассказать о традициях, ветеранах, отличниках службы, настоящей романтике милицейского труда, провести вручение погон, служебного удостоверения, табельного оружия, торжественное принятие присяги, не забыть пригласить начинающих службу на кинофестиваль, на занятие университета культуры. Важно вовремя сказать теплое слово человеку в милицейской форме, поддержать его советом, порекомендовать интересную книгу, пригласить в клуб с семьёй, наконец, снять удручающее состояние, появившееся после напряженного трудового дня.

Все это требует педагогического таланта и такта, психологического мастерства, влюбленности в профессию культпросветработника органов внутренних дел. И сегодня вспоминая положительный опыт работы с личным составом, как о мастерах своего дела можно сказать о работниках учреждений культуры ГУВД по г. Москве, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Ростовской области, Волгоградской области, Пермскому краю, Самарской области, УВД по Омской области др. Вот только один пример из многих. В центре города Иркутска вот уже более полувека располагается Дом культуры им. Ф. Э. Дзержинского ГУВД по Иркутской области. Поиск интересных форм работы, творческий подход — главный закон коллектива Дома культуры: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, экскурсии по музею Боевой Славы, премьеры хронико-документальных и художественных фильмов, концерты непосредственно в подразделениях, конкурсы стенных газет, фотогалерея Ветеранов и фотовыставки «Как молоды мы были», смотры детского рисунка и бального танца «Чистописание по паркету», выпускные вечера для школьников города, курсантов военных училищ, свадьбы, дни рождения, проводы на пенсию и т. д.