Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 723

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Сотрудники органов внутренних дел входят в многообразные коллективные отношения в школе, молодежных организациях, семье. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У них формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.

Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию уважения к нациям и народностям, к их культуре. Вместе с этим в многонациональном коллективе находят свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Между тем не все члены коллектива способны правильно воспринимать ценности культур разных народов (они порой непонятны, непривычны). Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, опыта друзей и знакомых. Такой опыт может быть не только позитивным, но и порой и негативным (односторонность оценки, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии). Возникающая при этом стереотипизация может создать в коллективе неблагоприятную атмосферу с националистической окраской.

Многонациональный коллектив способствует формированию гуманистического, коллективистического отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. Этому способствует то, что здесь привычным является знакомство с культурными ценностями различных народов. Лучшие достижения этих ценностей (песни, танцы, музыка, традиции) становятся собственным достоянием всех членов коллектива. Непосредственные межличностные связи на основе общности интересов и устремлений перерастают в приятельские и дружественные отношения. Члены коллектива привыкают относиться друг к другу, прежде всего как человеку, независимо от его национальности.

В коллективе со смешанным национальным составом важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях важно обеспечить единство взаимной ответственности и требовательности.


Как известно, личные отношения членов коллектива складываются на основе общности интересов, потребностей и вкусов. Эти отношения зависят от возрастных и индивидуальных особенностей, от характера, темперамента. В здоровой среде, национальная принадлежность не играет в вопросах личной дружбы сколько-нибудь существенной роли, ибо в жизни человека ведущее место занимает его профессиональное положение. Поэтому, несмотря на наличие национальных особенностей и различий, основой мотивации поступков людей являются социальные потребности и интересы. Однако чувства и сознание личности могут получать и определенную национальную окраску, возбуждать настроения, затрагивающие национальную сферу, вовлекать сотрудников в межнациональные трения.

Следует также помнить, что член многонационального коллектива одновременно связан с семьей, улицей, спортивными и другими группами, которые оказывают на него различное воздействие (не только позитивное, но порой и негативное). С учетом всего этого и следует вести систематическую воспитательную работу по укреплению многонационального коллектива. Она должна исходить из конкретной социально-этнической специфики населенного пункта.

В многонациональной сфере люди привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разнонациональными товарищами. Поэтому ослабление воспитательной работы может привести к тому, что всякие конфликтные ситуации, возникающие порой в профессиональной сфере, могут быть перенесены на национальную почву. Поэтому руководителю следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава сотрудников (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и т. д.).

Следует строить воспитательную работу так, чтобы не допускать возникновения каких бы то ни было нездоровых суждений о людях той или иной национальности (хотя бы даже в шутку). Важно предупреждать проникновение в профессиональную среду пережитков эгоизма, мещанства, собственнической психологии, ибо они могут стать питательной почвой для возникновения национального эгоизма и ограниченности.

Усилия воспитателя в многонациональном коллективе должны быть, прежде всего, нацелены на формирование у сотрудников гуманистических отношений, на соблюдение ими простейших

норм нравственности и справедливости. Укрепление личных конфликтов, дружеских отношений сотрудников различных национальностей должно происходить на почве общности интересов, общности марально-этических норм и принципов. Надо приучать членов многонационального коллектива к тому, чтобы не пытались казаться выше окружающих. Такая установка, реализуемая в поведении людей, поможет предупреждать возможные рецидивы кичливости, зазнайства, которые могут получить и национальную окраску. Поэтому воспитание гуманных отношений, скромности, взаимного уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы командного состава. Это способствует осознанию сотрудниками того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).

Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе, где сложилась положительная морально-психологическая атмосфера, у сотрудников формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Одновременно многонациональный коллектив выступает и как важнейшая форма воспитания культуры межнационального общения.

Объективная необходимость формирования культуры и потребности межнационального и межконфессионального общения в учреждениях МВД России определяется сложившейся в нашей стране межнациональной ситуацией, в которой милиция, наряду с армией, являются едва ли не единственными социальными институтами, воспитывающими молодежь на принципах интернационализма и патриотизма, в духе дружбы, сотрудничества и взаимопомощи.

Нет необходимости доказывать, что милиция, внутренние войска представляют собой своеобразное зеркало Российской Федерации, отражающее как ее интернациональные устои, так и современные трудности, противоречия, все чаще принимающие националистическую окраску. И все же на сегодняшний день милиция и внутренние войска, как, впрочем, и другие силовые структуры, являются подлинно интернациональными институтами, воспитательное значение которых трудно недооценить, так как российская милиция интернациональна как по формам и методам своего формирования, так и по своей структуре, организации, методам деятельности, патриотическому и интернациональному сознанию. Вот почему так важно, чтобы восприятие каждым сотрудником органов внутренних дел профессиональной деятельности не деформировалось национально-психологическим прессом, чтобы коллективы правоохранительных органов в работе с многонациональным населением имели верные социальные ориентиры, наши духовные ценности — патриотизм, любовь к своей Отчизне, чувство общенациональной гордости.


Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных
и профессионально-значимых качеств, необходимых
для действий в экстремальных условиях




§ 1. Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях




1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях



Государство в своих требованиях к органам внутренних дел исходит из того, что решение задач и функций, возложенных на МВД России должно эффективно выполняться в любых условиях, как в повседневных, так и в экстремальных.

Практика деятельности органов внутренних дел в современных условиях показывает, что проблема готовности личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах сохраняет свою актуальность как из-за периодического проявления стихийных сил природы и не исключенных пока еще из нашей жизни промышленных, транспортных аварий и иных катастроф, так и из-за возникающих экстремальных ситуаций, вызванных антиобщественными проявлениями граждан.

Под экстремальными условиями принято понимать особые условия, отличающиеся большими сложностями решения профессиональных задач, предъявляющие специфические требования к подготовленности личного состава.

К наиболее распространенным в практике деятельности органов внутренних дел экстремальным условиям относятся:

  • участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (землетрясений, наводнений, ураганов, селей, лавин, эпидемий, эпизоотий, взрывов на промышленных объектах, пожаров, авиационных, железнодорожных, морских, речных катастроф);

  • пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

  • пресечение захвата важных объектов, заложников;

  • проведение операций по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников;

  • ликвидация бандформирований;

  • участие в пресечении захвата воздушных судов;

  • участие в пресечении террористических актов;

  • выполнение задач при вооруженных конфликтах.

Как показывает практика, к решению правоохранительных задач в этих условиях нужна специальная подготовка личного состава.

Профессиональная подготовка, проводимая во всех ее видах с личным составом в процессе службы, выступает предпосылкой, предварительным условием тех или иных действий при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в экстремальных условиях.