Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 723
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Сотрудники органов внутренних дел входят в многообразные коллективные отношения в школе, молодежных организациях, семье. В процессе коллективного общения, накопления ими нравственного опыта и осознания этого опыта они глубже чувствуют и переживают отношение к явлениям окружающей жизни, к членам коллектива, к самому себе. У них формируется забота друг о друге, взаимная ответственность и требовательность.
Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию уважения к нациям и народностям, к их культуре. Вместе с этим в многонациональном коллективе находят свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Между тем не все члены коллектива способны правильно воспринимать ценности культур разных народов (они порой непонятны, непривычны). Отношение человека к той или иной национальности в большей степени зависит от его личного опыта общения с представителями этой национальности, опыта друзей и знакомых. Такой опыт может быть не только позитивным, но и порой и негативным (односторонность оценки, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии). Возникающая при этом стереотипизация может создать в коллективе неблагоприятную атмосферу с националистической окраской.
Многонациональный коллектив способствует формированию гуманистического, коллективистического отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. Этому способствует то, что здесь привычным является знакомство с культурными ценностями различных народов. Лучшие достижения этих ценностей (песни, танцы, музыка, традиции) становятся собственным достоянием всех членов коллектива. Непосредственные межличностные связи на основе общности интересов и устремлений перерастают в приятельские и дружественные отношения. Члены коллектива привыкают относиться друг к другу, прежде всего как человеку, независимо от его национальности.
В коллективе со смешанным национальным составом важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях важно обеспечить единство взаимной ответственности и требовательности.
Как известно, личные отношения членов коллектива складываются на основе общности интересов, потребностей и вкусов. Эти отношения зависят от возрастных и индивидуальных особенностей, от характера, темперамента. В здоровой среде, национальная принадлежность не играет в вопросах личной дружбы сколько-нибудь существенной роли, ибо в жизни человека ведущее место занимает его профессиональное положение. Поэтому, несмотря на наличие национальных особенностей и различий, основой мотивации поступков людей являются социальные потребности и интересы. Однако чувства и сознание личности могут получать и определенную национальную окраску, возбуждать настроения, затрагивающие национальную сферу, вовлекать сотрудников в межнациональные трения.
Следует также помнить, что член многонационального коллектива одновременно связан с семьей, улицей, спортивными и другими группами, которые оказывают на него различное воздействие (не только позитивное, но порой и негативное). С учетом всего этого и следует вести систематическую воспитательную работу по укреплению многонационального коллектива. Она должна исходить из конкретной социально-этнической специфики населенного пункта.
В многонациональной сфере люди привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разнонациональными товарищами. Поэтому ослабление воспитательной работы может привести к тому, что всякие конфликтные ситуации, возникающие порой в профессиональной сфере, могут быть перенесены на национальную почву. Поэтому руководителю следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава сотрудников (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и т. д.).
Следует строить воспитательную работу так, чтобы не допускать возникновения каких бы то ни было нездоровых суждений о людях той или иной национальности (хотя бы даже в шутку). Важно предупреждать проникновение в профессиональную среду пережитков эгоизма, мещанства, собственнической психологии, ибо они могут стать питательной почвой для возникновения национального эгоизма и ограниченности.
Усилия воспитателя в многонациональном коллективе должны быть, прежде всего, нацелены на формирование у сотрудников гуманистических отношений, на соблюдение ими простейших
норм нравственности и справедливости. Укрепление личных конфликтов, дружеских отношений сотрудников различных национальностей должно происходить на почве общности интересов, общности марально-этических норм и принципов. Надо приучать членов многонационального коллектива к тому, чтобы не пытались казаться выше окружающих. Такая установка, реализуемая в поведении людей, поможет предупреждать возможные рецидивы кичливости, зазнайства, которые могут получить и национальную окраску. Поэтому воспитание гуманных отношений, скромности, взаимного уважения, чуткости, сердечности, доброжелательности должно быть предметом постоянной заботы командного состава. Это способствует осознанию сотрудниками того, что главным в личности товарища является не его национальная принадлежность, а человеческие, гражданские качества (верность в дружбе, товарищеская взаимопомощь, мужество, патриотизм, интернационализм, непримиримость к фальши, трусости, обману).
Как можно убедиться из вышеизложенного, в многонациональном коллективе, где сложилась положительная морально-психологическая атмосфера, у сотрудников формируется позитивный опыт общения с людьми разных наций. Одновременно многонациональный коллектив выступает и как важнейшая форма воспитания культуры межнационального общения.
Объективная необходимость формирования культуры и потребности межнационального и межконфессионального общения в учреждениях МВД России определяется сложившейся в нашей стране межнациональной ситуацией, в которой милиция, наряду с армией, являются едва ли не единственными социальными институтами, воспитывающими молодежь на принципах интернационализма и патриотизма, в духе дружбы, сотрудничества и взаимопомощи.
Нет необходимости доказывать, что милиция, внутренние войска представляют собой своеобразное зеркало Российской Федерации, отражающее как ее интернациональные устои, так и современные трудности, противоречия, все чаще принимающие националистическую окраску. И все же на сегодняшний день милиция и внутренние войска, как, впрочем, и другие силовые структуры, являются подлинно интернациональными институтами, воспитательное значение которых трудно недооценить, так как российская милиция интернациональна как по формам и методам своего формирования, так и по своей структуре, организации, методам деятельности, патриотическому и интернациональному сознанию. Вот почему так важно, чтобы восприятие каждым сотрудником органов внутренних дел профессиональной деятельности не деформировалось национально-психологическим прессом, чтобы коллективы правоохранительных органов в работе с многонациональным населением имели верные социальные ориентиры, наши духовные ценности — патриотизм, любовь к своей Отчизне, чувство общенациональной гордости.
Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных
и профессионально-значимых качеств, необходимых
для действий в экстремальных условиях
§ 1. Содержание и особенности воспитательной работы по подготовке личного состава к действиям в экстремальных условиях
1.1. Понятие и содержание работы с личным составом органов внутренних дел в экстремальных условиях
Государство в своих требованиях к органам внутренних дел исходит из того, что решение задач и функций, возложенных на МВД России должно эффективно выполняться в любых условиях, как в повседневных, так и в экстремальных.
Практика деятельности органов внутренних дел в современных условиях показывает, что проблема готовности личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах сохраняет свою актуальность как из-за периодического проявления стихийных сил природы и не исключенных пока еще из нашей жизни промышленных, транспортных аварий и иных катастроф, так и из-за возникающих экстремальных ситуаций, вызванных антиобщественными проявлениями граждан.
Под экстремальными условиями принято понимать особые условия, отличающиеся большими сложностями решения профессиональных задач, предъявляющие специфические требования к подготовленности личного состава.
К наиболее распространенным в практике деятельности органов внутренних дел экстремальным условиям относятся:
-
участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (землетрясений, наводнений, ураганов, селей, лавин, эпидемий, эпизоотий, взрывов на промышленных объектах, пожаров, авиационных, железнодорожных, морских, речных катастроф); -
пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах; -
пресечение захвата важных объектов, заложников; -
проведение операций по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников; -
ликвидация бандформирований; -
участие в пресечении захвата воздушных судов; -
участие в пресечении террористических актов; -
выполнение задач при вооруженных конфликтах.
Как показывает практика, к решению правоохранительных задач в этих условиях нужна специальная подготовка личного состава.
Профессиональная подготовка, проводимая во всех ее видах с личным составом в процессе службы, выступает предпосылкой, предварительным условием тех или иных действий при решении оперативно-служебных и служебно-боевых задач в экстремальных условиях.