Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 518
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
-
воспитание любви к Отечеству — Российской Федерации и многонациональному народу, воспитание уважительного отношения к согражданам; -
воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу); -
воспитание чувств и сознания дружбы народов Российской Федерации, формирование уважительного отношения к их историческим традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству; -
воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, формирование национальных чувств и сознания, которые сочетаются с чувствами и сознанием гражданина-патриота России; -
воспитание уважительного отношения к русскому народу, осмысление его роли в становлении и развитии российской государственности, воспитание уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России; -
воспитание уважения к международным нормам прав человека и народов, формирование правового сознания и правовой культуры; -
воспитание сознания равенства всех народов и граждан страны перед законом; формирование глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации; -
формирование общечеловеческих чувств и сознания; -
обеспечение сочетания национального (этнического), общенационально-патриотического (российского), общечеловеческого (родового) в формировании чувств и самосознания; -
воспитание уважения к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов; -
воспитание уважения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии; -
воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их суверенитету, национальным особенностям; -
формирование глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности); -
воспитание уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком; -
воспитание уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям; формирование тактичности в оценке традиций, обычаев, ритуалов разных народов; -
воспитание уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей; -
воспитание уважения к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, их языкам, традициям, образу жизни, формирование у представителей малых этносов чувств и сознания локального, национального и общероссийского; -
воспитание уважительного отношения к диаспоре, иммигрантам, беженцам, к их этнокультурным запросам и интересам; -
воспитание в духе сопереживания, понимание чувств и желаний людей; формирование гражданской заинтересованности и уважении, заботе, числе с представителями разных национальностей); сообщение знаний о человечестве, народах и расах; формирование позитивного опыта общения людей различных этносов и культур; -
воспитание умений обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, приучение предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей, формирование обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку и традициям; -
воспитание способности распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения, конфликты; -
формирование непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности; -
воспитание веротерпимости и уважения религиозных чувств людей; -
воспитание уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер; -
воспитание положительного отношения к мировым религиям, их деятельности по мирному решению национальных, расовых, религиозных конфликтов; -
воспитание отрицательного отношения к деятельности деструктивных, тоталитарных, религиозных организаций, экстрасенсов, современных колдунов, пробуждающих низменные качества, поощряющих насилие.
Принципы воспитания культуры межнационального общения вытекают из характера сложившихся в стране межнациональных, межконфессиональных отношений, федеративного типа государственного устройства и национальной политики, закрепленной в законодательных актах. Определение принципов воспитания культуры межнационального общения зависит также от специфики и особенностей проявления межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны (национальные округа, области, республики, края, губернии).
В принципах воспитания культуры межнационального общения находят отражение положения и установки государственной национальной политики России и определенные в ней основные принципы этой политики1. К этим принципам относятся:
-
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; -
запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; -
сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации; -
равенство всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; -
гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; -
право каждого гражданина определить и указывать национальную принадлежность без всякого принуждения; -
противодействий розни, ненависти либо вражды; -
защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Органы внутренних дел должны, соблюдая принципы государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную Родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.
Сотрудники органов внутренних дел, руководствуясь принципами воспитания культуры межнационального общения, призваны содействовать укреплению дружеских отношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.
Принципы воспитания культуры межнационального общения составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой возможно обеспечивать эффективное выполнение целей и задач воспитания. При этом воспитание должно быть направленно против пропаганды расизма, национализма и религиозной розни; должно опираться на положительное во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны, гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культуры, традициям; на учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости.
3.3. Формирование опыта межнационального общения
Как отмечалось выше, составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта общения людей разных национальностей. При этом следует уточнить, что общение рассматривается на двух уровнях.
На первом уровне в общении реализуются общественные отношения. Они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в общении людей. Национальные отношения как специфическая часть общественных отношений получают личностную форму проявления, личностно-психологическую конкретизацию через общение людей различных национальностей.
На втором уровне в общении реализуются межличностные отношения людей разных национальностей и конфессий. Специально организованное межнациональное общение, сопровождаемое моральным просвещением, выполняет функции воспитания в целом. Оно предполагает как формирование у личности нравственного сознания и чувств, так и приобретение ею опыта межнационального общения. Процесс формирования такого опыта одновременно становится и частью воспитания культуры межнационального общения.
Целенаправленное формирование позитивного опыта протекает в форме воспитания культуры общения, культуры поведения.
Культура межнационального общения предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию и определять пути рационального решения возникшей проблемы.
Культура межнационального общения включает в себя также знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях, конфессиях и их взаимоотношениях, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.
В системе знаний, сообщаемых сотрудниками органов внутренних дел, важное место занимают знания о многонациональном государстве, о входящих в него национально-территориальных или национально-культурных образованиях, взаимоотношениях народов федерации, их культурах, традициях и языках.
Сложившиеся между народами отношения (национальные отношения) обусловливают межнациональное общение (общение людей различных национальностей), которое выступает как личностно-психологическая форма проявления национальных отношений. Здесь индивидуальные отношения представителей разных наций друг к другу воссоздают на личностном уровне национальные отношения. При этом национальные отношения, как бы пропускаются через личностно-психологические особенности общающихся, приобретают субъективную форму.
Межнациональное общение обладает относительной самостоятельностью по отношению к породившим его национальным отношениям. В то же время «межнациональное общение в качестве основной детерминанты имеет сложившиеся национальные отношения».1 Поэтому необходимо рассматривать межнациональное общение как относительно самостоятельную, но не автономную, личностно-психологическую (субъективную) форму национальных отношений.
На межнациональное общение существенное воздействие оказывают такие факторы, как:
-
наличие или отсутствие в составе федерации национально-территориальных или этнокультурных образований; -
наличие или отсутствие державного, или государствообразующего народа, отношение к нему других народов и национальных меньшинств страны; -
этнодемографические особенности государства, региона, республики, провинции, области или округа; -
характер отношений народов (дружественный, нейтральный, конфликтный); -
наличие общего и особенного в исторической судьбе, культурах и языках народов; -
этнопсихологическая «совместимость» представителей тех или иных народов; -
религиозно-конфессиональная специфика страны, региона, района; -
возрастные особенности и индивидуально-психологические качества людей.
Сотрудников органов внутренних дел следует учить культуре межнационального общения, выручке и поддержке людей, переживать чужое горе и радости, как свое. Особое внимание следует уделять формированию у них позитивного опыта общения с людьми разных национальностей и конфессий.
Серьезным препятствием на пути решения этой задачи является то, что руководителей как-то не принято было учить искусству общения. Это считалось само собою разумеющимся следствием профессиональной деятельности. Обучающимся приходится познавать искусство общения (межнационального общения, в особенности) методом проб и ошибок, на житейском опыте. В подготовке руководителя к управлению процессом межнационального общения очень важно позаботиться о формировании у него положительных качеств. Это поможет ему уважительно относиться к человеку, его культуре, традициям, национальным чувствам. Следует выработать у руководителя навыки адекватной оценки сложившейся конфликтной ситуации и применения соответствующих приемов и методов ее решения. При этом важно сохранить деликатное отношение к человеческому и национальному достоинству.
Немаловажно для руководителя знание природы морально-психологических отношений людей, которые находят свое специфическое проявление в отношениях людей разных наций и конфессий. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь обеспечить волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранить устойчивость в эмоциональных обстоятельствах. Очень важно предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную направленность в отношениях между людьми разных национальностей. Следует улучшать морально-этический и психологический климат в коллективах, формировать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям. На этой основе должна формироваться культура межнационального общения.
Важнейшим условием формирования у сотрудников органов внутренних дел позитивного опыта межнационального общения является создание в многонациональном коллективе положительной морально-психологической атмосферы. Исследования по педагогике и психологии показывают, что возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективный. Человек может проявлять свои способности лишь в совместной деятельности и общении с другими людьми. Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива.