Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 518

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонационального государства исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов России, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, определена следующая система задач по воспитанию у граждан страны культуры межнационального общения:

  • воспитание любви к Отечеству — Российской Федерации и многонациональному народу, воспитание уважительного отношения к согражданам;

  • воспитание российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);

  • воспитание чувств и сознания дружбы народов Российской Федерации, формирование уважительного отношения к их историческим традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;

  • воспитание любви к родному языку, культуре и истории своего народа, формирование национальных чувств и сознания, которые сочетаются с чувствами и сознанием гражданина-патриота России;

  • воспитание уважительного отношения к русскому народу, осмысление его роли в становлении и развитии российской государственности, воспитание уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения и взаимосближения народов России;

  • воспитание уважения к международным нормам прав человека и народов, формирование правового сознания и правовой культуры;

  • воспитание сознания равенства всех народов и граждан страны перед законом; формирование глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации;

  • формирование общечеловеческих чувств и сознания;

  • обеспечение сочетания национального (этнического), общенационально-патриотического (российского), общечеловеческого (родового) в формировании чувств и самосознания;

  • воспитание уважения к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов;

  • воспитание уважения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;

  • воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли, их суверенитету, национальным особенностям;

  • формирование глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);

  • воспитание уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безусловного права всех народов на свободное пользование родным языком;

  • воспитание уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям; формирование тактичности в оценке традиций, обычаев, ритуалов разных народов;

  • воспитание уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и религиозным запросам людей;

  • воспитание уважения к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам, их языкам, традициям, образу жизни, формирование у представителей малых этносов чувств и сознания локального, национального и общероссийского;

  • воспитание уважительного отношения к диаспоре, иммигрантам, беженцам, к их этнокультурным запросам и интересам;

  • воспитание в духе сопереживания, понимание чувств и желаний людей; формирование гражданской заинтересованности и уважении, заботе, числе с представителями разных национальностей); сообщение знаний о человечестве, народах и расах; формирование позитивного опыта общения людей различных этносов и культур;

  • воспитание умений обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, приучение предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную напряженность в отношениях между людьми разных национальностей, формирование обстановки уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, их культуре, языку и традициям;

  • воспитание способности распознавать психологическое состояние людей, оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения, конфликты;

  • формирование непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;

  • воспитание веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;

  • воспитание уважения к положениям Конституции о том, что Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, всем гражданам гарантируется свобода совести и вероисповедания, образование носит светский характер;

  • воспитание положительного отношения к мировым религиям, их деятельности по мирному решению национальных, расовых, религиозных конфликтов;

  • воспитание отрицательного отношения к деятельности деструктивных, тоталитарных, религиозных организаций, экстрасенсов, современных колдунов, пробуждающих низменные качества, поощряющих насилие.


Принципы воспитания культуры межнационального общения вытекают из характера сложившихся в стране межнациональных, межконфессиональных отношений, федеративного типа государственного устройства и национальной политики, закрепленной в законодательных актах. Определение принципов воспитания культуры межнационального общения зависит также от специфики и особенностей проявления межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны (национальные округа, области, республики, края, губернии).

В принципах воспитания культуры межнационального общения находят отражение положения и установки государственной национальной политики России и определенные в ней основные принципы этой политики1. К этим принципам относятся:

  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

  • запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

  • сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

  • равенство всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

  • гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

  • право каждого гражданина определить и указывать национальную принадлежность без всякого принуждения;

  • противодействий розни, ненависти либо вражды;

  • защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Органы внутренних дел должны, соблюдая принципы государственной национальной политики, регулировать отношения народов страны, налаживать их совместную мирную жизнь, укреплять общую многонациональную Родину. Такое регулирование осуществляется на уровне этнических общностей и национально-территориальных образований.

Сотрудники органов внутренних дел, руководствуясь принципами воспитания культуры межнационального общения, призваны содействовать укреплению дружеских отношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.


Принципы воспитания культуры межнационального общения составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой возможно обеспечивать эффективное выполнение целей и задач воспитания. При этом воспитание должно быть направленно против пропаганды расизма, национализма и религиозной розни; должно опираться на положительное во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны, гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культуры, традициям; на учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости.

3.3. Формирование опыта межнационального общения



Как отмечалось выше, составной частью процесса воспитания культуры межнационального общения является организация опыта общения людей разных национальностей. При этом следует уточнить, что общение рассматривается на двух уровнях.

На первом уровне в общении реализуются общественные отношения. Они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в общении людей. Национальные отношения как специфическая часть общественных отношений получают личностную форму проявления, личностно-психологическую конкретизацию через общение людей различных национальностей.

На втором уровне в общении реализуются межличностные отношения людей разных национальностей и конфессий. Специально организованное межнациональное общение, сопровождаемое моральным просвещением, выполняет функции воспитания в целом. Оно предполагает как формирование у личности нравственного сознания и чувств, так и приобретение ею опыта межнационального общения. Процесс формирования такого опыта одновременно становится и частью воспитания культуры межнационального общения.

Целенаправленное формирование позитивного опыта протекает в форме воспитания культуры общения, культуры поведения.

Культура межнационального общения предполагает уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству, выполнение людьми правовых и морально-этических норм в многонациональной среде. В культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию и определять пути рационального решения возникшей проблемы.
Культура межнационального общения включает в себя также знания о правах человека и народов, нациях и национальных отношениях, национальных культурах и их взаимовлиянии, национальных, общенациональных и общечеловеческих ценностях, конфессиях и их взаимоотношениях, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

В системе знаний, сообщаемых сотрудниками органов внутренних дел, важное место занимают знания о многонациональном государстве, о входящих в него национально-территориальных или национально-культурных образованиях, взаимоотношениях народов федерации, их культурах, традициях и языках.

Сложившиеся между народами отношения (национальные отношения) обусловливают межнациональное общение (общение людей различных национальностей), которое выступает как личностно-психологическая форма проявления национальных отношений. Здесь индивидуальные отношения представителей разных наций друг к другу воссоздают на личностном уровне национальные отношения. При этом национальные отношения, как бы пропускаются через личностно-психологические особенности общающихся, приобретают субъективную форму.

Межнациональное общение обладает относительной самостоятельностью по отношению к породившим его национальным отношениям. В то же время «межнациональное общение в качестве основной детерминанты имеет сложившиеся национальные отношения».1 Поэтому необходимо рассматривать межнациональное общение как относительно самостоятельную, но не автономную, личностно-психологическую (субъективную) форму национальных отношений.

На межнациональное общение существенное воздействие оказывают такие факторы, как:

  • наличие или отсутствие в составе федерации национально-территориальных или этнокультурных образований;

  • наличие или отсутствие державного, или государствообразующего народа, отношение к нему других народов и национальных меньшинств страны;

  • этнодемографические особенности государства, региона, республики, провинции, области или округа;

  • характер отношений народов (дружественный, нейтральный, конфликтный);

  • наличие общего и особенного в исторической судьбе, культурах и языках народов;

  • этнопсихологическая «совместимость» представителей тех или иных народов;

  • религиозно-конфессиональная специфика страны, региона, района;

  • возрастные особенности и индивидуально-психологические качества людей.


Сотрудников органов внутренних дел следует учить культуре межнационального общения, выручке и поддержке людей, переживать чужое горе и радости, как свое. Особое внимание следует уделять формированию у них позитивного опыта общения с людьми разных национальностей и конфессий.

Серьезным препятствием на пути решения этой задачи является то, что руководителей как-то не принято было учить искусству общения. Это считалось само собою разумеющимся следствием профессиональной деятельности. Обучающимся приходится познавать искусство общения (межнационального общения, в особенности) методом проб и ошибок, на житейском опыте. В подготовке руководителя к управлению процессом межнационального общения очень важно позаботиться о формировании у него положительных качеств. Это поможет ему уважительно относиться к человеку, его культуре, традициям, национальным чувствам. Следует выработать у руководителя навыки адекватной оценки сложившейся конфликтной ситуации и применения соответствующих приемов и методов ее решения. При этом важно сохранить деликатное отношение к человеческому и национальному достоинству.

Немаловажно для руководителя знание природы морально-психологических отношений людей, которые находят свое специфическое проявление в отношениях людей разных наций и конфессий. Воспитательная задача заключается в том, чтобы научить молодежь обеспечить волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранить устойчивость в эмоциональных обстоятельствах. Очень важно предупреждать ситуации, порождающие эмоциональную направленность в отношениях между людьми разных национальностей. Следует улучшать морально-этический и психологический климат в коллективах, формировать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к окружающим, к их культуре, языку, традициям. На этой основе должна формироваться культура межнационального общения.

Важнейшим условием формирования у сотрудников органов внутренних дел позитивного опыта межнационального общения является создание в многонациональном коллективе положительной морально-психологической атмосферы. Исследования по педагогике и психологии показывают, что возникновение и развитие коллективных связей людей есть процесс объективный. Человек может проявлять свои способности лишь в совместной деятельности и общении с другими людьми. Коллектив создает широкие возможности для сочетания личных и общественных интересов. Нормы и правила нравственного поведения осознаются индивидом в процессе общения его с другими людьми в деятельности коллектива.