Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 740
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Известно, что педагогическое общение характеризуется поэтапным развертыванием. С учетом имеющихся научных подходов рассмотрим технологические особенности трех основных этапов.
Первый этап педагогического общения связан с его моделированием, построением гипотетической схемы предстоящего взаимодействия. Технологически данный этап целесообразно строить на основе следующих рекомендаций:
-
представить конкретную группу сотрудников, в которой предстоит решать воспитательные или учебно-познавательные задачи; -
постараться восстановить в своей коммуникативной памяти преимущественно положительный опыт общения с подобным коллективом, блокируя отрицательные эмоции и представления; -
определить, какой тип общения наиболее присущ вам в контактах с данным коллективом и возможен ли он в ходе предстоящих встреч; -
представить себе возможные реакции сотрудников на ваше появление и на тот материал, позиции, взгляды, будут предложены им; -
постараться согласовать присущий вам стиль общения с воспитательными задачами конкретной встречи с аудиторией; -
избегать стереотипных психолого-педагогических установок по отношению к группам сотрудников и отдельным их членам.
Второй этап педагогического общения связан с непосредственной его организацией и управлением. Воспитательный эффект педагогического общения на данном этапе зависит от соблюдения ряда технологических условий:
-
оперативности и нестандартности при осуществлении начала контакта с аудиторией; -
динамичного перехода от формальных процедур к деловому и личностному общению; -
отсутствия промежуточных пауз между формальными и содержательными моментами в начале взаимодействия; -
оперативного формирования чувства «мы» на основе достижения социально-психологического единства с сотрудниками; -
активного внедрения в педагогическое общение личностных аспектов; -
избегания и преодоления негативных стереотипных и ситуативных установок по отношению к отдельным сотрудникам; -
организации зоны цельного контакта со всеми сотрудниками; -
постановки с начала педагогического общения и в ходе его мобилизующих педагогических задач и проблемных вопросов; -
сокращения объема запрещенных педагогических требований и расширения числа позитивно-ориентировочных установок; -
особого внимания к своей внешности (подтянутость, опрятность, доброжелательность, обаяние, уверенность и т. п.)1; -
активного использования речевых и невербальных средств педагогического общения2; -
умелого транслирования собственной дружелюбности и расположения; -
поиска притягательных, ярких целей совместной интеллектуальной деятельности и показа путей к их достижению; -
ощущения, понимания и учета внутренней настроенности сотрудников и передачи им этого понимания; -
заинтересованного отношения к проблемам сотрудников, проявления готовности и способности оказать им посильную помощь, в том числе и психологическую.
Перечисленные технологические условия организации педагогического общения могут быть подкреплены основными принципами речевого общения, так как красноречие есть важнейший инструмент реализации технологии воспитания в органах внутренних дел. Охарактеризуем некоторые из этих принципов.
Доступность: взвешенность содержания речи, построение ее с учетом культурно-образовательного, жизненного и служебного опыта сотрудников; понимание того, что многие люди слышат то, что хотят слышать; учет социально-психологического расслоения конкретной аудитории.
Ассоциативность: вызывание сопереживаний и соразмышлений, апелляция к эмоциональной и рациональной памяти; использование в этих целях приемов, аналогии, сравнения, ссылок на прецеденты; привлечение музыки, живописи, видеозаписей и др.
Сенсорность: опора на «золотое правило дидактики» Я. Коменского; все, что можно, необходимо продемонстрировать; шире использовать комплекс ощущений сотрудников.
Экспрессивность: эмоциональный подтекст общения, эмоциональная выразительность мимики, жестов; внутренняя развернутость воспитателя, свидетельство его полной самоотдачи; страстность, неподдельная радость или грусть, тактичное сострадание.
Интенсивность: выбор темпа подачи информации и степени подвижности воспитателя в зависимости от особенностей темперамента присутствующих, их подготовленности и личной заинтересованности.
Реализация перечисленных принципов и технологических условий связана с применением следующего набора коммуникационных технологических эффектов: эффекта визуального имиджа; эффекта первых фраз; эффекта аргументации; эффекта квантового выброса информации; эффекта интонации и паузы; эффекта художественной выразительности и др.
Вместе с тем в данном перечне существует такой технологический прием, который Гете оценивал как мудрость души, это — юмор, или эффект релаксации. Он во многом помогает установлению контакта с аудиторией, созданию условий для воспитательного влияния, повышения работоспособности сотрудников, предоставления им пауз для отдыха интеллекта и эмоциональной «перезарядки», служит средством предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций. Используя юмор как одно из средств технологии воспитания, важно помнить суждение Д. И. Писарева: когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно, но когда они делаются целью — тогда начинается «умственное распутство».
Юмор — это добродушно-насмешливое отношение к чему-либо или кому-либо, умение представить события, недостатки, человеческие слабости в комическом виде. При этом внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха. Эффективность применения юмора в технологии воспитания во многом зависит от глубины и особенностей чувства юмора как воспитателя, так и объекта его воспитательного воздействия. Вот почему здесь возможна либо ситуация диссонанса и недопонимания, либо способность воспринимать, осознавать что-либо на основе общих ощущений и впечатлений, порой достаточно парадоксальных и одновременно очевидных.
Достижению единства парадоксального и очевидного в юморе способствуют продуманный выбор и сочетание его приемов и средств, таких, как: аллегория — выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание; аналогия — форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях; гипербола — стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета, явления в целях усиления впечатления; каламбур — остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению, или использовании разных значений одного и того же слова, игра слов; метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении и аналогии; насмешка — обидная шутка по поводу кого-либо или чего-либо; острота — остроумное выражение; перифраз — выражение, являющееся описательной, распространенной передачей смысла другого выражения или слова; персонификация — олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе; сарказм — язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку лица или явления; едкие замечания; сравнение — выражение, фраза, в которых один предмет уподобляется другому; фразеологизм — устойчивое сочетание слов, значение которого в целом невыводимо из значений составляющих его слов, устойчивые обороты речи и выражения; шутка — забавная, остроумная веселая проделка, выходка или острота и др. Применяя различные юмористические приемы и средства в технологии воспитания, следует проявлять чувство меры, тактичность, исключить пошлость, не допускать повторений.
Третий этап педагогического общения включает в себя анализ динамики (методический мониторинг) и результатов реализованной технологии общения. Здесь осуществляется так называемая обратная связь. Среди множества проблем, подлежащих анализу, остановимся на выборе и коррекции адекватного стиля общения. Многое зависит от того, насколько грамотно воспитатель займет свою «нишу» в многообразии стилей1.
Для отечественных исследователей характерно выделение следующих разновидностей стиля общения: на основе высоких профессиональных установок, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, сочетание стилей при доминирующей роли одного из них.
Среди зарубежных классификаций определенного внимания заслуживает типология профессиональных позиций воспитателей, предложенная М. Таленом: «Сократ» (любитель споров и дискуссий); «руководитель групповой дискуссии» (посредник); «мастер» (образец для подражания); «генерал» (подчеркнуто требователен); «менеджер» (поощряет инициативу и самостоятельность); «тренер» (вдохновитель групповых усилий); «гид» (образ ходячей энциклопедии).
Как отмечалось ранее, одной из основных сфер применения технологий воспитания является теоретическая и практическая подготовка сотрудников органов внутренних дел во время учебных занятий и в процессе выполнения повседневных служебных задач. В этой связи исключительно плодотворными представляются педагогические идеи известного ученого В. П. Давыдова, предложенные им в рамках разработки проблем «воспитывающего обучения». В пределах главы у нас нет возможности подробно рассмотреть даже часть из них. Автор определяет воспитывающее обучение как процесс комплексного организованного и систематического воздействия на психологию обучающихся в целях обеспечения глубокого творческого усвоения научных знаний, превращения их в стойкие убеждения, формирования профессиональных навыков и умений в единстве с поведением, отвечающим требованиям воинской службы и современного боя.1 Технология воспитания при этом заключается в преднамеренной инструментовке различных видов учебных занятий для всестороннего формирования личности военного специалиста.
Своеобразный «набор инструментов» для творческого конструирования различных технологий воспитания предложен в табл. 4.
Таблица 4
Способ конструирования технологий воспитания
Воспитательные возможности (функции) | Перечень методов |
Формирование внутренних суждений, взглядов, мотивов | Лекция, показ (демонстрация), естественная и изобразительная наглядность и др. |
Упрочение внутренних позиций, убеждений | Посредством углубления и закрепления знаний. Самостоятельное изучение литературы, боевой техники, вооружения, обсуждение учебного материала |
Накопление опыта творческой деятельности и уставного поведения в ходе практического применения знаний, выработки навыков и умений | Исследовательский метод — выполнение курсовых и лабораторных работ; метод практических работ — стажировка, войсковая практика |
Оценка и проверка результатов обучения и воспитания | Наблюдение, беседы, уставный опрос, анализ результатов деятельности и др. |
Примечательно рассмотрение содержания обучения как фактора воспитания. Для построения технологии воспитания весьма ценен показ сильных и слабых сторон содержания конкретных наук. Большое практическое значение имеет выделение существенно-значимых признаков организации, содержания и методики основных видов учебных занятий, определяющих их воспитывающий характер. Например, для лекции по ее содержанию в число таких признаков и условий входят идейно-теоретический и научный уровень, убедительность и доказательность, новизна и информированность, связь с жизнью и практикой работы, соответствие содержания особенностям изучаемой дисциплины и степени подготовленности обучаемых.
С точки зрения методики и организации весьма значимыми для технологии воспитания являются свободное, живое (эмоциональное) и увлекательное изложение, побуждение к размышлению и поиску истины, постоянный контакт с аудиторией, взаимопонимание, четкость структуры, логичность, культура речи, ее простота и правильность, выразительность, адекватно избираемые интонации, темп речи, ее звучание, выразительность, мимика воспитателя, его личная примерность, авторитетность, умелое использование средств наглядности.
Переходя к характеристике технологии воспитания сотрудников в сфере их практической деятельности