Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 740

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Известно, что педагогическое общение характеризуется поэтапным развертыванием. С учетом имеющихся научных подходов рассмотрим технологические особенности трех основных этапов.

Первый этап педагогического общения связан с его моделированием, построением гипотетической схемы предстоящего взаимодействия. Технологически данный этап целесообразно строить на основе следующих рекомендаций:

  • представить конкретную группу сотрудников, в которой предстоит решать воспитательные или учебно-познавательные задачи;

  • постараться восстановить в своей коммуникативной памяти преимущественно положительный опыт общения с подобным коллективом, блокируя отрицательные эмоции и представления;

  • определить, какой тип общения наиболее присущ вам в контактах с данным коллективом и возможен ли он в ходе предстоящих встреч;

  • представить себе возможные реакции сотрудников на ваше появление и на тот материал, позиции, взгляды, будут предложены им;

  • постараться согласовать присущий вам стиль общения с воспитательными задачами конкретной встречи с аудиторией;

  • избегать стереотипных психолого-педагогических установок по отношению к группам сотрудников и отдельным их членам.

Второй этап педагогического общения связан с непосредственной его организацией и управлением. Воспитательный эффект педагогического общения на данном этапе зависит от соблюдения ряда технологических условий:

  • оперативности и нестандартности при осуществлении начала контакта с аудиторией;

  • динамичного перехода от формальных процедур к деловому и личностному общению;

  • отсутствия промежуточных пауз между формальными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

  • оперативного формирования чувства «мы» на основе достижения социально-психологического единства с сотрудниками;

  • активного внедрения в педагогическое общение личностных аспектов;

  • избегания и преодоления негативных стереотипных и ситуативных установок по отношению к отдельным сотрудникам;

  • организации зоны цельного контакта со всеми сотрудниками;

  • постановки с начала педагогического общения и в ходе его мобилизующих педагогических задач и проблемных вопросов;

  • сокращения объема запрещенных педагогических требований и расширения числа позитивно-ориентировочных установок;

  • особого внимания к своей внешности (подтянутость, опрятность, доброжелательность, обаяние, уверенность и т. п.)1;

  • активного использования речевых и невербальных средств педагогического общения2;

  • умелого транслирования собственной дружелюбности и расположения;

  • поиска притягательных, ярких целей совместной интеллектуальной деятельности и показа путей к их достижению;

  • ощущения, понимания и учета внутренней настроенности сотрудников и передачи им этого понимания;

  • заинтересованного отношения к проблемам сотрудников, проявления готовности и способности оказать им посильную помощь, в том числе и психологическую.


Перечисленные технологические условия организации педагогического общения могут быть подкреплены основными принципами речевого общения, так как красноречие есть важнейший инструмент реализации технологии воспитания в органах внутренних дел. Охарактеризуем некоторые из этих принципов.

Доступность: взвешенность содержания речи, построение ее с учетом культурно-образовательного, жизненного и служебного опыта сотрудников; понимание того, что многие люди слышат то, что хотят слышать; учет социально-психологического расслоения конкретной аудитории.

Ассоциативность: вызывание сопереживаний и соразмышлений, апелляция к эмоциональной и рациональной памяти; использование в этих целях приемов, аналогии, сравнения, ссылок на прецеденты; привлечение музыки, живописи, видеозаписей и др.

Сенсорность: опора на «золотое правило дидактики» Я. Коменского; все, что можно, необходимо продемонстрировать; шире использовать комплекс ощущений сотрудников.

Экспрессивность: эмоциональный подтекст общения, эмоциональная выразительность мимики, жестов; внутренняя развернутость воспитателя, свидетельство его полной самоотдачи; страстность, неподдельная радость или грусть, тактичное сострадание.

Интенсивность: выбор темпа подачи информации и степени подвижности воспитателя в зависимости от особенностей темперамента присутствующих, их подготовленности и личной заинтересованности.

Реализация перечисленных принципов и технологических условий связана с применением следующего набора коммуникационных технологических эффектов: эффекта визуального имиджа; эффекта первых фраз; эффекта аргументации; эффекта квантового выброса информации; эффекта интонации и паузы; эффекта художественной выразительности и др.

Вместе с тем в данном перечне существует такой технологический прием, который Гете оценивал как мудрость души, это — юмор, или эффект релаксации. Он во многом помогает установлению контакта с аудиторией, созданию условий для воспитательного влияния, повышения работоспособности сотрудников, предоставления им пауз для отдыха интеллекта и эмоциональной «перезарядки», служит средством предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций. Используя юмор как одно из средств технологии воспитания, важно помнить суждение Д. И. Писарева: когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно, но когда они делаются целью — тогда начинается «умственное распутство».



Юмор — это добродушно-насмешливое отношение к чему-либо или кому-либо, умение представить события, недостатки, человеческие слабости в комическом виде. При этом внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха. Эффективность применения юмора в технологии воспитания во многом зависит от глубины и особенностей чувства юмора как воспитателя, так и объекта его воспитательного воздействия. Вот почему здесь возможна либо ситуация диссонанса и недопонимания, либо способность воспринимать, осознавать что-либо на основе общих ощущений и впечатлений, порой достаточно парадоксальных и одновременно очевидных.

Достижению единства парадоксального и очевидного в юморе способствуют продуманный выбор и сочетание его приемов и средств, таких, как: аллегория — выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание; аналогия — форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях; гипербола — стилистический прием чрезмерного преувеличения каких-либо свойств изображаемого предмета, явления в целях усиления впечатления; каламбур — остроумная шутка, основанная на использовании слов, сходных по звучанию, но разных по значению, или использовании разных значений одного и того же слова, игра слов; метафора — употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении и аналогии; насмешка — обидная шутка по поводу кого-либо или чего-либо; острота — остроумное выражение; перифраз — выражение, являющееся описательной, распространенной передачей смысла другого выражения или слова; персонификация — олицетворение, представление неодушевленного предмета или отвлеченного понятия в человеческом образе; сарказм — язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку лица или явления; едкие замечания; сравнение — выражение, фраза, в которых один предмет уподобляется другому; фразеологизм — устойчивое сочетание слов, значение которого в целом невыводимо из значений составляющих его слов, устойчивые обороты речи и выражения; шутка — забавная, остроумная веселая проделка, выходка или острота и др. Применяя различные юмористические приемы и средства в технологии воспитания, следует проявлять чувство меры, тактичность, исключить пошлость, не допускать повторений.


Третий этап педагогического общения включает в себя анализ динамики (методический мониторинг) и результатов реализованной технологии общения. Здесь осуществляется так называемая обратная связь. Среди множества проблем, подлежащих анализу, остановимся на выборе и коррекции адекватного стиля общения. Многое зависит от того, насколько грамотно воспитатель займет свою «нишу» в многообразии стилей1.

Для отечественных исследователей характерно выделение следующих разновидностей стиля общения: на основе высоких профессиональных установок, общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание, сочетание стилей при доминирующей роли одного из них.

Среди зарубежных классификаций определенного внимания заслуживает типология профессиональных позиций воспитателей, предложенная М. Таленом: «Сократ» (любитель споров и дискуссий); «руководитель групповой дискуссии» (посредник); «мастер» (образец для подражания); «генерал» (подчеркнуто требователен); «менеджер» (поощряет инициативу и самостоятельность); «тренер» (вдохновитель групповых усилий); «гид» (образ ходячей энциклопедии).

Как отмечалось ранее, одной из основных сфер применения технологий воспитания является теоретическая и практическая подготовка сотрудников органов внутренних дел во время учебных занятий и в процессе выполнения повседневных служебных задач. В этой связи исключительно плодотворными представляются педагогические идеи известного ученого В. П. Давыдова, предложенные им в рамках разработки проблем «воспитывающего обучения». В пределах главы у нас нет возможности подробно рассмотреть даже часть из них. Автор определяет воспитывающее обучение как процесс комплексного организованного и систематического воздействия на психологию обучающихся в целях обеспечения глубокого творческого усвоения научных знаний, превращения их в стойкие убеждения, формирования профессиональных навыков и умений в единстве с поведением, отвечающим требованиям воинской службы и современного боя.1 Технология воспитания при этом заключается в преднамеренной инструментовке различных видов учебных занятий для всестороннего формирования личности военного специалиста.

Своеобразный «набор инструментов» для творческого конструирования различных технологий воспитания предложен в табл. 4.

Таблица 4
Способ конструирования технологий воспитания


Воспитательные возможности

(функции)

Перечень методов

Формирование внутренних суждений, взглядов, мотивов

Лекция, показ (демонстрация), естественная и изобразительная наглядность и др.

Упрочение внутренних позиций, убеждений

Посредством углубления и закрепления знаний. Самостоятельное изучение литературы, боевой техники, вооружения, обсуждение учебного материала

Накопление опыта творческой деятельности и уставного поведения в ходе практического применения знаний, выработки навыков и умений

Исследовательский метод — выполнение курсовых и лабораторных работ; метод практических работ — стажировка, войсковая практика

Оценка и проверка результатов обучения и воспитания

Наблюдение, беседы, уставный опрос, анализ результатов деятельности и др.


Примечательно рассмотрение содержания обучения как фактора воспитания. Для построения технологии воспитания весьма ценен показ сильных и слабых сторон содержания конкретных наук. Большое практическое значение имеет выделение существенно-значимых признаков организации, содержания и методики основных видов учебных занятий, определяющих их воспитывающий характер. Например, для лекции по ее содержанию в число таких признаков и условий входят идейно-теоретический и научный уровень, убедительность и доказательность, новизна и информированность, связь с жизнью и практикой работы, соответствие содержания особенностям изучаемой дисциплины и степени подготовленности обучаемых.

С точки зрения методики и организации весьма значимыми для технологии воспитания являются свободное, живое (эмоциональное) и увлекательное изложение, побуждение к размышлению и поиску истины, постоянный контакт с аудиторией, взаимопонимание, четкость структуры, логичность, культура речи, ее простота и правильность, выразительность, адекватно избираемые интонации, темп речи, ее звучание, выразительность, мимика воспитателя, его личная примерность, авторитетность, умелое использование средств наглядности.

Переходя к характеристике технологии воспитания сотрудников в сфере их практической деятельности