Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 524

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

, остановимся на высказанных ранее положениях. Во-первых, при определении сущности технологии воспитания отмечались возможность и необходимость определенной алгоритмизации воспитательного процесса. Во-вторых, в числе наиболее существенных признаков технологии воспитания в органах внутренних дел не последнее место было отведено функционированию процедуры педагогического мониторинга эффективности воспитательных взаимодействий на различных этапах технологической цепочки. С учетом этих позиций представляется правомерным вести речь о таком важном технологическом приеме, как алгоритм воспитательного воздействия, который может быть эффективно реализован и в ходе занятий в сфере практической деятельности сотрудников органов внутренних дел (см.: табл. 5).
Таблица 5
Алгоритм воспитательного воздействия


ВАРИАНТ “А”

ВАРИАНТ “Б”

ВАРИАНТ “В”

1. ЗНАНИЯ

6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

7. УБЕЖДЕНИЯ

2. ОСМЫСЛЕНИЕ

5. ОТНОШЕНИЕ

8. ПОЗИЦИЯ

3. ДЕЙСТВИЕ

(поступки)

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(поведение)

9. ИНД. СТИЛЬ

(привычки)


Цифрами от 1 до 9 обозначены основные «ячейки» приложения воспитательных воздействий воспитателя (члена педагогического коллектива ОВД) по отношению к сотрудникам. В ходе учебных занятий технологическая «цепочка» воспитательного воздействия нередко подчинена последовательности, показанной в варианте «А»:


1. ЗНАНИЯ

6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

7. УБЕЖДЕНИЯ


В данном случае, проявляя заботу о воспитательной стороне того или иного вида учебных занятий, воспитатель-педагог исходит из предположения о том, что преподаваемые им знания сыграют свою позитивную роль в формировании определенных мировоззренческих взглядов и убеждений воспитуемых.

Специфика воспитывающего обучения требует дополнения данной последовательности еще несколькими звеньями (см. вариант «Б»). Знание должно быть осмыслено, его воспитательный эффект выражается в определенном отношении к нему сотрудников, а их мировоззрение и убеждения при этом проявляются в личной позиции. Изложенное, в большей степени, представляет теоретический уровень воспитательного воздействия, и учебные занятия обладают богатыми возможностями для его реализации.


Сфера практической деятельности сотрудников позволяет в полной мере реализовать личностно-социально-деятельностный подход к воспитанию в органах внутренних дел. Именно здесь воспитуемые проявляют получаемые знания в конкретных поступках, в деятельности и на базе своих мировоззренческих позиций и убеждений, вырабатывают привычки поведения и индивидуальный стиль деятельности. Но это совсем не означает принижения воспитательных возможностей различных видов учебных занятий и связанной с ними сферы учебной деятельности сотрудников. Вот почему рассмотренный алгоритм воспитательного воздействия позволяет связать эти две основные области, которые порой имеют тенденцию к обособлению.

Наиболее полно технология воспитательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел может быть представлена в следующих звеньях (см. табл. 5, вариант «В»):

  1. Вооружение сотрудников определенной суммой знаний в ходе учебных занятий.

  2. Осмысление сотрудниками полученных знаний и постепенное их превращение в конкретные взгляды.

  3. Реализация и проявление полученных знаний и сформированных взглядов в отдельных действиях и поступках.

  4. Включение сотрудников в педагогически целесообразную деятельность, которая опирается на апробированное в отдельных поступках и осмысленное знание.

  5. Выработка определенного отношения к степени успешности реализации в практической деятельности получаемого в процессе обучения знания.

  6. Формирование на этой основе мировоззрения специалистов ОВД.

  7. Укрепление убеждений сотрудников ОВД.

  8. Выработка личностно и профессионально значимых позиций.

  9. Формирование индивидуального стиля поведения.

Последовательное прохождение всех девяти этапов позволит вести речь о постепенной выработке определенных качеств личности.

В заключение скажем несколько слов о педагогическом мониторинге данной технологической цепочки. Предложенная последовательность дает возможность утверждать, что для каждого этапа можно сформулировать свою систему критериев, которая позволит «замерить» степень успешности его прохождения, выявить уровень знаний, степень их осмысления и выраженности в конкретных поступках и деятельности сотрудников органов внутренних дел; характер отношения к своей настоящей и будущей деятельности и получаемым знаниям; мировоззренческие позиции и убеждения, привычки, стиль поведения каждого специалиста.

§ 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел




Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику.«Любая деятельность, — считает В. П. Беспалько, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»1. Самое прямое отношение это имеет к теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство.

Зарождение идеи технологии воспитательного процесса связанно, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического процесса в различные области теоретической и практической воспитательной деятельности органов внутренних дел. Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, воспитательный процесс как технологический. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.

Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированнным выражением которого и является технология. Сделаем попытку сравнить воспитательную деятельность членов педагогического коллектива органов внутренних дел, основанную на индивидуальном мастерстве с деятельностью, основанной на технологии (см. табл. 6).

Поэтому современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь с механическим переносом технологии в столь сложную сферу человеческих взаимоотношений как воспитание.
Таблица 6
Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива


Индивидуальное мастерство

Общая технология

1. Процесс выполняется воспитателем от начала до конца.

2. Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса.

3. Нужно делать все самому.

4. Процесс длительный.

5. В основе интуиция, чувствование, опыт.

6. Результат зависит от педагогических возможностей конкретного воспитателя.

1. Процесс расчленяется на части, каждый воспитатель выполняет свою часть работы.

2. Необходимо знание той части процесса, которую выполняет педагог-воспитатель.

3. Процесс намного ускоряется.

4. В основе научный расчет.

5. Результат зависит от возможностей конкретного педагога-воспитателя, а приобретает форму массового педагогического опыта.



Как известно, основой воспитательного процесса в органах внутренних дел является воспитательная деятельность членов педагогического коллектива, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением сотрудников. При этом управленческая деятельность членов педагогического коллектива осуществляется на основе информационных потоков, характеризующих состояние системы и эффективность ее функционирования.

В органах внутренних дел, по нашему мнению, есть целая система стимулов, используя которые педагоги-воспитатели направляют и корректируют воспитательный процесс. Ему присуща определенная коммуникативная сеть, используя которую они получают информацию, необходимую для того, чтобы принимать решения по управлению воспитательным процессом.

Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Появились даже новомодные концепции «точечной педагогики». Однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог-воспитатель (в широком смысле этого слова) мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс в органах внутренних дел более эффективным. Нынешняя практика воспитания сотрудников в органах внутренних дел находится, по нашему мнению, в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна их тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации действий.

Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Он означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания в органах внутренних дел осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:

  1. Воздействуют на сотрудников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение.

  2. Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел.

  3. Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и профессионального воспитания в органически слитом процессе.

  4. Единство и координация усилий всех имеющихся отношений к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего СМИ, литературы, искусства, системы управления органами правопорядка и др. — непременное условие комплексного подхода.

  5. Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания сотрудников органов внутренних дел и управления им.


При комплексном подходе к формированию целостной личности сотрудника органов внутренних дел должна быть учтена совокупность всех этих условий.

Основной единицей технологии воспитательного процесса является воспитательное действие членов педагогического коллектива органов внутренних дел. Воспитательное действие (ВД) — это вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитателей. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость, так как воспитательный процесс состоит из цепи непрерывающихся воспитательных действий. В воспитательных действиях сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей с воспитанниками.

В любом воспитательном действии выделяются следующие этапы:

1) целеполагание (анализ ситуации и формирование цели);

2) планирование действия;

3) организация и подготовка действия;

4) непосредственное осуществление действия;

5) анализ достигнутых результатов.

Подробная их характеристика и составляет основное содержание технологии процесса воспитания.

Одним из важнейших источников целеполагания и проектирования ВД в органах внутренних дел выступает воспитательная ситуация, в которой осуществляется воспитательные действия. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, событиями региональной и местной жизни; сформированностью необходимых качеств и черт формируемого типа личности; общей направленностью работы органов внутренних дел в определенный период.

Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель профессионального и нравственного воспитания) определяет задачи конкретных действий. В каждом из них выделяются стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания. Задача воспитателей на этапецелеполагания — учесть воспитательную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. После доработки поступившей информации формулируется цель ВД по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности воспитателей и сотрудников — определение цели и конкретных задач.