Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 524
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Таблица 5
Алгоритм воспитательного воздействия
ВАРИАНТ “А” | ВАРИАНТ “Б” | ВАРИАНТ “В” |
1. ЗНАНИЯ | 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ | 7. УБЕЖДЕНИЯ |
2. ОСМЫСЛЕНИЕ | 5. ОТНОШЕНИЕ | 8. ПОЗИЦИЯ |
3. ДЕЙСТВИЕ (поступки) | 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (поведение) | 9. ИНД. СТИЛЬ (привычки) |
Цифрами от 1 до 9 обозначены основные «ячейки» приложения воспитательных воздействий воспитателя (члена педагогического коллектива ОВД) по отношению к сотрудникам. В ходе учебных занятий технологическая «цепочка» воспитательного воздействия нередко подчинена последовательности, показанной в варианте «А»:
1. ЗНАНИЯ | 6. МИРОВОЗЗРЕНИЕ | 7. УБЕЖДЕНИЯ |
В данном случае, проявляя заботу о воспитательной стороне того или иного вида учебных занятий, воспитатель-педагог исходит из предположения о том, что преподаваемые им знания сыграют свою позитивную роль в формировании определенных мировоззренческих взглядов и убеждений воспитуемых.
Специфика воспитывающего обучения требует дополнения данной последовательности еще несколькими звеньями (см. вариант «Б»). Знание должно быть осмыслено, его воспитательный эффект выражается в определенном отношении к нему сотрудников, а их мировоззрение и убеждения при этом проявляются в личной позиции. Изложенное, в большей степени, представляет теоретический уровень воспитательного воздействия, и учебные занятия обладают богатыми возможностями для его реализации.
Сфера практической деятельности сотрудников позволяет в полной мере реализовать личностно-социально-деятельностный подход к воспитанию в органах внутренних дел. Именно здесь воспитуемые проявляют получаемые знания в конкретных поступках, в деятельности и на базе своих мировоззренческих позиций и убеждений, вырабатывают привычки поведения и индивидуальный стиль деятельности. Но это совсем не означает принижения воспитательных возможностей различных видов учебных занятий и связанной с ними сферы учебной деятельности сотрудников. Вот почему рассмотренный алгоритм воспитательного воздействия позволяет связать эти две основные области, которые порой имеют тенденцию к обособлению.
Наиболее полно технология воспитательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел может быть представлена в следующих звеньях (см. табл. 5, вариант «В»):
-
Вооружение сотрудников определенной суммой знаний в ходе учебных занятий. -
Осмысление сотрудниками полученных знаний и постепенное их превращение в конкретные взгляды. -
Реализация и проявление полученных знаний и сформированных взглядов в отдельных действиях и поступках. -
Включение сотрудников в педагогически целесообразную деятельность, которая опирается на апробированное в отдельных поступках и осмысленное знание. -
Выработка определенного отношения к степени успешности реализации в практической деятельности получаемого в процессе обучения знания. -
Формирование на этой основе мировоззрения специалистов ОВД. -
Укрепление убеждений сотрудников ОВД. -
Выработка личностно и профессионально значимых позиций. -
Формирование индивидуального стиля поведения.
Последовательное прохождение всех девяти этапов позволит вести речь о постепенной выработке определенных качеств личности.
В заключение скажем несколько слов о педагогическом мониторинге данной технологической цепочки. Предложенная последовательность дает возможность утверждать, что для каждого этапа можно сформулировать свою систему критериев, которая позволит «замерить» степень успешности его прохождения, выявить уровень знаний, степень их осмысления и выраженности в конкретных поступках и деятельности сотрудников органов внутренних дел; характер отношения к своей настоящей и будущей деятельности и получаемым знаниям; мировоззренческие позиции и убеждения, привычки, стиль поведения каждого специалиста.
§ 2. Специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел
Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику.«Любая деятельность, — считает В. П. Беспалько, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»1. Самое прямое отношение это имеет к теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство.
Зарождение идеи технологии воспитательного процесса связанно, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического процесса в различные области теоретической и практической воспитательной деятельности органов внутренних дел. Противники идеи технологизации в педагогике считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный, как они считают, воспитательный процесс как технологический. Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала.
Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированнным выражением которого и является технология. Сделаем попытку сравнить воспитательную деятельность членов педагогического коллектива органов внутренних дел, основанную на индивидуальном мастерстве с деятельностью, основанной на технологии (см. табл. 6).
Поэтому современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь с механическим переносом технологии в столь сложную сферу человеческих взаимоотношений как воспитание.
Таблица 6
Сравнительная таблица воспитательной деятельности членов педагогического коллектива
Индивидуальное мастерство | Общая технология |
1. Процесс выполняется воспитателем от начала до конца. 2. Необходимо знание всей системы, всех тонкостей процесса. 3. Нужно делать все самому. 4. Процесс длительный. 5. В основе интуиция, чувствование, опыт. 6. Результат зависит от педагогических возможностей конкретного воспитателя. | 1. Процесс расчленяется на части, каждый воспитатель выполняет свою часть работы. 2. Необходимо знание той части процесса, которую выполняет педагог-воспитатель. 3. Процесс намного ускоряется. 4. В основе научный расчет. 5. Результат зависит от возможностей конкретного педагога-воспитателя, а приобретает форму массового педагогического опыта. |
Как известно, основой воспитательного процесса в органах внутренних дел является воспитательная деятельность членов педагогического коллектива, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением сотрудников. При этом управленческая деятельность членов педагогического коллектива осуществляется на основе информационных потоков, характеризующих состояние системы и эффективность ее функционирования.
В органах внутренних дел, по нашему мнению, есть целая система стимулов, используя которые педагоги-воспитатели направляют и корректируют воспитательный процесс. Ему присуща определенная коммуникативная сеть, используя которую они получают информацию, необходимую для того, чтобы принимать решения по управлению воспитательным процессом.
Проникнув в педагогический лексикон, понятие технологии вызвало к жизни новые направления в педагогической теории и практике. Появились даже новомодные концепции «точечной педагогики». Однако до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог-воспитатель (в широком смысле этого слова) мог бы формировать отвечающую всем требованиям идеальную личность, еще очень далеко. Сегодня можно говорить только об элементах технологизации воспитания, использование которых делает воспитательный процесс в органах внутренних дел более эффективным. Нынешняя практика воспитания сотрудников в органах внутренних дел находится, по нашему мнению, в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна их тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации действий.
Идея целостности воспитательного процесса в практической технологии осуществляется через комплексный подход. Он означает единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия. Современные технологии воспитания в органах внутренних дел осуществляют комплексный подход, выполняя обязательные требования:
-
Воздействуют на сотрудников по трем направлениям — на сознание, чувства и поведение. -
Положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания (внешнего педагогического воздействия) и самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел. -
Заданные качества личности формируются через систему конкретных воспитательных дел. Эти дела должны иметь подчеркнуто комплексный характер, требующий одновременного осуществления задач умственного, физического, нравственного, эстетического и профессионального воспитания в органически слитом процессе. -
Единство и координация усилий всех имеющихся отношений к воспитанию социальных институтов и объединений, прежде всего СМИ, литературы, искусства, системы управления органами правопорядка и др. — непременное условие комплексного подхода. -
Комплексный подход предполагает системный подход к процессу воспитания сотрудников органов внутренних дел и управления им.
При комплексном подходе к формированию целостной личности сотрудника органов внутренних дел должна быть учтена совокупность всех этих условий.
Основной единицей технологии воспитательного процесса является воспитательное действие членов педагогического коллектива органов внутренних дел. Воспитательное действие (ВД) — это вид организации и осуществления конкретной деятельности воспитателей. Главные отличительные особенности ВД — необходимость, полезность, осуществимость, так как воспитательный процесс состоит из цепи непрерывающихся воспитательных действий. В воспитательных действиях сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей с воспитанниками.
В любом воспитательном действии выделяются следующие этапы:
1) целеполагание (анализ ситуации и формирование цели);
2) планирование действия;
3) организация и подготовка действия;
4) непосредственное осуществление действия;
5) анализ достигнутых результатов.
Подробная их характеристика и составляет основное содержание технологии процесса воспитания.
Одним из важнейших источников целеполагания и проектирования ВД в органах внутренних дел выступает воспитательная ситуация, в которой осуществляется воспитательные действия. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, событиями региональной и местной жизни; сформированностью необходимых качеств и черт формируемого типа личности; общей направленностью работы органов внутренних дел в определенный период.
Доминирующая воспитательная цель (обычно это цель профессионального и нравственного воспитания) определяет задачи конкретных действий. В каждом из них выделяются стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания. Задача воспитателей на этапецелеполагания — учесть воспитательную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. После доработки поступившей информации формулируется цель ВД по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности воспитателей и сотрудников — определение цели и конкретных задач.