Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 563

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Методические рекомендации по успешному осуществлению ВД на данном этапе заключаются в следующем.

1. Глубокое осмысление конкретных задач ВД членами педагогического коллектива органов внутренних дел — необходимое условие его эффективности. Не надо навязывать свою точку зрения, необходимо убедить сотрудников принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое.

2. Любое ВД проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов.

3. Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых задач в процессе ВД, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи.

4. Очень важно определить содержание ВД в связи с его задачами и условиями осуществления. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения сотрудников органов внутренних дел, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации.

5. Рациональные методы, приемы и средства проектируются для каждого этапа ВД. При этом надо иметь в виду, что методы должны обеспечивать максимальную активность, инициативность и самостоятельность сотрудников.

6. При подготовке ВД необходимо стремиться к максимальной организационной четкости. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях.

7. ВД не терпят шаблона, четкость и широта маневра — их отличительные признаки. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если тот или иной член педагогического коллектива органов внутренних дел позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием.

8. ВД должны быть разнообразными. Яркие дела сотрудники органов внутренних дел помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно играет отрицательную роль.

9. ВД проектируются как мощный катализатор эмоций. Найти в каждом ВД близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции.

Этап планирования ВД наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом-воспитателем стоит важная задача — вместе с воспитанниками во всех деталях определить направления деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано. Иначе ВД будет мероприятием, а не собственным делом сотрудников.


Планирование будет успешным, если члены педагогического коллектива органов внутренних дел учитывают следующие рекомендации.

1. Следует опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный замысел воспитателя, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращает воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу будет добиться нелегко.

2. ВД — занятие коллективное, планирование должно носить коллективный характер.

3. Необходимо знать методы планирования, методику составления планов.

Без организации невозможно осуществить ни одно дело. Только при организации весь комплекс — воспитатели и воспитуемые органов внутренних дел, средства могут образовать некий жизнеспособный процесс.

Общая теория организации деятельности предлагает шесть положений, на которые опирается технология и которые необходимо учитывать всем категориям воспитателей в органах внутренних дел при организации ВД:

  1. Ясное определение цели предстоящей работы, обзор всего движения в целом от начала до конца (чего необходимо достичь?).

  2. Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь?).

  3. Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь?).

  4. Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого?).

  5. Распределение ответственности, адресата и времени отчетности (чем стимулировать достижения цели?).

  6. Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы (как достичь?).

Среди рекомендаций руководителям-воспитателям на данный этап можно назвать следующие.

  1. Четко определите права и обязанности каждого, кто принимает участие в организации ВД. Весьма желательно наметить «линии власти»: каждый исполнитель отвечает определенному лицу за результаты своей работы. Власть должна быть сосредоточена в руках одного руководителя, «двоевластие» не допускается.

  2. Каждому участнику ВД отведите одну функцию, наиболее соответствующую его возможностям и желаниям. Не надо навязывать поручений, учение в деле добровольное.

  3. Учитывайте, что определенное число сотрудников не имеют навыков организации. То, что для педагога-воспитателя понятно и легко, для воспитанника далеко не всегда просто. Необходимо придерживаться правила от легкого к трудному, поддерживать уверенность в успехе.

  4. Приучайте воспитанников к мысли, что организация удесятеряет силы.


Воспитатель не должен выпускать из своих рук управление делом до его полного завершения. На этапе осуществления ВД у него немало ответственных моментов.

  1. Он следит за осуществлением намеченной программы дела, корректируя его ход на основе подготовленного сценария, выполняя диспетчерские функции.

  2. Наблюдает за коллективом в целом и за отдельными воспитанниками, помня, что ВД развивает у воспитанников определенные качества и намечает стратегию дальнейшей работы.

  3. Следит за четким решением организационных вопросов.

  4. Не сковывает сотрудников своим присутствием, не мешает им свободно выражать свои мысли и чувства.

  5. Весьма деликатный вопрос — когда и как корректировать неправильные действия: оставлять разбор на потом или делать замечания тотчас? Необходимо фиксировать все происходящие, реагировать спокойно, сдержано.

На завершающем этапе ВД подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ. На этом этапе ставится цель вскрывать причины успехов и неудач. Педагогу-воспитателю целесообразно придерживаться апробированной схемы анализа ВД, последовательно отвечая на следующие вопросы:

  1. все ли позиции подготовки и проведения ВД нашли отражение в плане;

  2. отвечало ли содержание программы намеченной цели;

  3. отвечал ли намеченной цели, задачам и требованиям уровень организации;

  4. все ли запланированные меры в достаточной степени были подкреплены ресурсами;

  5. какие фрагменты, части дела удались лучше, почему;

  6. выдержано ли воспитательное дело во времени;

  7. кто и почему срывал сроки;

  8. представляли ли ВД систему или же было набором мало связанных между собой фрагментов и частей;

  9. был ли эффект новизны;

  10. отвечала ли эмоциональная окраска воспитательного дела его замыслу;

  11. удовлетворяет ли качество дела, отношение к нему сотрудников, над какими вопросами заставило оно их задуматься;

  12. какой оценки заслуживает каждый член коллектива, принимавший участие в ВД;

  13. каким было поведение воспитанников;

  14. почему возникли факты отрицательной реакции части сотрудников на те или иные педагогические действия;

  15. от чего нужно отказаться и что нового ввести в следующее ВД.


Анализируя, надо выявить связи между явлениями, искать зависимости, наиболее эффективные формы взаимодействия, находить причины и следствия.

Таков алгоритм технологии воспитательного процесса и ее специфики в органах внутренних дел.

Сложности в создании и реализации технологий воспитания в ОВД объясняются целым рядом особенностей воспитания:

  • Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае.

  • Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.

  • Сотрудник органов внутренних дел в процессе воспитания — и объект воздействия педагога-воспитателя, и субъект многообразной правоохранительной деятельности.

  • Воспитание — процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свои коррективы в деятельность воспитательных аппаратов органов внутренних дел и деятельность их сотрудников.

  • Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) — живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия трудно предсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию», что, в определенной степени, проявляется на практике.

  • Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне профессиональном, связанным с деятельностью органов внутренних дел, житейско-обыденном, либо научном.

  • Различия в концепциях воспитания у разных членов педагогического коллектива органов внутренних дел, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к тому или иному сотруднику.

  • Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация», что не всегда встречает одобрение и поддержку в деятельности членов педагогического коллектива.

  • Теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо чувственное отношение к сотрудникам — важнейшее качество воспитателя, определяющее успешность воспитания. Нередко его действия основаны на интуиции.

Как уже отмечалось ранее, нынешняя практика воспитания сотрудников органов внутренних дел находится в переходной стадии — воспитатели еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. Заметна тяга к внедрению апробированных, приносящих пользу технологических находок, стремление к унификации и стандартизации требований.


В основе освоения технологий воспитания лежит система выборов, ведущая к определенной педагогической позиции, т. е. к исповедыванию определенной концепции воспитания и соответствующей методики ее реализации в собственном педагогическом опыте, дальнейшем его совершенствовании и передаче коллегам.

Итак, выборы, которые делает воспитатель:

  • Необходимость определиться в отношении к основной парадигмевоспитания.

  • Четкая формулировка для себя понятия и сущностивоспитания (из множества современных определений).

  • Четкая формулировка цели и стратегических задач воспитания.

  • Определенность в подборе тактических задач, четкость планирования.

  • Подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания.

  • Подбор содержания воспитания.

  • Выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи.

  • Выбор стиля и тона отношений с воспитанниками.

Таким образом, специфика технологий воспитания в работе с личным составом органов внутренних дел определяется, прежде всего, целями и задачами воспитательной работы в органах внутренних дел, особенностями ее содержания, отличительными чертами и признаками методов и приемов, форм и средств реализации.