Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



И, наконец, как весьма специфическое правило можно сформулировать правило разумного не использования зарубежного опыта. Отношение к зарубежному опыту пережило в нашей стране ряд этапов. Конец 80-х — 90-е годы прошлого века были пиком внимания, а в ряде случаев — абсолютного почтения, к зарубежному опыту в различных сферах жизни нашей страны. За первые годы XXI века этот пик прошел, появилось даже излишне скептическое отношение к зарубежному опыту. В настоящее время устанавливается достаточно взвешенное отношение к нему: зарубежный опыт — не лекарство от всех болезной, но одно из средств более эффективно решать наши собственные задачи, в том числе — в сфере воспитания личного состава органов внутренних дел. Однако, представление о зарубежном опыте как определенном престижном «бренде» еще продолжает существовать. Это побуждает порой для создания имиджа «современности» и «инновационности» внедрять зарубежный опыт, нередко — на уровне внешней его атрибутики. Отсюда в системе ведомственного профессионального обучения порой неожиданно появляются «супервайзеры» и «тьюторы». И именно руководитель органа внутренних дел, в силу его педагогической функции как аналитика и эксперта должен решать — является более разумным, экономным и эффективным выработка собственного решения в сфере воспитательной работы, или за решением следует обратиться к зарубежному опыту.

В демократическом обществе милиция (полиция) все более превращается из властного общественного института в милицейскую (полицейскую) службу, выполняющую общественный заказ населения. Поэтому для сотрудников недостаточно одного лишь четкого выполнения требований, содержащихся в соответствующих профессиональных кодексах. Необходимо более свободное и самостоятельное применение общечеловеческих этических законов и правил, которое требует от сотрудников милиции (полиции) высокой степени нравственной воспитанности.

Данное утверждение особенно актуально для руководящих кадров милиции (полиции), для будущих руководителей, обучающихся в полицейских и милицейских вузах, или повышающих свою квалификацию в полицейских академиях и колледжах. В последние годы, прошедшие со дня принятия Европейского кодекса полицейской этики в Европе возросло понимание важности проблемы обучения этике в высших учебных заведениях полиции и поиска новых педагогических подходов к решению воспитательных задач.

Государства Европы придают большое значение полноценному и результативному обучению этике на всех уровнях и этапах обучения сотрудников полиции и, особенно, на уровне обучения полицейских кадров высшего звена. Во многих полицейских вузах в программу обучения входит предмет
«полицейская этика» или сходные с ним по тематике предметы. При отсутствии отдельного предмета «полицейская этика» в программе учебных заведений полиции руководство высших учебных заведений старается внести этическую составляющую в преподавание других предметов профессиональной подготовки, что свидетельствует о понимании важности данной проблемы.

В силу ряда объективных факторов за последние несколько лет внимание к педагогическому обеспечению обучения этике значительно выросло. Для того чтобы привнести этическую составляющую в обучение и воспитание руководящих сотрудников правоохранительных органов, преподавателям в области права предстоит еще многое сделать для педагогической организации обучения этике и повышения его эффективности. В Европейском кодексе полицейской этики практически отсутствуют рекомендации, относящиеся к сфере этической подготовки, нравственного формирования полицейских кадров на стадии их обучения. Действительно, нельзя ни приказать, ни научить быть нравственным. Полезно вспомнить, что нравственное воспитание имеет три уровня: изучение нравственных норм и принципов, превращение знаний в убеждения (чем постоянно на практике занимаются руководители, работники воспитательного аппарата и служебный коллектив), творческое применение полученных знаний и приобретенных убеждений в практической служебной деятельности.

Общие закономерности нового подхода к проблеме целенаправленной организации педагогического процесса обучения этике в полицейских вузах Европы в начале XXI века заключены в следующем:

  • нравственное воспитание руководящих кадров полиции и милиции в странах Европы и в России основано на фундаментальных общечеловеческих нравственных ценностях;

  • новый подход к обучению руководящих кадров полиции этике в каждой из стран Европы основан на учете изменившихся потребностей общества, динамики криминогенной обстановки и правоохранительной политики государства в целом;

  • новый подход к обучению профессиональной этике требует широкого использования международного опыта нравственного воспитания сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки и, в частности, опыта педагогической теории и практики осуществления обучения полицейской этике в различных странах;

  • в педагогическом процессе обучения профессиональной этике офицеры полиции во всех странах Европы выступают в качестве субъектов целостного педагогического процесса воспитания, обучения и развития;

  • руководящие кадры полиции или милиции во всех странах Европы и в России рассматриваются не только как субъект педагогического процесса нравственного воспитания, но и как мощный научно-педагогический потенциал для осуществления такого воспитания в процессе их будущей профессиональной и педагогической деятельности;

  • цель обучения офицеров полиции профессиональной этике заключается не только в получении офицерами полиции знаний о морали и приобретении ими соответствующих ценностных ориентации, но и, что весьма важно, в овладении ими навыками морального поведения, практического решения моральных дилемм;

  • новый подход к обучению полицейской этике в Европе предполагает широкое использование кодексов полицейской этики, являющихся нормативно-ориентирующей основой обучения этике, позволяет каждой полицейской организации выработать инструменты для внедрения в жизнь этих Кодексов и педагогические механизмы работы с данными Кодексами;

  • полицейская организация в каждой из стран Европы открыто и публично демонстрирует обществу изменения, которые происходят в ней в связи с новым подходом к обучению офицеров полиции профессиональной этике.


Таким образом, необходимость интеграции полицейских и милицейских воспитательных систем как одного из основных условий борьбы с преступностью в Европе, изменение общей концепции деятельности полиции Европы в XXI веке в сторону ее гуманизации и превращения полиции в полицейскую службу (police service), а также принятие в связи с этим в 2001 году Европейского кодекса полицейской этики, содержащего общие этические принципы работы полиции в новом веке, обусловило актуальность возникшей потребности в определенной стандартизации основанного на нормативных положениях данного Кодекса педагогического процесса профессионального воспитания сотрудников милиции (полиции) и, в первую очередь, ее руководящих кадров.

Успешное выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел России, во многом зависит от их кадрового потенциала и его морально-психологических качеств. К сожалению, возможности отбора кадров для правоохранительных органов не всегда позволяют соблюдать крайне строгую нацеленность на высокие моральные качества сотрудников, поэтому наряду с такой нацеленностью и, помимо нее, необходимо также всемерно использовать любые возможности для воспитания этих качеств в процессе профессиональной подготовки кадров.

Особо важное значение в условиях интеграции отечественного образования в международную образовательную систему приобретают изучение, обобщение и использование отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов для правоохранительной сферы. Среди инновационных концептуальных основ, кроме организации внедрения в учебно-педагогический процесс новых образовательных технологий, большое значение придается широкому международному сотрудничеству в области профессиональной подготовки полицейских кадров, которая сейчас рассматривается и в Европе, и в России как важная часть борьбы с преступностью. Поиск новых эффективных педагогических технологий в области профессионального воспитания кадров правоохранительных органов, осуществляемый в ходе расширяющегося сотрудничества с полицейскими подразделениями Европы, невозможен без систематизации и структурирования их педагогического опыта в данной области, использование которого поможет, начиная с самых первых ступеней обучения, формировать корректные морально-этические установки, влиять на профиль профессионального поведения и, в конечном итоге, способствовать повышению эффективности и результативности служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Вопросы для самоконтроля:

  • Что такое воспитание? Приведите известные Вам трактовки понятия «воспитание».

  • Назовите основные признаки процесса воспитания.

  • Что понимается под социализацией человека?

  • Охарактеризуйте и дайте оценку существующим способам совершенствования работы.

  • Дайте характеристику педагогики воспитания личного состава и раскройте ее инновационный потенциал.

  • Что такое позитивный опыт воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел?

  • Назовите критерии, определяющие эффективность использования передового отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы.


Задания для самостоятельной работы:

  • Проанализируйте концепции социализации. Укажите, какие подходы к пониманию ее сущности существуют.

  • Обоснуйте, чем вызвана необходимость совершенствования воспитательной работы.

  • Сделайте ретроспективный анализ возникновения и обогащения педагогических знаний о воспитании в органах внутренних дел.

  • Изучите опыт профессионального воспитания в органе внутренних дел (подразделении), где вы проходите службу, и подготовьте стратегию его развития, отраженную в ежегодном плане воспитательных мероприятий.


Литература по разделу:

  • Европейский кодекс полицейской этики, принятый 19 сентября 2001 года Комитетом Министров Совета Европы.

  • О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел: Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120.

  • Артемьев A. M. Реализация кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: организационно-правовой аспект: Учеб пособие для вузов / Под ред. В.Я. Кикотя. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, Закон и право, 2003.

  • Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995.

  • Громкова M. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. — M.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005.

  • Дубов Г. В. Этика сотрудников полиции в зарубежных странах: Сб. науч.-метод. материалов. — М.: Моск. акад. МВД России, 2002.

  • Кобозев А. А. Профессиональная подготовка кадров органов внутренних дел России: исторический и организационно-правовой аспекты. — М., 2005.

  • Ковалев Н. Е, Райский Б. Ф., Сорокин К. А. Введение в педагогику. — М., 1975.

  • Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. — М., 1969.

  • Кравчун Н. С. Методы воспитания. — М., 1981.

  • Кукушин В. М. Полицейская деонтология: социологический анализ зарубежных концепций. — М., 2003.

  • Методика проведения воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел / Под ред. В. М. Бурыкина и В. М. Шамарова. — М., 2002.

  • Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. В. Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД России, 2008.

  • Практическая юридическая педагогика. Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М..: ЮНИТИ — ДАНА, 2008.

  • Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М. 1999.

  • Столяренко А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М.: Изд. Экмос, 2000.

  • Шамаров В. М., Лойт Х. Х. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел. — М., 2000.

  • Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник / Под ред. Г. В. Дубова. — M.: Издательство «Щит-М», 2003.

  • Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и A. M. Столяренко. — М.: Изд. ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  • Юридическая педагогика в МВД: Учебно-методическое пособие / Под ред. А. М. Столяренко. — М., 1997.

  • Юридическая педагогика: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М., 2004.

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные
и содержательные основы системы воспитательной работы