Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 730

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Второе направление — это анализ имеющегося в других органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России позитивного опыта воспитательной работы с личным составом и определение педагогической стратегии (условий, путей, направлений и т. д.) реализации этого опыта в процессе воспитательной работы с подчиненными.

При всей разнице указанных направлений работы, их объединяет общая логика, общие правила анализа и реализации позитивного опыта. Правилом первостепенной важности является рассмотрение опыта воспитательной работы как определенной педагогической системы в ее развитии.

Позитивный опыт выглядит, как правило, в виде определенного последовательного комплекса действий, направленных на достижение определенной педагогической цели. Такое восприятие опыта порождает типичную ошибку «однолинейного подхода» — ожидание, что воспроизведение этого комплекса действий даст желаемый результат. Опыт дает желаемый результат, если указанные действия выступают лишь как элемент в системе опыта. Любой опыт, отечественный и зарубежный, как привило, представляет собой систему, в которую входят:

  • подсистема идей (цель действий и концепция ее реализации);

  • подсистема условий, которые породили данную цель и определили содержание концепции ее реализации;

  • подсистема действий, по реализации цели («внешний контур» опыта);

  • подсистема условий, при которых возможна реализация данной цели посредством данных действий (в эти условия могут входить: разработка необходимой научной и методической документации, специальная подготовка кадров, обеспечение материально-технических условий).

Важно понимание взаимосвязей между отдельными компонентами опыта как «по вертикали» (связь между условиями, концепцией, комплексом действий), так и «по горизонтали» (связь между отдельными условиями, отдельными педагогическими акциями и мероприятиями). «Вырывание» отдельного элемента опыта, даже отдельной его подсистемы может в лучшем случае привести к минимальному положительному результату. Это не значит, что не могут быть использованы отдельные элементы опыта, например, опыт проведения отдельных воспитательных мероприятий, но ожидать от них такого же эффекта, как от системной реализации опыта, было бы наивным.

Наряду с системным восприятием опыта необходимо четко представлять пределы действенности опыта. Как в нашей стране, так и за рубежом нет универсального опыта воспитательной работы, решающего все основные педагогические задачи.
Позитивный опыт можно подразделить на:

  • опыт педагогической стратегии, т.е. опыт эффективной работы по какому-то стержневому направлению воспитательной работы (например, опыт ряда европейских стран по нравственному воспитанию руководящих кадров правоохранительных органов);

  • опыт педагогической тактики, т.е. опыт решения самостоятельной и значимой педагогической задачи (например, опыт педагогического обеспечения адаптации к службе выпускников Академии ФБР США);

  • опыт педагогической техники, т.е. опыт конкретных действий по решению конкретной воспитательной задачи (например, опыт проведения встреч с ветеранами органов внутренних дел).

Важно подчеркнуть, что даже опыт педагогической техники является системным, так как предполагает наличие частной воспитательной цели и концепции действий, необходимые условия, определенную последовательность действий.

Важным является уяснение «точки отсчета», или определение уровня развития перенимаемого опыта и прослеживание истории его развития. Любой позитивный воспитательный опыт, как отечественный, так и зарубежный, как правило, привлекает к себе внимание, когда он уже сложился в определенную систему и продемонстрировал свою эффективность. Поэтому необходимо проследить «стартовую точку отсчета» с которой начал развиваться данный опыт (нерешенные воспитательные проблемы и задачи, условия, факторы), «промежуточные точки отсчета», т.е. определенные этапы развития опыта, и, наконец, ту «точку отсчета» в развитии данного опыта, которая вам представлена. Это ориентирует на понимание и реализацию опыта в его развитии, на подготовку условий и поэтапное внедрение опыта.

Особо важно подчеркнуть, что каждый позитивный опыт, который мы собираемся реализовывать, нуждается в двойной адаптации. Использование опыта других — всегда творческое дело. Перенос даже самого лучшего опыта «один к одному» в другие условия чаще всего приводит к неудаче. Сам перенимаемый опыт должен быть адаптирован к условиям, в которых он внедряется, как и условия, при которых внедряется опыт, должны быть адаптированы к данному опыту. Так, весьма результативный сам по себе опыт полиции США по проведению воспитательных бесед с полицейскими в форме диалога двумя сотрудниками (руководитель и рядовой полицейский, опытный полицейский и молодой полицейский), оказался малоэффективным в ряде наших подразделений, так как, в отличие от американских полицейских, личный состав не был психологически подготовлен к проведению бесед в такой форме, а руководители и рядовые сотрудники, проводившие эти беседы не имели соответствующей педагогической подготовки. Порой такие беседы превращались в «монолог начальника».



Таким образом, выстраивается определенная логика анализа и внедрения позитивного опыта:

  • системное восприятие опыта в его развитии,

  • определение пределов действенности опыта,

  • подготовка соответствующих условий для внедрения опыта,

  • адаптация позитивного опыта с учетом собственной специфики,

  • разработка поэтапной программы реализации позитивного опыта.

Охарактеризованный выше подход к анализу и использованию позитивного отечественного опыта может быть полностью применен при анализе и реализации опыта зарубежного. Его также нужно рассматривать как сложную систему в ее развитии, выявлять пределы использования опыта, предусматривать его двойную адаптацию, разрабатывать поэтапные программы реализации опыта. Но зарубежный опыт воспитательной работы с кадрами полиции и иных правоохранительных органов отличается от нашего по многим ведущим характеристикам (социально-экономические условия и правовые основы правоохранительной деятельности, менталитет населения и самих сотрудников правоохранительных органов, социальная защищенность сотрудников). Поэтому при анализе и использовании зарубежного опыта следует помнить о ряде специфических правил, важнейшее из которых — компаративный (сравнительный) подход к зарубежному опыту, который позволяет ответить на стержневой вопрос: возможно ли использование данного зарубежного опыта в наших условиях?

2.3. Специфика использования позитивного зарубежного опыта
в воспитательной работе с личным составом



Использование позитивного зарубежного опыта воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов начинается с соотнесения данного опыта с реальными условиями, в которых он будет внедряться. Этот опыт и эти условия важно представить как две системы и выяснить — насколько они соотносимы по социально-экономическим и правовым условиям воспитательной работы, социально-педагогическим и профессионально-педагогическим характеристикам, целям и задачам воспитания, конкретным условиям, в которых проводится воспитательная работа, менталитету сотрудников, педагогической подготовленности самих воспитателей. Естественно, что полное совпадение невозможно, но степень соотносимости играет важнейшую роль. Так, при всем различии в условиях правоохранительной деятельности, опыт наставничества над молодыми сотрудниками в полиции и ФБР США может представить для нас немалый интерес, так как на уровне конкретных воспитательных задач, методов здесь есть немало общего.


Важнейшим правилом выступает анализ соответствия целей воспитательной работы у зарубежных «авторов опыта» и у нас, тех, кто его внедряет. Нередко одни и те же по форме воспитательные мероприятия имеют несколько различную целевую подоплеку. Так, у нас, «подтянутость в строевом отношении» выступает часто лишь дисциплинарным требованием. В полиции Великобритании и США, говоря нашими словами «подтянутость в строевом отношении», т.е. то, как полицейский носит свою форму и атрибутику, да и самой форме и атрибутике уделяется значительное внимание еще и как важному элементу профессиональной эстетики, даже этики (уважение к форме — уважение к своей службе), значимому фактору социально-педагогического воздействия на граждан, в том числе — через поддержание определенной традиции в форменной одежде как выражение уважения к традициям правоохранительной деятельности («звезда шерифа» в США, шлем полицейского в Великобритании)

Очень важно при анализе и использовании зарубежного опыта придерживаться правила информационной достаточности. Например, корректность полицейских в США, когда они желают войти в дом того или иного гражданина, объясняется не только, а порой и не столько их воспитанностью, сколько очень четким и определенным законом правом гражданина не пускать в домполицейского, если у того нет официальной санкции войти именно в этот дом. Корректность полицейских на улице при обращении к гражданам также обоснована законодательными нормами взаимоотношений граждан и полиции, когда и гражданин, и полицейский четко знают свои права и обязанности в различных ситуациях. Разъяснению правил взаимоотношений полиции и граждан, кстати, уделяют значительное внимание и время СМИ Великобритании, Германии, США, Франции и ряда других стран.

Одним из важных моментов при информировании о зарубежном опыте, а тем более — при его внедрении, является профилактика «психологической аллергии». Имеется в виду, что разница в социальной защищенности, материальном обеспечении сотрудников правоохранительных органов за рубежом и в нашей стране, в организационном и техническом обеспечении их деятельности, может породить у сотрудников ОВД определенный психологический барьер в восприятии зарубежного опыта («Создайте нам такие же условия — и мы будем так же работать»). Для преодоления этой «психологической аллергии» чаще всего помогает правило «информационной достаточности», в частности — объяснение, что в ряде развитых зарубежных стран наряду с высоким уровнем социальной и экономической защищенности сотрудников, к ним предъявляются нередко более высокие требования, вплоть до норм личной жизни, а санкции за служебные нарушения (тем более — нарушение закона) нередко куда более строгие, чем в нашей стране. Так, в ряде стран полицейский, уволенный «по отрицательным мотивам», даже если он не предстал перед судом, как правило, не имеет возможности устроиться на какую-либо престижную или высокооплачиваемую работу.


Специфическим правилом анализа зарубежного опыта является правило «адекватности (соответствия) понятий». Одна из сложностей в изучении и внедрении зарубежного опыта вообще, и опыта воспитательной работы в особенности, заключается в том, что воспитательные процесс в отечественной литературе и за рубежом отражается нередко различной системой понятий. Так, в английском языке нет слова, точно соответствующего нашему слову «воспитание». Частично «воспитание» включается в более широкое понятие «education», имеющее преимущественно значение «образование». Нередко воспитательная по содержанию работа обозначается словом «training». Английское «тренинг поведения» может иметь смысл — формирование определенного поведения, что традиционно является воспитательной задачей. И, наконец, английское слово «teaching», имеющее дословное значение «обучение» в контексте нередко стоит понимать как «воспитание», например, «teaching ethics» (дословно — «обучение этике») реально может обозначать не только обучение определенным нравственно-этическим нормам, но и нравственное воспитание. Вопрос об адекватности понятий важен еще и потому, что мы знакомимся с зарубежным опытом, чаще всего, по переводам иностранных источников и документов. Чтобы сделать точный перевод необходимо не только хорошо знать соответствующий язык, но владеть специальной терминологией, быть знакомым с отечественной и зарубежной правоохранительной практикой. И, к сожалению, неадекватность понятий является нередкой причиной не только недопонимания сущности зарубежного опыта («у них полицейских учат, а не воспитывают»), но и «психологической аллергии» на этот опыт.

Следующее привило использования зарубежного опыта можно сформулировать как правило неизбежности доказательства. Любая инновация, в особенности — инновация в сфере воспитательной работы, где скопилось немало устаревших представлений и стереотипов (например — ориентация на «педагогику мероприятий»), зачастую может встретить внутреннее сопротивление сотрудников. Инновация требует отказа от привычного, дополнительных усилий, не всегда сразу дает желаемый эффект. Особенно это типично для инновационного внедрения зарубежного опыта, хотя бы в силу названной ранее «психологической аллергии». Поэтому, при внедрении такого опыта важно доказать личному составу, что это выступает как необходимость при решении наших собственных задач, показать, что именно этот опыт поможет более эффективно работать. Нередко доказательства требует сама возможность внедрения зарубежного опыта. Использование чисто командного стиля при внедрении зарубежного опыта малоэффективно, т.к. подобная работа требует, как правило, осмысленных и активных действий всего личного состава.