Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 743

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сфере социальных отношений человека.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

СОЦИУМ (от лат. socium — общий, совместный) — сообщество, социальное окружение человека.

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

СПЕЦИАЛИСТ — лицо, обладающее компетентностью в определенной области профессиональных занятий или в каком-то отдельно взятом вопросе. В более узком употреблении термин обозначает обладателя диплома о высшем или среднем профессиональном образовании и близок по значению термину «профессионал».

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии. С. указывается в дипломе об окончании учебного заведения.

СПОСОБНОСТИ — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой — совокупность того, что используется воспитателем для воздействия на ребенка (слово, факты, примеры, документы, фотографии и т.д.).

СТАЖИРОВКА — форма повышения квалификации и (или) переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.


СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ — образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании.

СТЕНИЧНОСТЬ (гр. sthenos — сила) — в психологии качество личности, заключающееся в преобладании положительных эмоций, чувств, в ее повышенной активности, высокой дееспособности и работоспособности, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности. Противоположностью С. является астеничность.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — методика побуждения воспитанников к полезной деятельности. Среди методов стимулирования — личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, требование, поощрение, наказание, соревнование, организация успеха воспитанника, перспектива будущей деятельности, доверие и др.

СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ — представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.

СТРЕСС (англ. stress — нажим, давление) — это любое, более или менее, выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни.
Т
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ — целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта. Основными элементами в структуре творческого потенциала личности являются: а) мировоззрение, определяющее направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов и решений; б) понимание сути выполняемого дела, высокий уровень компетентности; в) умение использовать потенциал научного знания с учетом конкретных обстоятельств проблемной ситуации.

ТЕЗИС — 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.

ТЕМП РЕЧИ — скорость произнесения речевых элементов, измеряется либо числом звуков, произносимых в единицу времени (например в секунду), либо количеством слогов. Средний Т.р. носителя русского языка — 240-260 слог/мин. Т.р. — один из параметров оценки при тестировании как продуктивных навыков и умений (говорения), так и рецептивных (скорости чтения, аудирования).



ТЕСТ (англ. test — испытание, исследование). 1. Испытание, эксперимент, проверка. Дж. У. Оллер — руководитель направления «прагматическое тестирование» (США) — употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, навыков, умений тестируемого. Т. классифицируются 1) по целевым, функциональным, содержательным и 2) по формальным признакам. По цели применения Т. подразделяются на констатирующие, диагностические, прогностические. По виду контроля бывают Т. текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. По статусу контролирующей программы различают стандартизированные и нестандартизированные Т. По объекту контроля выделяют языковые, речевые, коммуникативные (коммуникативно-речевые) Т. По направленности тестовых заданий: дискретные и комплексные (глобальные) Т. По соотнесению с нормами или критериями: Т., ориентированные на нормы, и Т., ориентированные на критерий. По структуре и способу оформления ответа: Т. избирательные и Т. со свободно конструируемым ответом. По характеру выборочных ответов различают альтернативные Т., Т. множественного выбора, Т. перекрестного выбора. По характеру заданий выделяют Т. на сложность и Т. на скорость. В зависимости от формы проведения, целей и содержания тестового контроля различают: 1) индивидуальные и групповые Т.; 2) устные и письменные Т.; 3) бланковые (для их выполнения требуются только бланки и карандаши — так называемые тесты «карандаш и бумага») и предметные Т. (для выполнения задания наряду с бланками используются рисунки, карточки, предметы); 4) аппаратурные (в случае использования магнитофона, кодоскопа) и компьютерные Т.; 5) вербальные и невербальные Т., различающиеся по характеру предъявления стимула (словесный или в виде чертежа, диаграммы). Т. имеет характеристики качества: валидность, надежность, практичность, экономичность и др.

Особенности методики тестового контроля — объективность, непосредственная фиксация результатов испытаний, сравнение с заранее подготовленными эталонами ответов, несложность процедуры сравнения, строгая регламентация процедуры тестирования, возможность статистической обработки. Т. помогает индивидуализировать процесс обучения, улучшить самоконтроль учащихся, превращаясь таким образом из метода учета ошибок в метод обучения.


ТЕХНОЛОГИЯ — совокупность процессов, правил, применяемых при реализации задач, процедур в любой сфере деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, для достижения конкретного воспитательного результата.

ТРЕНИНГ — обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций.

ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное формирование интереса, уважения к труду и трудолюбия; выработка привычки к труду, культуры труда и стремления к его высокой продуктивности.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — свойство личности непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в том числе противоречивыми, чертами; характеризуется способностью отмечать одновременно и положительные, и отрицательные черты, соотнося собственные взгляды со всей имеющейся информацией, не отдавая предпочтения в конечной оценке собственному отношению.

Т. — признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, Т. формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций.

Т. может рассматриваться не только как свойство отдельной личности, но и как свойство коллектива, проявляемое по отношению к отдельным людям, идеям, ситуациям (если коллектив не принимает какую-то идею только потому, что она выдвинута непрофессионалами, — он демонстрирует нетолерантное поведение).

У
УБЕЖДЕНИЕ — термин, имеющий три значения: первое — высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к осуществлению своей деятельности и к содействию осуществления деятельности других. У. в этом значении — высший уровень личности, подчиняющий себе процессуально ее познавательные, эмоциональные и волевые свойства, содержательно являясь ее идейностью. За свои У. человек борется; второе — синоним уверенности в чем-либо; третье — педагогический омоним. У. как процесс, противоположный внушению и принуждению.

У. — один из основных методов воспитания, которому принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности — мировоззрения, сознательности и убежденности. Метод У. апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения.

УДОСТОВЕРЕНИЕ О КРАТКОСРОЧНОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ — государственный документ установленного образца, выдаваемый лицам, прошедшим обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.

УМЕНИЕ — способность осознанно выполнять определенное действие, составляет основу мастерства и проходит при формировании несколько этапов. Первый этап — первоначальное У. Для него характерны: осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки. При этом деятельность осуществляется методом проб и ошибок. Второй этап — недостаточно умелая деятельность, характеризуется наличием знаний о способах выполнения действия с использованием ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков. Третий этап — отдельные общие У. На данном этапе уже имеет место ряд отдельных высокоразвитых, но узких У, необходимых в различных видах деятельности, например У. планировать свою деятельность, организаторские У. и тому подобное. Четвертый этап — высокоразвитое У. Здесь уже наблюдается творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения. Пятый этап — мастерство. Этот этап характеризуется творческим использованием различных умений.