Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 743
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сфере социальных отношений человека.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
СОЦИУМ (от лат. socium — общий, совместный) — сообщество, социальное окружение человека.
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
СПЕЦИАЛИСТ — лицо, обладающее компетентностью в определенной области профессиональных занятий или в каком-то отдельно взятом вопросе. В более узком употреблении термин обозначает обладателя диплома о высшем или среднем профессиональном образовании и близок по значению термину «профессионал».
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ — функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках определенной профессии. С. указывается в дипломе об окончании учебного заведения.
СПОСОБНОСТИ — психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ — это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой — совокупность того, что используется воспитателем для воздействия на ребенка (слово, факты, примеры, документы, фотографии и т.д.).
СТАЖИРОВКА — форма повышения квалификации и (или) переподготовки путем непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.
СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ — образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании.
СТЕНИЧНОСТЬ (гр. sthenos — сила) — в психологии качество личности, заключающееся в преобладании положительных эмоций, чувств, в ее повышенной активности, высокой дееспособности и работоспособности, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности. Противоположностью С. является астеничность.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ — методика побуждения воспитанников к полезной деятельности. Среди методов стимулирования — личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, требование, поощрение, наказание, соревнование, организация успеха воспитанника, перспектива будущей деятельности, доверие и др.
СТИМУЛИРОВАНИЕ САМОВОСПИТАНИЯ — представляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.
СТРЕСС (англ. stress — нажим, давление) — это любое, более или менее, выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс — неотъемлемое проявление жизни.
Т
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ — целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта. Основными элементами в структуре творческого потенциала личности являются: а) мировоззрение, определяющее направленность разума, воли и чувств на поиск новых подходов и решений; б) понимание сути выполняемого дела, высокий уровень компетентности; в) умение использовать потенциал научного знания с учетом конкретных обстоятельств проблемной ситуации.
ТЕЗИС — 1) положение, утверждение, требующее доказательства; 2) положение, кратко излагающее научную или практическую идею статьи, доклада, сочинения.
ТЕМП РЕЧИ — скорость произнесения речевых элементов, измеряется либо числом звуков, произносимых в единицу времени (например в секунду), либо количеством слогов. Средний Т.р. носителя русского языка — 240-260 слог/мин. Т.р. — один из параметров оценки при тестировании как продуктивных навыков и умений (говорения), так и рецептивных (скорости чтения, аудирования).
ТЕСТ (англ. test — испытание, исследование). 1. Испытание, эксперимент, проверка. Дж. У. Оллер — руководитель направления «прагматическое тестирование» (США) — употребляет слово тест в наиболее общем для него значении — «проверочное задание». 2. Система заданий стандартной формы, выполнение которых проходит в равных для всех испытуемых условиях, поддается количественному учету (оценке), позволяет установить уровень сформированности знаний, навыков, умений тестируемого. Т. классифицируются 1) по целевым, функциональным, содержательным и 2) по формальным признакам. По цели применения Т. подразделяются на констатирующие, диагностические, прогностические. По виду контроля бывают Т. текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. По статусу контролирующей программы различают стандартизированные и нестандартизированные Т. По объекту контроля выделяют языковые, речевые, коммуникативные (коммуникативно-речевые) Т. По направленности тестовых заданий: дискретные и комплексные (глобальные) Т. По соотнесению с нормами или критериями: Т., ориентированные на нормы, и Т., ориентированные на критерий. По структуре и способу оформления ответа: Т. избирательные и Т. со свободно конструируемым ответом. По характеру выборочных ответов различают альтернативные Т., Т. множественного выбора, Т. перекрестного выбора. По характеру заданий выделяют Т. на сложность и Т. на скорость. В зависимости от формы проведения, целей и содержания тестового контроля различают: 1) индивидуальные и групповые Т.; 2) устные и письменные Т.; 3) бланковые (для их выполнения требуются только бланки и карандаши — так называемые тесты «карандаш и бумага») и предметные Т. (для выполнения задания наряду с бланками используются рисунки, карточки, предметы); 4) аппаратурные (в случае использования магнитофона, кодоскопа) и компьютерные Т.; 5) вербальные и невербальные Т., различающиеся по характеру предъявления стимула (словесный или в виде чертежа, диаграммы). Т. имеет характеристики качества: валидность, надежность, практичность, экономичность и др.
Особенности методики тестового контроля — объективность, непосредственная фиксация результатов испытаний, сравнение с заранее подготовленными эталонами ответов, несложность процедуры сравнения, строгая регламентация процедуры тестирования, возможность статистической обработки. Т. помогает индивидуализировать процесс обучения, улучшить самоконтроль учащихся, превращаясь таким образом из метода учета ошибок в метод обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ — совокупность процессов, правил, применяемых при реализации задач, процедур в любой сфере деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ — совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, для достижения конкретного воспитательного результата.
ТРЕНИНГ — обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций.
ТРУД — целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное формирование интереса, уважения к труду и трудолюбия; выработка привычки к труду, культуры труда и стремления к его высокой продуктивности.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — свойство личности непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в том числе противоречивыми, чертами; характеризуется способностью отмечать одновременно и положительные, и отрицательные черты, соотнося собственные взгляды со всей имеющейся информацией, не отдавая предпочтения в конечной оценке собственному отношению.
Т. — признак культуры ума человека, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Как сложная способность личности, Т. формируется и развивается на протяжении многих лет под влиянием ближайшего окружения человека, социальных условий, сложившейся социальной ситуации, традиций.
Т. может рассматриваться не только как свойство отдельной личности, но и как свойство коллектива, проявляемое по отношению к отдельным людям, идеям, ситуациям (если коллектив не принимает какую-то идею только потому, что она выдвинута непрофессионалами, — он демонстрирует нетолерантное поведение).
У
УБЕЖДЕНИЕ — термин, имеющий три значения: первое — высшая форма направленности личности, в психологическую структуру которой входят мировоззрение и стремление к осуществлению своей деятельности и к содействию осуществления деятельности других. У. в этом значении — высший уровень личности, подчиняющий себе процессуально ее познавательные, эмоциональные и волевые свойства, содержательно являясь ее идейностью. За свои У. человек борется; второе — синоним уверенности в чем-либо; третье — педагогический омоним. У. как процесс, противоположный внушению и принуждению.
У. — один из основных методов воспитания, которому принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности — мировоззрения, сознательности и убежденности. Метод У. апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения.
УДОСТОВЕРЕНИЕ О КРАТКОСРОЧНОМ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ — государственный документ установленного образца, выдаваемый лицам, прошедшим обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов.
УМЕНИЕ — способность осознанно выполнять определенное действие, составляет основу мастерства и проходит при формировании несколько этапов. Первый этап — первоначальное У. Для него характерны: осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающийся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и навыки. При этом деятельность осуществляется методом проб и ошибок. Второй этап — недостаточно умелая деятельность, характеризуется наличием знаний о способах выполнения действия с использованием ранее приобретенных, не специфических для данной деятельности навыков. Третий этап — отдельные общие У. На данном этапе уже имеет место ряд отдельных высокоразвитых, но узких У, необходимых в различных видах деятельности, например У. планировать свою деятельность, организаторские У. и тому подобное. Четвертый этап — высокоразвитое У. Здесь уже наблюдается творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способа ее достижения. Пятый этап — мастерство. Этот этап характеризуется творческим использованием различных умений.