Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 347

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

ему, "живет смертью" другой: "Огонь живет смертью земли, воздух живет

смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля-смертью воды". Таким

образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию "творческого

отрицания".

Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя

современный термин, детерминизму (всеобщей обусловленности всех событий и

явлений). Гераклит (так же как и другие досократики) употребляет,

естественно, другое понятие. Все, согласно ему, правится судьбой, или

необходимостью (нике). С понятием необходимости весьма тесно связано

понимание закономерности-закона (логос). Логос, по Гераклиту, так же вечен,

как и несотворенный и неуничтожимый мир. Его познание предполагает понимание

закономерного развития мира как борьбы и единства противоположностей.

Гераклит один из первых обращает внимание на характер человеческого

познания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т. е.

логос. Кто его не понимает, не может понять ничего в развитии мира.

Значительное внимание он уделяет отличию "многознания", "многоучености" от

подлинной мудрости. "Многознание" в отличие от подлинной мудрости не

способствует действительному познанию принципов мира, но скорее их скрывает.

В этом плане он весьма критически высказывается о целом ряде других

мыслителей, в частности о Пифагоре. "Многознание не научает разумности, ибо

оно научило бы Гесиода и Пифагора, также и Ксенофана и Гекатея". Эти мысли

показывают отрицание Гераклитом мелкой, дешевой учености, которая не

стремится к познанию и выявлению подлинных причин и принципов вещей.

Единственной мудростью, по Гераклиту, является "знание мысли, которая везде

всем правит", т. е. логос. Как мир, так и праматерия и Гераклитов логос

существуют объективно, т. е. независимо от человеческого сознания.

Человеческое сознание - душа (психе)-подчинено логосу. Поэтому и Гераклитова

диалектика является диалектикой объективной. Это диалектика развития

объективно существующего мира.

Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он

подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны: "Море

наполнено водой наичистейшей и наигрязнейшей: для рыб она пригодна и

полезна, для людей грязна и губительна". Он отмечал также относительность


повсеместно употребляемых понятий: "Прекраснейшая из обезьян отвратительна,

если сравнить ее с человеческим поколением". Здесь можно обнаружить и

определенные признаки субъективной диалектики, хотя в несколько ином смысле,

чем у элеатов. Гераклит отмечает некоторые объективно существующие аспекты

отношений между субъектом и объектом в процессе познания. Ряд из них лишь

констатирование общеизвестного. Следует обратить внимание на мысль о том,

что "плохими свидетелями являются глаза и уши людей, если они имеют

варварские души". В ней можно усмотреть определенный акцент отношений

чувственного и рационального. Цитированный фрагмент можно интерпретировать

так, что рациональная сторона познания есть то, что сообщает чувственному

познанию ценность в смысле постижения закономерности или сущности.

И хотя в своем родном Эфесе Гераклит не получил признания, он был

весьма уважаем в Афинах (в частности, во времена Сократа) и имел целый ряд

сторонников и учеников. Наиболее видным из них был Кратил. Аристотель

говорил о нем, что он (к концу своей жизни) ничего не утверждал, "только

двигал пальцем и упрекал Гераклита за изречение, что нельзя войти дважды в

одну и ту же реку, ибо сам полагал, что это невозможно даже однажды". Как

можно заключить, Кратил довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о

действительности нельзя ничего сказать. Универсальность движения он, видимо,

обозначал движением пальца. Релятивность познания и оценки, выявленная

Гераклитом, приводит Кратила, таким образом, к абсолютному релятивизму.

Гераклитова философия является вершиной стихийно диалектического

понимания мира не только в досократовской философии, но и в античной

философии вообще. Как уже говорилось, речь здесь идет не о цельной

теоретической системе диалектического подхода к миру, а скорее об

интуитивном объяснении сущностных и в то же время универсальных черт

диалектики. Хотя некоторые позднейшие мыслители глубже, чем Гераклит,

разработали отдельные стороны зародившихся концепции диалектики, но ни у

кого из них не было такого универсального воззрения, какое было у Гераклита.

Тесная связь диалектики и стихийного материализма позволила Гераклиту

значительно продвинуться вперед по сравнению с милетскими философами.

Однако сама философская концепция Гераклита имела определенную


ограниченность. Его социальные и политические позиции были классово

детерминированы. В частности, во взглядах на общество он выдвинул ряд

критических претензии в адрес противников аристократии. В Эфесе, где тогда

победила демократическая партия, он жил в удалении от общественных дел.

ЭЛЕАТЫ

Вторым центром развития греческой философии в досократовский период

становится противоположная, западная часть так называемой Великой Греции -

Южная Италия. Развитие философского мышления здесь начинается несколько

позже, чем в малоазийских центрах Ионического побережья. Обе школы возникают

после прихода эмигрантов из Ионии. Касается это, в частности, Пифагора,

который уходит с острова Самое, а также предшественника элейской философской

школы Ксенофана из Колофона, который тоже покинул родной город из

политических соображений. Развитие торговли и ремесла в Южной Италии

происходило не так быстро, как на малоазийском побережье; не были так

интенсивны и контакты С развитыми цивилизациями. И знаменитые общественные

преобразования, которые начинаются на малоазийском побережье уже в VII в. до

н. э., здесь совершаются примерно на сто лет позже. Более длительное время

сохраняла свое исключительное положение родовая аристократия.

Вместе с волной эмиграции из восточной части "Великой Греции" в Южную

Италию проникают и взгляды ионических философов. Создаются благоприятные

условия для развития философского мышления.

Ксенофана из Колофона (565-470 до н. э.) можно считать идейным

предшественником элейской школы.

Вследствие экспансии персов он был вынужден покинуть родные места, жил

на Сицилии, Свои взгляды он излагал большей частью в поэтической форме, Его

учение было направлено, в частности, против мифологического, религиозного

представления о возникновении и развитии мира в трудах Гомера и Гесиода,

которым он давал материалистическое объяснение.

Почти 67 лет он странствовал по "Великой Греции" и излагал свои басни

публично, как рапсод. Кроме. философских стихов он написал (по свидетельству

Диогена Лаэртского) два эпических сочинения - "Основание Колофона" и "Исход

в Элею". Его наследие было весьма разнообразным и обширным по объему.

Из сохранившихся фрагментов трудов Ксенофана можно сравнительно хорошо

реконструировать его основные философские и социальные воззрения. Подобно


милетцам, он признает материальность мира, который в отличие от них считает

постоянно одним и тем же, неизменным. Аристотель говорил о нем: "Ксенофан,

который... признавал единую сущность, не объяснил ничего... хотя,

рассматривая всю вселенную, говорил, что единое есть бог". Богом, однако,

Ксенофан считает мир во всей его целостности. Этим он, собственно, отвергает

богов, в том числе и антропоморфные свойства, приписываемые им греческой

мифологией:

Все это богам в баснях своих Гомер и Гесиод приписали, все то, что у

людей грехом и позором считалось,- красть и прелюбодействовать и друг друга

взаимно обманывать.

Ксенофан в отличие от Гомера и Гесиода понимает бога как. сущее,

отличное от людей, и "говорит, что сущность бога шаровидна". Бог у него,

таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и

бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении)

материального мира.

Такое объяснение, естественно, ведет к атеистическим выводам. О четкой

атеистической ориентации Ксенофана свидетельствуют сохранившиеся фрагменты,

в которых боги однозначно охарактеризованы как продукты человеческой

фантазии:

Эфиопы своим богам приписали плоский нос и черную кожу. Тракийцы своим

- синие глаза и волосы русые. Если бы волы, львы и кони имели руки или умели

рисовать и поступали как люди, кони бы, подобно коням, а волы, подобно

волам, изображали бы богов и наделяли бы их такими же телами, какие они и

сами имели.

Эти мысли были в свое время гениальным выражением того факта, что не

боги сотворили людей, но люди создали их по своему образу и подобию. Такая

ориентация мыслей в целом однозначно служила деструкции

религиозно-мифологической идеологии. Материалистическая направленность

Ксенофановых мыслей проявляется и в таком тезисе: "Из земли все возникает, и

в землю все возвращается". В рамках материалистического воззрения на мир

находятся и его представления о происхождении человека: "Ибо из земли все мы

родились и из воды".

Подобно милетским философам, Ксенофан стремился к натуралистическому

объяснению природных явлений. Согласно его представлениям, "звезды возникают

из раскаленных туч, угасают каждый день и в ночи снова оживают, как горящие

угольки". Так рассуждая, он "полагал Луну сгущенным облаком"; аналогично он


объяснял и метеорологические явления: "Изменения климата вызываются теплом

Солнца как основной причиной". Несомненно интересной является его мысль о

постоянном снижении уровня и высыхании моря. Он обосновывает ее, подкрепляя

находками окаменевших морских животных в тех местах, которые в его время

были значительно удалены от моря.

Хотя основой его онтологии было "единое" - совершенное, единое бытие,

Ксенофан допускал еще изменение и движение как возникновение и упадок,

которые Парменид и другие элеаты полностью отвергали. Действительно,

Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель

мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Если в этом случае

можно вообще допустить развитие, то оно, согласно этой концепции, не

приносит ничего нового. В этом пункте совершается полный отход от

представлений милетских философов, которые постулировали единство мира по

отношению к первоматерии, а ее изменениями они объясняли существующее

многообразие мира. Ксенофан" однако, понимает универсальное бытие как вечное

и неизменное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с

абстрактным, понимаемым метафизически единством допускаются и проявления

многообразия мира. Так, собственно, хотя и не явно, ставился вопрос об

отношении единичного и общего.

Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием

познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь

к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности. что мир многолик

и изменчив. Как мы увидим дальше, именно этот скептический подход к

чувственному познанию характерен для всей элейской школы.

Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470

до н. э.). Он был другом и учеником Ксенофана. Согласно Диогену Лаэртскому,

он был также учеником Анаксимандра; большое влияние оказал на него

пифагореец Аминий. По своему содержанию философские взгляды Парменида ближе

всего взглядам Ксенофана.

К заметным событиям жизни Парменида относится его путешествие в Афины,

которое он вместе с Зеноном предпринял уже в зрелом возрасте. Диоген

Лаэртский сообщает, что Парменид был автором некоторых законов.

Свои взгляды и философские мысли Парменид излагал и в стихах, в которых

весьма часто используются метафоры и аллегории. Его основной труд "О