ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.09.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),
6. Современная модернистская протестантская теология находится под
1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).
Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной
XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного
IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,
XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,
1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они
1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на
1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в
XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом
XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии
1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором
Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он
17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на
VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления
1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)
1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической
1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он
Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой
1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и
XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии
1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался
1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта
1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические
1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал
In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам
природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и не
углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д. В
его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаруживаются
некоторые ценные идеи. Он считал "естественную магию" наукой о практическом
познании природных сил, о возможности создания "удивительных вещей" при
использовании этих сил.
Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд,
судьба является следствием его естественной свободной активности. В речи "О
достоинстве человека" (1486), которую он написал для несостоявшейся
дискуссии, говорится о человеке как особом микрокосмосе, который нельзя
отождествлять ни с одним из трех "горизонтальных" миров неоплатоновской
структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он проникает
вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то,
чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным
и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной
природы и идет к "божественному совершенству". Человек сам творец своего
счастья, "fortunae suae ipse faber". Гуманизм Пико антропоцентричен,
человека он помещает в центр мира. Человеческая природа существенно
отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной; человек
- это существо, которое способно стремиться к "божественному" совершенству.
Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.
АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА
Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии средневековья
была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время она
была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной
ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса осуждало
Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики. Отвержению
Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны консервативного
ортодоксального католицизма \ Помимо прочих прежде всего Георгии
Трапезундский, боровшийся против проникновения платонизма в Италию и
усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что истинная
христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом в
виду Аристотеля схоластического, томистского. \.
Переход к изучению подлинного Аристотеля является длительным процессом,
который связан с общим созреванием философского мышления. Ренессанс
выступает как начало этого поворота в истории философии. Аристотелики
Ренессанса способствовали этому процессу тем, что критиковали
аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и против
аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе к
подлинной философии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с другом
школы: александристов, которые сосредоточились вокруг университета в
Болонье, и падуанских аверроистов \ Александристы в духе греческого
комментатора III в. Александра из Афродизиады отрицали бессмертие души,
тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении, является
нематериальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица смертна.
Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы Льва
Х в 1512 г. \. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души;
характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с позиций
защиты средневековых томистских традиций. Таким образом, падение
"схоластического" Аристотеля было неотвратимо.
Пьетро Помпонацци (1462-1525) принадлежал к александристам. Его
творчество является наглядным доказательством перемены старого,
средневекового университетского аристотелизма, превращения его в
ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых традиций,
однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от схоластической
косности.
В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит прогрессивные
идеи о независимости философии от теологии; философия должна исходить из
научных принципов, истина является результатом рационального познания.
Религию следует сохранить лишь для воспитания народа.
К главным трактатам Помпонацци относятся "О бессмертии души", "О
причинах явлении природы", "О судьбе, свободе воли, предопределении и
божественном предвидении".
Трактат "О бессмертии души" является результатом длительных
рассуждений. Решение вопроса о бессмертии души Помпонацци совпадает с
положениями Ренессанса о необходимости естественной этики, отвергающей
откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей от
органов чувств, о неотделимости души от тела - душа является материальной и
поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать,
в него можно, лишь верить. Человек "бессмертен" лишь потому, что он способен
мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного, частного,
отдельного. То, что человек образует представления о нематериальных,
бессмертных духовных сущностях, является доказательством различия между
человеческой и животной. чувственностью, инстинктивностью. Преимуществом
человека является не достижение бессмертия, как учат средневековая этика,
философия и теология, но возможность достижения счастья и блаженства на
основе рационального познания, что является целью и смыслом существования
рода человеческого вообще. Этика Помпонацци - антропологическая и светски
ориентированная - существенно отличается от христианского аскетизма. Книга
"О бессмертии души" вызвала неприязнь клерикалов и была публично сожжена.
Трактат "О причинах явлений природы" указывал путь новому
естествознанию. Рациональное, материалистическое объяснение природных
процессов и явлений становится актуальным в эпоху, когда в Италии, в
Западной и Северной Европе велась "охота на ведьм". Согласно Помпонацци,
ангелы и демоны не имеют телесных органов чувств и поэтому не должны
ввязываться в дела людей. Эти идеи, несмотря на их наивную аргументацию,
обозначали правильное направление поисков. Помпонацци верил, что космическое
движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, что все в
природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает,
изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению. Понятие
детерминизма у Помпонацци выливается в представление о вечном круговороте
движения, о движении по кругу.
В трактате "О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном
предвидении" он выражает идею, что случайные события являются проявлением
общей необходимости (она подобна небу или интеллекту), которая выступает как
фатум, судьба. Человеческое поведение также определяется отношением причин и
следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней
объективной средой и собственной природой. Помпонацци указывает также на
божественное предопределение и личную ответственность индивида: как может
бог судить о единичном индивидуальном человеческом поведении, если он
является абсолютной причиной всего существующего, а значит, и человека?
Христианский бог, таким образом, сам должен бы быть ответствен за грехи, за
зло в мире.
Согласно Помпонацци, бог не имеет свободной воли, его "деятельность"
строго детерминирована, она сама является естественной, природной
необходимостью. И лишь в этом случае он не должен обвиняться в
ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости -
борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. С этой
точки зрения социальное неравенство лишь релятивно, но в общем принадлежит к
целостной, противоречиво проявляющейся гармонии мира. Эти мысли можно
оценить как подходы к диалектическому мышлению. Помпонацци отождествляет
бога с фатумом, природной необходимостью, что показывает его ориентацию на
пантеизм.
Продолжателями идей Помпонацци были прежде всего логик Жакоб (Яков)
Забарелла из Падуи (1532-1589), Лучилио Вамини (1585-1619) и др. В XVI в.
спор между александристами и аверроистами затих, аристотелики приняли
компромиссное решение. Среди тех, кто дальше развивали подлинное учение
Аристотеля, находился и естествоиспытатель Андреас Цесальпиний (1519-1603),
придворный папский лекарь, ученый, который открыл закон кровообращения,
систематизатор растительного мира.
РЕФОРМАЦИЯ
Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и XVI
вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого в
Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс. Особое
значение это понятие имеет для исторического определения революционного
движения в Германии. Термин "реформация" выражает ту существенную сторону
движения, центром которой является революционная критика и атака на
монопольное положение католической папской церкви и ее учения в
политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. В
связи с целым комплексом изменений, возникающих в этой ситуации, Ф. Энгельс
определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую
решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика
относится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные
черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском
движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего
мещанства, зародыша будущей буржуазии. Реформация была международным
движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии, но
продолжалась в дальнейшем революционном цикле.
В XVI в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В
ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к
новой протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось реформацией
католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В последующем
развитии постепенно образуются условия для эпохи "классических" буржуазных
революций.
Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся
двояким образом: с одной стороны, через Ренессанс, с другой - путем
европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга способом
критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость
гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением ее
кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое
значение имеют учения английского реформатора Виклифа и его последователя
мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями реформаторской
антифеодальной идеологии. Антифеодальная направленность и вытекающие из нее
аспекты учения Нового времени не возникают, однако, как ясно осознанные: они
были лишь следствием потребности улучшить отношения в церкви. Эта
потребность была очевидной для общества. Виклиф и Гус нападали на церковь
как на чужеродное, паразитирующее образование; в этом смысле их взгляды
совпадают. Под влиянием конкретных условий в учении Гуса подчеркивается
социальная и гуманитарная направленность. Воинствующий гуманизм его учения
оправдывал выступление народа против верхов.
Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в
выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс
неотделимы друг от друга.
Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483-1546) имело своего
выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого
протестантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Таулер) и учение
Гуса, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, импульсивная