Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

религиозность его теологии содержала некоторые философские элементы и идеи.

Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом и

человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой проблемы,

оно было направлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно стало

сигналом ко всеобщему выступлению против моральной нечистоплотности римской

церкви и против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе

стихийно нарастающего антицерковного движения.

Своей критикой "видимой" церкви и требованием понимания ее как

сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения,

согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая

позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Лютер,

однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает чувство

вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам

стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он

усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в

Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.

В рамки учения Лютера входит и его изложение предопределения. Бог

предопределяет людей к вечному спасению, потому что знает - они уверуют в

течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от

церковных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигается чистой

верой, которая является "божьим даром".

В требовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного слова

Божия, выражено отвращение к рациональному, на котором он выжигает клеймо

"чертовой девки". Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и разум,

теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться. В трактате

"К христианскому дворянству немецкой нации" он отвергает языческое учение

Аристотеля, ибо оно уводит от истинной христианской веры в откровенное

слово, и призывает к запрету изучения книг Аристотеля.

Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессивные черты, имела

классовый и исторически ограниченный характер. В сущности она выражала

интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких

масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спасения от которых

следует искать в боге. Государство - орудие земного мира, и поэтому оно


отмечено грехом. Мирскую несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь

терпеть и признавать и подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти,

не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие

сильной государственной власти. К. Маркс писал: "...Лютер победил рабство по

набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению".

Сподвижник Лютера Филипп Меланхтон (1497- 1560) вновь обратился к

старым схоластическим традициям, подчеркнул роль Аристотеля в качестве

философской опоры, в которой нуждается протестантская церковь и ее учение. В

отличие от Лютера Меланхтон не был способен к живому, темпераментному бою.

Его учение характеризовалось консерватизмом и скованностью, носило

догматический характер. Первоначальный бунтующий тон лютеранства иссяк,

исчезла его мистическая сила. Вновь - теперь уже при протестантизме -

философия становится служанкой теологии, оживают схоластические традиции.

В первой половине XVI в. лютеранство распространяется в другие страны

(Австрию, Скандинавские страны, Прибалтику, частично в Польшу, Венгрию и

Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с XV

в. начали разлагаться старые феодальные отношения, развивалось мануфактурное

производство. Швейцарское мещанство, нарождающаяся буржуазия были в отличие

от немецкой более последовательными и решительными. Здесь возникают новые

направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.

Реформатор Ульрих Цвингли (1484-1531) проводит радикальную реформу

церкви: был уничтожен статус священников как особого сословия, церковное

имущество передано государству, ликвидированы церковные обряды.

После спада первой волны Реформации (1531) подымается вторая волна,

связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина (1509-1564),

который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой

главный трактат "Наставления в христианской вере". Его догмы выражали

интересы самой смелой части тогдашней буржуазии.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. земная жизнь - это

путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т. д. Он, однако, подчеркивает

большую возможность активного включения христианина в земные дела.

Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его

умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с


божьей волей. Учение Кальвина о предопределении также было на руку молодой

буржуазии. Согласно этому учению, бог сам определяет, кто будет спасен, а

кто - нет.

Так же как и в средние века, на теологический рационализм в период

Реформации оказывали влияние религиозные мистические учения. Реформация

вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспособила

к своему учению о внутреннем, индивидуальном отношении к богу.

С наиболее радикальным изложением мистического пантеизма мы встречаемся

в учении вождя народной революции в Германии Томаса Мюнцера (1490 - 1525).

Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в

нем речь идет лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания

остается земной порядок, который считается неприкосновенным.

Религиозно-философские воззрения Мюнцера основаны на идее необходимости

установления такой "божьей власти" на земле, которая принесла бы социальное

равенство. Он излагает идею уравнительного коммунизма, которую обосновывает

пантеистическим способом. Бог вездесущ во всех своих творениях. Он

проявляется, однако, не как данность, но как процесс, открывающийся тем, кто

несет в себе божью волю. Христос не является исторической личностью, а

воплощается и обнаруживается в вере. И только в вере, без официальной церкви

может быть выполнена его роль искупителя. Внутренне прочувствованная воля

Божия приводит человека на путь подчинения личных интересов интересам

общности, выражающей власть бога на земле \ Теологические воззрения

Мюнцера и их социально-политическую роль четко определяет характеристика

Энгельса: "Его теолого-философские доктрины были направлены против всех

основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще. В

христианской форме он проповедовал пантеизм, обнаруживающий замечательное

сходство с современными спекулятивными воззрениями и местами соприкасающийся

даже с атеизмом. Он отказывался, рассматривать библию как единственный и

безупречный источник откровения. Настоящее и живое откровение, по его

мнению, есть разум, откровение, которое существовало во все времена и у всех

народов и которое существует до сих пор. Противопоставлять разуму библию

значило бы убивать дух мертвой буквой, ибо святой дух, о котором говорит

библия, не есть нечто, существующее вне нас; святой дух и есть наш разум.


Вера является не чем иным. как пробуждением разума в человеке, и потому

обладать верой могли и язычники. Посредством этой веры, посредством

пробудившегося разума человек уподобляется божеству и достигает блаженства.

Поэтому рай не является чем-то потусторонним, его нужно искать в этой жизни,

и призвание верующих состоит в том, чтобы установить этот рай, т. е. царство

божье, здесь на земле" (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 370). \.

Политическая программа Мюнцера близка к утопическому коммунизму \

"Эта программа, которая представляла собой не столько сводку требований

тогдашних плебеев, сколько гениальное предвосхищение условий освобождения

едва начинавших тогда развиваться среди этих- плебеев пролетарских

элементов, требовала' немедленного установления царства божьего на земле -

тысячелетнего царства, предсказанного пророками,- путем возврата церкви к ее

первоначальному состоянию и устранения всех учреждении, находившихся в

противоречии с этой якобы раннехристианской, в действительности же

совершенно новой церковью. Но под царством божьим Мюнцер понимал не что

иное, как общественный строй. в котором больше не будет существовать ни

классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной,

противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. Все

существующие власти, в случае, если они не подчинятся революции и не

примкнут к ней, должны быть низложены, все промыслы и имущества становятся

общими, устанавливается самое полное равенство. Для того, чтобы осуществить

все это не только во всей Германии, но и во всем христианском мире, нужно

основать союз; князьям и дворянам следует предложить присоединиться к нему;

если они этого не сделают, союз должен при первом удобном случае свергнуть

их с помощью оружия или уничтожить" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С.

371-372). \. Она с необходимостью вела к полному расхождению с мещанской

реформацией Лютера. Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы,

один - бюргеров и князей, другой - крестьянских и плебейских масс.

После поражения крестьянских масс и смерти Мюнцера тенденция

мистического пантеизма продолжалась в движении анабаптистов (новокрещеных) и

в других еретических сектах, в радикальных народных выступлениях (например,

в попытке анабаптистов создать уравнительный коммунистический порядок в


Мюнстере в 1534-1535 гг.). Позднейший мистицизм, однако, уже удаляется от

актуальной социально-политической проблематики и переносит осуществление

этих идеалов в загробную жизнь.

Необходимо упомянуть и о мистическом учении, Якоба Беме (1575-1624)

\ Иногда его причисляют к мистикам Нового времени. Однако его философские

воззрения и способ мышления свидетельствуют скорее о том, что его мистика

приходится на период, который предшествует эпохе классического

механистического естествознания. \. Он происходил из бедной крестьянской

семьи в Саксонии, был сапожником \ К. Маркс писал о нем: "Сапожник Якоб

Беме был большой философ. Некоторые именитые философы - только большие,

сапожники" (Маркс К... Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 77). \.

Воспитан в лютеранстве, источником его философствования было Священное

писание (переведенное Лютером на немецкий язык). Он читал очень много, был

знаком с религиозной, в частности мистической, философской и научной

литературой, знал труды Т. Бомбаста из Гогенгейма (Парацельса), философа

такого же типа, как и он сам.

Философия Беме отличается от главного направления философского и

научного мышления того времени: не принадлежит ни к схоластическим

традициям, ни к гуманистической и натуралистической линии Нового времени.

Терминология, которой пользуется Беме, говорит скорее о его связи с алхимией

и астрологией. Язык его образный, метафорический; космические процессы он

приближает антропоморфическим образом.

Из его работ наиболее интересны "Аврора, или Утренняя заря в

восхождении", "О трех принципах" и "О тройственной жизни человека".

Людвиг Фейербах называет его "теософическим или религиозным

натурфилософом". Беме не интересует проблематика новейшего естествознания.

Его теоцентризм исходит из специфических традиций немецкого мистического

пантеизма и, в частности, из самоанализа духовного естества человека,

ведущего к интуитивному созерцанию божества.

Бог - наивысшее единство, но это единство не может быть познано само по

себе, оно недоступно не только человеческому познанию, но даже бог не может

познать самого себя. Идея о том, что "самооткрытие" бога возможно лишь

благодаря его превращению в природу, представлена Беме в терминологии

христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога в