Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 448

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

"математическим" способом, т. е. конструированием доказательств, выходящих

за пределы проверки опытом. Первым трактатом, который Кант написал для

уяснения методологических проблем философского познания, была

хабилитационная диссертация "Новое освещение первых принципов

метафизического познания" ("Principiorum primorum cognitionis metaphysicae

nova dilucidatio", 1755), в которой он отличает реальный довод (причину) от

довода логического. Один из них - реально действующий, "определяющий", или

"образующий", довод, второй - "дополнительно определяющий". Первый реально

предшествует самой вещи, второй лишь ее "освещает". Кант, таким образом,

обозначает границы логического, или "математического", метода, который

претендует на роль метода доказательства, невзирая на опыт.

Другим трактатом этого периода, важным и для истории диалектики,

является "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин"

("Versuch, den Begriff der negativen Grossen in die Weltweisheit

einzufuhren"), написанный в 1763 г. Кант в нем исследует случаи "реальной

связи" противоречий, отрицательный, негативный полюс которых не означает

лишь просто отсутствие позитивного содержания, но имеет самостоятельное

содержание. Трактат имел для Канта методологическое значение (различение

логического отрицания и реальной оппозиции); ныне он имеет определенное

значение с точки зрения истории диалектики.

Исследование Кантом возможностей "логического" метода завершается в

трактате "О формах и принципах чувственного и интеллигибельного мира" ("De

mundi sensibilis atque intelligibitis forma et principiis"), написанном в


1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

(отрицанию объективного существования пространства и времени как априорных,

т. е. предшествующих опыту, форм нашего чувственного восприятия). Кант в

этом трактате приходит к мнению о том, что "логическое употребление разума"

состоит в том, что следует исходить из определенных значений - наглядных или

интеллектуальных - и их вводить в логические отношения на основе сравнения

их содержательных знаков. В этом тезисе содержится и выдвинутое Кантом

впоследствии положение о формальном характере логики.

Объединяющее значение имеет работа "Критика чистого разума" ("Kritik

der reinen Vernunft"), которую Кант издал в 1781 г. Выражение "критика

чистого разума" означает критику всего познания, к которому можно прийти

априори, т. е. способом доказательств. Поставленную задачу, которую критика

чистого разума хочет решить, он формулирует в согласии с "Опытом о

человеческом разуме" Локка. Во введении к своему труду Локк говорит:

"Поэтому моим умыслом является исследовать введение, достоверность и широту

человеческого знания, равно как и его основания и степень достоверности,

мнения и согласия... Полагаю, что первый шаг правильного исследования тех

вещей, в которые человек так легко погружается, должен состоять в том, что

следует обозреть свои духовные способности, свои силы и посмотреть, на что

они способны... Расширит ли человек этим способом свои исследования далеко

за пределы своих способностей или оставит свои мысли блуждать в глубинах, в

которых нельзя нащупать никакой твердой почвы? Нельзя удивляться, если

возникнут вопросы и накопятся споры, которые никогда не придут к ясному

разрешению, а поэтому служат лишь для того, чтобы накапливать и усиливать

сомнения и ввергнуть впоследствии человека в полнейший скептицизм. Если бы

вопреки этому способности нашего разума были взвешены, границы нашего

познания установлены и найден горизонт, который разделяет освещенную и

темную части вещей, познаваемое от непознаваемого, то люди бы скорее

согласились с признанием незнания одной части и использовали свои идеи и

разговоры с большей выгодой и удовлетворением в другой" .

Подобным образом и Кант хочет прийти к определению условий, при которых


возможно действительное познание, а тем самым к определению границ

действительного познания (т. е. к возможному исключению метафизики из

области действительного познания). Критика чистого разума является критикой

"силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум может

направляться независимо о.т опыта, и тем самым она является решением

относительно возможности или невозможности метафизики вообще". Еще более

отчетливо Кант формулирует эту проблему в "Пролегоменах ко всякой будущей

метафизике" ("Prolegomena zu einer jeden kunftigen Metaphysik"), написанных

в 1783 г. Общий вопрос "Пролегомен" звучит: "Возможна ли вообще метафизика?"

Разумеется, метафизика здесь понимается прежде всего как конструирование

доказательств трансцендентных предметов - бога, души и идеи мира.

И хотя Кант формулирует задачу своей философии, подобно Локку, а именно

определение границ достоверного познания, его подход отличается от подхода

Локка. Локк хочет исследовать границы человеческого познания. При этом он

исходит из предпосылки, что для возникновения познания необходимы ощущения,

а также связанная с ними способность их различать. Отсюда возникает идея

необходимости проверки всего нашего познания способами, которые описал Локк

(к этим способам относятся память, образование понятии, сложение простых

чувственных определений, абстракция и т. д.). Здесь исследование границ

нашего познания связано с определенной психологической теорией. Кант,

напротив, ставит вопрос иначе. Так, вопрос о том, возможна ли математика,

исследуется как вопрос о "возможности" действительного познания предметов

метафизики. Так как в качестве образца "научного", а значит, действительного

повнания Кант принимает ньютоновское естествознание и математику, то

"границы" познания устанавливаются условиями научно достоверного дознания, и

от них он переходит к вопросу о том, может ли метафизика со своими

претензиями на познание "трансфизических" предметов удовлетворить эти

условия. С этой точки зрения Кант в "Критике чистого разума" дает подробную

критику замыслов предшествующей метафизики. В соответствии со своей ведущей

идеей он постепенно решает следующие вопросы:

1. Как возникла чистая математика?

2. Как возможно чистое естествознание?

3. Как вообще возможна математика?

4. Как возможна метафизика как наука?[


]Этот способ вопрошания (вопрошания о возможности) Кант называет

трансцендентальным, а свои ответы - трансцендентальной теорией.

Вопрос, как возможна наука, по Канту, разрешим лишь в связи с вопросом,

как возможен опыт. По Канту, ни опыт, в котором мы имеем дело с чувственными

предметами, ни наука (имеется в виду математика и ньютоновское

естествознание) невозможны до тех пор, пока к чувственным данным не будет

прибавлено определение, некоторое "добавление", имеющее нечувственный

характер, принцип которого Кант определяет как суждение (Verstand) и чистое

созерцание (временное и пространственное созерцание). Конкретный опыт

предполагает, по Канту, определенную априорную (предшествующую) основу

опыта, или "возможный опыт". "Возможный опыт" содержит чувственные элементы

опыта во временном плане и пространственной связи и наделяет их

определенными значениями, которые не происходят лишь из чувственных

созерцаний. Кантов исходный тезис об опыте содержит и согласие с принципом

Локка, и также отличие бт него. Согласно принципу Локка, все наше познание

строится на опыте. Кант в начале своего трактата также высказывает

положение, что "все наше познание начинается с опыта", т. е. чувственного

опыта, но в отличие от Локка подчеркивает, что "все наше познание не исходит

из опыта". Познание, по Канту, имеет два источника: "эмпирический" и

"априорный", а не один, как у Локка.

Априорная основа также имеет двойственный характер. К ним относятся

"интеллектуальные синтезы", или категории, и время и пространство как

априорные формы чувственности, которые объединяют чувственные данные в

едином чувственном созерцании. Главную роль при преобразовании чувственного

опыта в "эмпирический опыт" играет рассуждение. Так как речь идет об

априорных интеллектуальных значениях и способах соединения чувственных

данных, эта концепция напоминает "врожденные идеи" Декарта. Кант,

разумеется, никогда не говорит о том, что они врожденны, но говорит о том,

что они "предшествуют" чувственному опыту, им придается большее значение,

чем имеют врожденные идеи Декарта, потому, что эти категории обусловливают

упорядочение чувственных данных опыта и регулярность их прохождения. Они, а

не непознаваемая основа реальности - "вещь в себе" - приводят к тому, что в

опыте ничего не происходит "произвольно" и "наудачу".


Наше столкновение с предметами непосредственного опыта и наше понимание

предметов в математическом естествознании имеют, по Канту, ту же основу -

исходят из категории (как нечувственного элемента опыта), не только

соединяющей чувственные данные, но и, более того, вкладывающей в них

определенные значения, которые образуют составную часть опыта. Соединение

чувственных данных во времени и пространстве подчинено категориям. То, что в

непосредственном опыте мы сталкиваемся с вещами, которые мы понимаем как

"субстанцию" со "свойствами", между которыми существуют причинные отношения,

и то, что в науке мы исходим из действия "принципа сохранения мировой

субстанции" и из действия "принципа причинности", обусловлены "априорным"

распределением нашего опыта.

Это распределение коренится в "синтезах" рассуждения (в категориях) и

во временно-пространственном созерцании (по Канту, время и пространство не

существуют реально); с их помощью мысль конструирует как вещи, с которыми мы

сталкиваемся в непосредственном опыте, так и предметы научного познания.

Конструкция предметов опыта, которые мы познаем в науке, связана однозначно

также с чувственными элементами познания. Предметы, по Канту, нам должны

быть "данными", чтобы они могли быть "мыслимы". Категории, по Канту,

являются "синтезами" и "способами действия", которым мы бессознательно

подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: "формальную", или

часть, имеющую априорный характер, и на содержание, которое является

"эмпирическим", т. е. должно быть нам "дано" извне. Если мы сравним таблицу

"понятии" с таблицей "чистых принципов естествознания", то получим следующую

картину того, что (вместе "с общими условиями созерцания") наша мысль

"вкладывает" в опыт, а тем самым и в предметы опыта в науке.

Понятия (категории)

1

По количеству

единство (единица меры)

множество (величина)

совокупность (целое)

2

По качеству

реальность

отрицание

ограничение

3

По отношению

субстанция

причинность

взаимность

4

По модальности

возможность

действительность

необходимость

Критерии деления взяты из теории суждений Аристотеля - из их различных

форм Кант выводит категории.

Чистые (неэмпирические) принципы естествознания