Файл: история философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.09.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-244-00552-9

IV в. До н. Э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. До н. Э.),

6. Современная модернистская протестантская теология находится под

1225 Г. Произведения Эриугены подверглись интердикту (церковному запрету).

Intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной

XIII в. Начинают предприниматься усилия по осуществлению более значительного

IНа вопрос об источниках человеческого познания, Аквинат отвечает,

XIX и XX вв. На его основе развивается неотомизм (напри-. Мер, у. Клейтген,

1310 Г., который тесно сотрудничал с Марсилием из Падуи (ум. В 1340). Они

1250-1311), Которого, в частности, вдохновлял Прокл. Главные идеи, на

1307-1327 Гг. Был генеральным викарием своего ордена в Чехии, преподавал в

XVI и в значительной мере в XVII в. Она имеет главным образом

XVII-XVIII столетий, а его диалектика - в немецкой классической философии

1630) И Галилео Галилея (1546-1642). Важнейшим полем боя, на котором

Ignorantia" (ученое незнание, знание о незнании), которую впоследствии он

17 Февраля 1600 г. Сожжен. Приговор Бруно принял мужественно, реагировал на

VII" он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны правления

1643 Г. В Утрехте, а в 1647 г. В Лейдене (где сравнительно долго жил Декарт)

1630-1633 Гг., затем его "Диоптрика", где он заложил основы геометрической

1656 Г. Спиноза за свои идеи был изгнан из еврейской общины (до изгнания он

Ibid. S. 61 (агностицизм Юнга является в то же время определенной формой

1749 Г. Он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и

XVIII в. Своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии

1793 Г. Уже первая работа вызвала большой резонанс. Автор подвергался

1770 Г. Начиная с него, можно провести определенную линию к критицизму Канта

1786), Сам автор трактата, в котором пытался представить метафизические

1797 Г. По совету Гельдерлина он переселился во Франкфурт, где также работал

In weltburgerlicher Absicht"). "Очерк философии истории" Фихте уже нам

душил род людской, коронованным палачам или палачам - приспешникам

трона...". Истинными героями истории являются для него изобретатели, которые

свидетельствуют о творческих способностях человечества и развивают его

искусство.

Специфика истории состоит в том, что ее "детство" как бы консервируется

у народов, имеющих многовековое развитие, но вследствие природных условий

сохранивших свой давний способ жизни. Сюда относятся прежде всего китайцы,

организацию, характер и увлечения которых можно объяснить как детский разум

человечества. Китайское общественное устройство является неким продолжением

патриархального устройства, в котором живут монгольские кочевники. Император

является отцом своего народа. Но что означает перенесение семейных порядков

на большой народ? "Когда бы детская послушность не находила в государстве

никаких границ, то взрослому мужчине... она налагала бы те же обязанности,

которые возлагались до сих пор на невоспитанное дитя. И если бы эти

обязанности были установлены относительно каждого начальства... по

принуждению и нужде, могло бы возникнуть нечто иное, кроме того, что чистое

человеческое сердце, претворенное, вопреки естественной природе, обрело бы

навык фальши?". Китайское устройство, внешне такое человечное, в

действительности является жесточайшим деспотизмом, который имеет

расслабляющее влияние на разум и добродетели. Добродетели становятся

формальными, ибо сыновнее уважение к начальству является предписанным и не

опирается на естество.

Гердер полагает, что наиболее выдающимся народом в прогрессе

человечества были греки. В Греции законодательство впервые отделилось от

религии. Жрец не имел здесь безграничного авторитета, как у естественных

народов. Греческая образованность является плодом счастливого века юности

человечества.

Она не брызжет фантазией, как у малообразованных народов, в ней

содержится единство образности и разума, чувственности и чувства. Греки не

были связаны никаким деспотизмом и свой характер могли развивать до

счастливой умеренности.

Истинная гуманность содержится в учении Иисуса; он нашел многочисленных

приверженцев среди бедных. и угнетенных, но был быстро устранен жрецами,

угнетателями народа. Из человеческих поколений Христос хотел образовать


людей божиих, которые работали бы на благо других. Христианское общество

должно было быть обществом дружбы и братской любви. Однако христианство не

могло и не хотело ликвидировать сословные различия, поэтому от его

гуманности осталось лишь нищенство, которое портит людей. Первоначально

христиане должны были жить без светской власти, ведомые своими пастырями..

Но пастыри превратились в волков, и самое большое значение и важность обрело

слепое послушание. Соборы решали не теологические вопросы, но вопросы о

власти. Писание, возвышенно и преданно уча о едином боге, вместе с тем

ограничивало человеческий разум и познание истины. Много усилий было

затрачено на то, чтобы привести в соответствие данные науки и космологии

Моисея, исследование природы и учение о потопе. Аскетизм является чертой

Востока; христианство вообще, возникнув во времена необразованности, имеет

много варварских черт. Дух жителей Востока имеет склонность к лености,

которая объявляется священной.

Развитие истории, по Гердеру, ясно показывает, что род человеческий

развился к лучшему. Уменьшилось число бесчеловеческих, бессмысленных

действий. Постепенно разум и справедливость утверждаются в отношениях между

людьми. "Страдаем так долго по собственной воле до тех пор, пока без всякого

чуда научимся лучшему употреблению своих сил". В этом гарантия исторического

прогресса.

Согласно Гердеру, народ, возникший из исходной патриархальной семьи,

является естественной группой и не должен быть порабощен другим народом. В

конце концов история разрушает такие неестественные конгломераты. Где сейчас

царство Александра или царство монгольских завоевателей?

Порабощение становится несчастьем славян, миролюбивого и трудолюбивого

народа. Его несчастье состояло в том, что он не освоил военное умение, в

частности когда судьба поставила его в соседство с воинственными народами.

Однако если законодательство в Европе будет направлено на поддержку

терпимости и усердного труда, то и "вы, так глубоко павшие, когда-то

усердные и счастливые народы, очнувшись от своего долгого, бездейственного

сна, будете освобождены от своих рабских оков". На примере европейской

истории Гердер утверждался в идее о том, что насилие постепенно уступает

миролюбию. Если феодализм возник путем насилия, то "свободу" Европе заложили


рост и расцвет городов, утверждение мещанского сословия и освобождение

крестьян.

Кант подверг критике "Идеи..." Гердера. К рассуждениям Гердера он

применяет мерку своей собственной философии истории. Более всего кантовской

критике подверглось понимание Гердером человека как продукта природы,

которого природа наделила благодаря прямохождению всеми зародышами будущего

развития. Миролюбие, половая любовь, симпатия, даже справедливость и истина

должны быть лишь продолжением природной эволюции. В трактате "Идея всеобщей

истории" Кант показывает, что нахождение средств пропитания человека,

одеяния, обеспечения безопасности и защиты, "даже способность понимания,

быстрый ум и добрая воля в целом должны быть его собственным делом". Тезис,

что человеческая история не является продолжением природной эволюции (в ней

можно лишь усмотреть определенную закономерность, аналогичную закономерности

природы), Кант взял за основу своего очерка философии истории, в котором

приписывает значение исторического фактора "необщественной общественности"

человека, т. е. антагонизму, который тем не менее служит прогрессу.

Государственное устройство, которое объединяет людей вопреки их

антагонистическим тенденциям, и даже будущий "Союз народов", который

объединит народы, имеют, согласно ему, свое основание в нужде, в стремлении

избежать угрозы, а не в незатухающей тенденции всего неживого и живого,

природного и человеческого к усовершенствованию, как полагает Гердер. Позже

очерки философии истории Шеллинга и "Философия истории" Гегеля будут

развивать тезис Канта об автономности человека и его истории относительно

природы. Благодаря этому они могли поставить вопросы истории острее, точнее

ограничить проблемы и выработать более адекватный ответ.

ИММАНУИЛ КАНТ

Теоретическая философия Канта. "Звездное небо надо мной и моральный

закон во мне" - этими словами Иммануил Кант выражает два основных

направления и два основных источника своей философии. "Звездное небо надо

мной" - это намек на механику Ньютона, которая была для Канта предпосылкой

теоретической философии; "моральный закон во мне" - стимул разработки

моральной философии, которую он называет "практической" (от "праксис" -

поведение, действие). Эти два направления - главные в решении Кантом задач


философии своего времени (защита и философское обоснование законов

естественного процесса, с одной стороны, и обоснование человеческого

достоинства и взаимного равенства - с другой).

В решении этих вопросов Кант провел бескомпромиссную критику старой

метафизической философии, которая существовала в Германии. Благодаря

задачам, которые он решил, а также способу их разрешения Кант становится

основателем немецкой классической философии. Гегель начинает свою "Науку

логики" констатацией, что 25 лет тому назад произошла "полная перемена

философского способа мышления... То, что до этого времени называлось

метафизикой, было, как говорится, уничтожено на корню" . Гегель пишет эти

слова в 1812 г., когда с момента первого издания "Критики чистого разума"

Канта прошел 31 год, а второго издания (значительно измененного) - ровно 25

лет.

В жизни Канта длительное время ничего не свидетельствовало о том, что

кенигсбергский "ученый магистр", как его называли, станет наиболее

выдающимся философом своего времени, на долю которого выпадет задача

завершить эмансипацию буржуазной философии в Германии и обосновать ее

дальнейшее развитие. Кант родился в 1724 г. в скромной семье ремесленника

(его отец был шорником) в Кенигсберге, в Пруссии, где он и провел свою

жизнь. Хотя он и был в тогдашней "латинской школе" (современная средняя

школа) лучшим учеником класса, ничто не говорило о тех способностях, которые

он проявил в зрелом возрасте. "Как телесно слабый мальчик с хрупкой

конституцией тела, с плоской, впалой грудью и несколько сутуловатой фигурой,

Кант вынужден был обретать себе доверие и силу для самореализации большим

усилием воли. Он должен был бороться прежде всего с двумя препятствиями,

которые были связаны с его телесной конституцией. Это были несмелость и

забывчивость, два недостатка, которых было достаточно для того, чтобы талант

мальчика оставался скрытым сравнительно длительное время. В определенной

мере Кант так и не избавился от врожденной несмелости, которая еще больше

усилилась от его скромности".

Воспитание в "латинской школе" носило провинциальный характер, в

религиозном отношении оно было пиетическим (пиетизм - направление

протестантизма, подчеркивающее внутреннее отношение к богу), в идейном

отношении строилось на духе подчиненности властям предержащим.


После окончания философского факультета Кант на целых 9 лет становится

домашним учителем. Он смог использовать это время для того, чтобы продолжать

свое образование; в 1755 г. он стал магистром и в том же году

приват-доцентом Кенигсбергского университета. Приват-доценты не получали

жалованья, однако взимали со своих слушателей определенную сумму. Так как

Кант был любимым преподавателем и читал всегда по нескольку курсов

одновременно, он не испытывал нужды. В 1766-1772 гг. он был также

библиотекарем замка. С 1770 г. он был профессором с жалованьем, покрывающим

все его потребности, а когда был признан первым философом в Германии,

жалованье его было значительно повышено.

Из трактатов Канта важнейшим является космологический трактат "Всеобщая

естественная история и теория неба" ("Allgemeine Naturgeschichte und Theorie

des Himmels"). Эта работа (по мнению Э. Кассирера, она одна могла бы

обеспечить известность Канту) исходит из предпосылки единства материи и

движения, материи и ее законов. В ней Кант выдвигает гипотезу о

возникновении солнечной системы (и аналогично о возникновении всей

вселенной), позже ставшую известной как теория Канта - Лапласа. Трактат

важен с мировоззренческой точки зрения- Кант в нем практически исключает

идею сотворения. Это одно из первых положений историзма в области

естественных наук, читай; философия природы.

Космогоническое произведение Канта специфическим образом произвело

воздействие на историю немецкой философии, хотя при его жизни и долго еще

после оно оставалось неизвестным общественности (издатель Канта

обанкротился, и весь тираж книги остался на складе). Один из немногих

экземпляров, который вышел за пределы склада издателя, попал в руки молодого

Гердера, который в то время с восторгом посещал лекции кенигсбергского

"ученого магистра", и произведение повлияло на его взгляды в пантеистическом

духе и в духе историзма.

Из других докритических работ значение имеют те, в которых Кант

объясняет методологические проблемы философского познания. Эти работы были

серьезной подготовкой к полемике с тогдашней немецкой метафизикой, которая

трактовала о внеопыт-ных предметах - боге, душе и идее мира. Бог, душа и

идея мира считались трансфизическими предметами, и задача философии, или

метафизики, усматривалась в том, чтобы их существование доказывалось