Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»



– наличие в аптеке «электронной очереди»,

– количество поступающих рецептов врача,

– количество поступающих рецептов врача на лекарственные средства (далее – ЛС) аптечного изготовления,

– доля ЛС аптечного изготовления,

– количество организаций здравоохранения, прикрепленных к аптеке для лекарственного обеспечения,

– профессионально-личностные качества работников,

– взаимоотношения в коллективе,

– размер заработной платы,

– текучесть кадров в аптеке.

По результатам оценок экспертов критерии для расчета численности персонала аптек разделили на 4 группы:

критерии, которые следует использовать для расчета численности персонала аптек: режим работы; товарооборот аптеки; количество посетителей; обслуживаемых за смену; среднемесячное количество посетителей аптеки; объем льготного отпуска.

критерии, использование которых возможно в случае их статистически значимого влияния на трудозатраты фармацевтических работников: категория аптеки, ее географическое положение, количество прикрепленных для лекарственного обеспечения организаций, количество поступающих рецептов врача на ЛС аптечного изготовления, среднее время обслуживания одного посетителя.

критерии, недостаточно высоко оцененные экспертами, использование которых не рекомендуется: текучесть кадров аптеки, доля ЛС аптечного изготовления, взаимоотношения в коллективе аптеки, размер заработной платы специалистов аптеки, разнообразие ассортимента товаров в аптеке, количество поступающих рецептов врача, контингент посетителей аптеки, профессионально-личностные качества работников (пол, возраст, квалификационная категория, уровень образования), среднее количество единиц товаров, приобретаемых посетителем, оборачиваемость товарных запасов аптеки).

критерии, которым большая часть экспертов дала низкую оценку и использование которых нецелесообразно: форма собственности аптеки, наличие в аптеке «электронной очереди», рациональность организации помещений аптеки, реализация из аптеки наркотических средств и психотропных веществ, размер товарных запасов, количество единиц товаров в аптеке, площадь аптеки

5. Расчет планируемой производительности труда

При планировании производительности труда в аптеках используются абсолютные показатели и относительные. Абсолютный показатель представляет сумму товарооборота в розничных ценах, приходящегося на одного работника аптеки. Относительный показатель характеризует уровень производительности труда, определяющий динамику его изменения в процентах или темпах роста по сравнению с предыдущим периодом.


Для оценки производительности труда в абсолютных показателях при плановых расчетах применяются три метода:

  1. натуральный (условно-натуральный);

  2. трудовой;

  3. стоимостный.

При этом – в аптечной системе применяется стоимостный.

Относительный показатель производительности труда, определяющий динамику ее изменения в процентах по сравнению с предшествующим периодом ( ), рассчитывается по формуле:

х100%,

где Во, Вб – выработка на одного работающего в отчетном и базисном периоде.

Повышение производительности труда ведет к высвобождению численности работников, а, следовательно, к сокращению расходов (издержек) на оплату труда.

При планировании производительности труда можно использовать две методики:

Первая методика. На планируемый месяц производительность труда определяют отношением планируемого товарооборота на планируемую среднесписочную численность работников.

Вторая методика. Производительность труда планируется путем анализа ее за ряд месяцев. Определяют темпы роста, прироста, рассчитывают средний темп прироста, который применяют к ожидаемой производительности труда в базисном году.

Планируя производительность труда, необходимо предусмотреть, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста средней заработной платы.

6. Анализ и планирование численности работников аптеки

Весь штат аптеки состоит из следующего персонала: административно-управленческий, хозяйственно-обслуживающий, фармацевтический и вспомогательный.

Для определения численности и состава работников хозрасчетных аптек следует руководствоваться действующими рекомендациями, нормативными правовыми актами о порядке определения их структуры и штатов.

Штат административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала планируется по типовым штатам, утвержденным приказом МЗ РБ №565-А от 30 ноября 1995 года.

ТИПОВЫЕ ШТАТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

И ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ХОЗРАСЧЕТНЫХ АПТЕК

(утверждены приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь

565-А от 30 11 1995 г)

Наименование должностей

Количество должностей

Заведующий-провизор*

1 должность в каждой аптеке

Заместитель заведующего-провизора


1 должность в производственных аптеках II–III групп; в аптеках готовых лекарственных средств I–II групп.

2 должности в производственных аптеках I группы и в ЦРА сельских районов при наличии в районе 10 аптек и более

Главный бухгалтер


1 должность на каждое предприятие с правом юридического лица

Заместитель главного бухгалтера по учету

1 должность в ЦРА при наличии в районе не менее 10 аптек

Бухгалтер


1 должность в аптеках I–II групп.

В бухгалтерии ЦРА вводятся должности бухгалтеров с учетом выполняемых функций объема бухгалтерско-экономической работы и количества прикрепленных аптек

Счетовод

1 должность в аптеках III группы

Старший кассир

Вместо одной должности кассира при количестве должностей кассиров не менее трех

Кассир


1 должность на каждую смену работы аптеки.

Дополнительно 1 должность вводится:

– при 6–7-дневной рабочей неделе аптеки;

– в аптеках I–III групп при удельном весе реализации за наличный расчет не менее 40% в общем объеме товарооборота аптеки

Кочегар по обслуживанию водогрейных котлов

1 должность в смену на отопительный сезон при наличии собственной котельной (печи)

Подсобный рабочий


1 должность в аптеках I–II групп 0,5 должности в аптеках III группы

Уборщик служебных помещений


1 должность из расчета на:

– 250 м кв. деревянных полов;

– 350 м кв. полов, покрытых керамической плиткой;

– 425 м кв. полов, покрытых линолеумом. В убираемую площадь не включаются помещения ассистентской, фасовочной и моечной

Рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений, оборудования

1 должность в аптеках I группы и ЦРА при прикреплении к ней не менее 8 аптек. Указанная должность вводится при отсутствии обслуживания аптеки специализированным учреждением, предприятием, организацией


*В аптеках негосударственной формы собственности может вводиться должность «куратора» на 4-5 аптек, характеризующихся близкими значениями товарооборота, ассортимента и штатного состава. Законодательством не определено!

В основе установления штатной численности фармацевтического и вспомогательного персонала хозрасчетных аптек лежат штатные нормативы, утвержденные приказом МЗ РБ №565-А от 30 ноября 1995 года.

1.Фармацевтический персонал

Должность

Штатный норматив

1.1. Провизор

1.1.1. Прием рецептов (требований) на ЛС индивидуального приготовления, контроль их качества

19 тыс. рецептов на ЛС индивидуального приготовления

1.1.2. Прием рецептов на ГЛС по амбулаторно-поликлиническим рецептам, их отпуск

75 тыс. единиц ГЛС (в том числе единиц фасовок и внутриаптечных заготовок)

1.1.3. Прием требований УЗ, комплектация и отпуск ГЛС

100 тыс. единиц ГЛС (в том числе фасовок и внутриаптечных заготовок)

1.1.4. Приготовление внутриаптечных заготовок по часто встречающимся прописям, полуфабрикатов, концентрированных растворов, пополнение запасов медикаментов в отделах аптеки (на рабочих местах)

В производственных аптеках:

– должности в аптеках I гр;

– 1 должность в аптеках II гр;

– 0,5 должности в аптеках III гр.

– в сельских ЦРА при подчинении 7 и более аптек, являющихся производственными, независимо от группы головной аптеки могут устанавливаться 2 должности.

1.1.5. Контроль за работой фармацевтов по изготовлению лекарственных средств.

Из расчета 1 должность на 5 должностей фармацевтов, полагающихся в соответствии с п.1.3.1.

1.1.6. Полный контроль качества изготовления ЛС, серий внутриаптечных заготовок

1 должность на 24 тыс. ЛС индивидуального изготовления, серий внутриаптечных заготовок, проб воды очищенной.

1.1.7. Работа в аптечном пункте I категории**

1 должность.

При работе аптечного пункта более, чем в одну смену дополнительно устанавливается 0,5 или 1 должность провизора.

1.2. Старший провизор

1.2.1. Организационно-методическое руководство подведомственной аптечной сетью района и контроль за ее деятельностью.

В ЦРА:

– 1 должность при наличии в районе от 5 до 10 аптек включительно;

– 2 должности при наличии в районе свыше 10 аптек.

1.3. Фармацевт

1.3.1. Аптечное изготовление ЛС по рецептам (требованиям)

1 должность на 11,5 тыс. рецептов индивидуального приготовления или 13,5 тыс. рецептурных номеров.

В аптеке с количеством индивидуальных рецептов свыше 5 тыс. в год устанавливается 1 должность

1.3.2. Отпуск ЛС без рецептов, лекарственных трав, предметов ухода за больными и других товаров безрецептурного отпуска

Устанавливается в аптеках I–III гр. по оплате труда:

– 1 должность при удельном весе безрецептурного отпуска в розничном товарообороте более 10%;

– 0,5 должности при удельном весе безрецептурного отпуска в розничном товарообороте от 5 до 10%.

2.Вспомогательный персонал

2.1. Упаковщик-укладчик (фасовочные работы)

Должности укладчиков-упаковщиков устанавливаются в производственных аптеках:

– 1 должность – в аптеках II–III групп;

– 2 должности – в аптеках I группы и превышающих показатели I группы в 2 и более раза.

В аптеках готовых лекарственных средств I группы, при необходимости, может устанавливаться 1 должность укладчика-упаковщика.

При прикреплении к аптеке УЗ, отпуск ЛС которым составляет 15% и более общего товарооборота, вводится дополнительно 1 должность укладчика-упаковщика, при удельном весе оптового товарооборота в общем обороте до 15% вводится 0,5 должности укладчика-упаковщика.

2.2. Мойщица посуды и ампул

Должности мойщицы посуды и ампул вводятся в производственных аптеках из расчета 30% от числа провизоров и фармацевтов, полагающихся учреждению в соответствии с п.п.1.1.1.–1.1.5., 1.3.1.–1.3.2., но не менее 1 должности.

В производственных аптеках I–III групп, осуществляющих прием от населения аптечной посуды, для ее обработки и дезинфекции устанавливается дополнительно 1 должность мойщицы посуды и ампул.


** В соответствии с классификацией аптек, принятых Надлежащей аптечной практикой, в Республике Беларусь нет структурного подразделения «Аптечный пункт 1 категории». Есть аптеки четвертой категории, которые расположены на базе ОЗ.

Примечание:

В штатное расписание могут вводиться 0,25; 0,5; 0,75 или целые должности. Округление по одноименным должностям или в целом по аптеке производится в следующем порядке:

итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются;

0,13–0,37 округляются до 0,25;

0,38–0,62 округляются до 0,5;

0,63–0,87 округляются до 0,75;

свыше 0,87 округляются до 1,0.

Окончательное решение о численности персонала для аптеки, его расстановку по рабочим участкам осуществляет зав. аптекой.

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы


Показатель фонда заработной платы – один из важнейших критериев, по которому оцениваются расходы аптечной системы по оплате труда, его эффективности.

Планируемый фонд заработной платы включает:

1. основную и дополнительную заработную плату работников аптеки: оплату по тарифным разрядам (окладам); премии работникам аптеки за выполнение плана; оплату отпусков; доплату за работу в праздничные дни и другие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Республики Беларусь;

2. заработную плату штатных работников, в том числе работников прикрепленных аптек;

3. заработную плату совместителей (т.е. работников, не состоящих в штате аптеки).

При анализе фонда заработной платы аптеки анализируется использование фонда заработной платы как списочного, так и несписочного состава.

Факторами, влияющими на фонд заработной платы, являются:

  1. квалификационный состав работников аптеки;

  2. производительность труда;

  3. структура аптеки;

  4. укомплектованность аптеки штатом;

  5. изменения размеров должностных окладов, премиальных надбавок;

  6. прогрессивные формы оплаты труда (совмещение профессий, должностей, расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемой работы).

  7. наличие прикрепленных аптек.

Фонд заработной платы планируется по утвержденному штатному расписанию под фактических физических лиц, с учетом оклада каждого работника. Оклад определяют согласно действующему законодательству с учетом разрядов, надбавок, доплат и квалификационных категорий. Если аптека функционирует давно, не изменялась централизованно минимальная заработная плата в стране и не изменялся принцип определения должностных окладов работникам здравоохранения, то фонд оплаты труда на плановый месяц (квартал) можно без изменений перенести из показателей предпланового периода в части оплаты труда по тарифным ставкам, т.е. без учета выплаты премий за выполнение плана по товарообороту и прибыли. Эта часть зарплаты является величиной переменной и может быть запланирована в большем или меньшем размере, чем в предплановом периоде.

Основной методикой планирования фонда заработной платы является методика, основанная на установлении штатной численности персонала аптеки. Суммируют должностные оклады