Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
4. Факторы, влияющие на уровень издержек обращения аптек
Издержки обращения аптеки зависят от ряда факторов, которые можно классифицировать на факторы, зависящие от деятельности аптеки и не зависящие (объективные).
К факторам, зависящим от работы аптеки, можно отнести следующие:
1. Изменение объема, структуры и скорости реализации (товарооборота).
2. Рациональная организация снабжения (кольцевой завоз товаров, исключение холостых пробегов автотранспорта).
3. Повышение производительности труда, рациональное использование кадров специалистов.
4. Повышение эффективности эксплуатации производственных и торговых площадей.
5. Экономное расходование вспомогательных материалов, электроэнергии, топлива, воды, ликвидация непроизводительных потерь рабочего времени и материальных ресурсов (брак, бой, порча).
6. Механизация производственных и других процессов.
7. Внедрение новейших достижений науки в фармацевтическую практику.
8. Снижение размеров товарных запасов.
9. Внедрение прогрессивных форм лекарственного обеспечения населения.
10. Изучение конъюнктуры рыночного спроса.
11. Компьютеризация бухгалтерского учета и отчетности и др.
К не зависящим от аптеки факторам (объективным) относится в первую очередь фактор цен. Изменение розничных цен на товары изменяет абсолютную величину товарооборота и соответственно относительный уровень издержек обращения. Вызывают изменения издержек обращения изменения цен на вспомогательные материалы, топливо, стройматериалы, на тарифы и услуги других отраслей (транспорта, связи, коммунальных предприятий). Не зависит от деятельности аптеки увеличение заработной платы в связи с инфляцией.
Также принято различать факторы, повышающие размер издержек и понижающие размер издержек.
К факторам, повышающим уровень расходов, относятся:
1. Качественный состав специалистов, особенно высшей квалификации.
2. Повышение заработной платы аптечным работникам.
3. Эстетическое оформление торгового зала и др.
К факторам, снижающим издержки обращения, относятся:
1. Увеличение объема реализации (товарооборота). При этом также возрастают и переменные издержки, но в меньшей мере, чем возрастает объем продаж.
2. Улучшение качества обслуживания посетителей.
3. Рациональное составление заявок на товары, что предупреждает их затоваривание, порчу, снижает расходы по хранению, подработке, анализу и списанию товаров в связи с истечением срока годности.
Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны между собой и одновременно оказывают влияние на объем расходов аптеки.
5. Влияние особенностей экономики аптеки на уровень издержек
При экономическом анализе и планировании издержек обращения необходимо учитывать, что в аптечных учреждениях, по сравнению с другими торговыми организациями, средний уровень издержек выше. Это обусловлено следующими причинами:
-
Для аптек первой категории сочетание торговой и производственной функций (дополнительные расходы по изготовлению, фасовке, контролю качества). -
Реализация лекарственных средств имеет социальную значимость, состоящую в охране здоровья населения. -
Спрос на лекарственные средства зависит от состояния здоровья населения и в большинстве случаев определяется врачом. -
Содержание более квалифицированного персонала (значительный процент специалистов с высшим образованием). -
Дробный характер торговли и высокие затраты труда на один рубль товарооборота. -
Замедленная оборачиваемость товаров, особенно группы лекарственных средств. В аптеках должны быть лекарственные средства обязательного ассортимента (перечень основных лекарственных средств и перечень лекарственных средств белорусского (российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств), а также пользующиеся ограниченным спросом: сыворотки, вакцины и т.п.
6. Анализ и планирование издержек обращения
Издержки обращения учитываются в 2-х показателях: абсолютном и относительном.
Абсолютный показатель – суммовое денежное выражение издержек обращения.
Относительный показатель – уровень издержек обращения, представляющий собой процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту в розничных ценах:
сумма и.о.
У и.о. = ----------------------------- х 100%
объем реализации
Относительный показатель (уровень издержек обращения) более значим при проведении анализа, так как позволяет оценить работу аптеки в динамике за несколько лет, сравнить ее работу с работой других аптек.
Задача планирования издержек заключается в определении экономически обоснованной суммы затрат, необходимой для выполнения плана товарооборота при обеспечении высокого качества обслуживания населения и организаций здравоохранения и соблюдения режима экономии.
Планирование издержек обращения начинается с анализа данных за отчетные периоды. Задачами анализа издержек обращения являются проверка выполнения плана по издержкам обращения аптеки за предшествующие периоды и разработка мероприятий на будущий период.
Методика прогнозирования издержек аптеки включает несколько этапов:
1. анализ данных о фактических расходах по каждой статье;
2. планирование сумм расходов, производимых в аптеке, по каждой статье;
3. расчет централизованных налогов и отчислений;
4. определение общей суммы (сметы) расходов;
5. определение среднего уровня издержек обращения;
6. распределение общей суммы по кварталам.
Для планирования сумм расходов по каждой статье используют три методических подхода:
1. планирование по уровню издержек, сложившемуся за ряд лет (метод динамических рядов);
2. планирование по сумме расходов, сложившейся в базисном году;
3. планирование расчетным путем на основе существующих нормативов, средних значений и т.д.
Планирование по уровню издержек, сложившемуся за ряд лет, используется для статей расходов, зависимых от товарооборота (расходы по завозу товаров, расходы по таре и т.д.). Вначале осуществляют анализ фактически сложившегося уровня расходов за 3–4 предплановых периода, изучают его изменение, находят средний темп изменения и определяют плановый уровень. Затем рассчитывают сумму расхода путем произведения плана товарооборота на планируемый уровень издержек обращения по статье. Если по какой-то статье, зависимой от товарооборота, изменяются условия, например, тарифы за перевозку товаров, тариф службы инкассации и т.д., то необходимо провести дополнительные расчеты.
Расходы, не зависящие от товарооборота, можно планировать по сумме расходов, сложившейся в базисном году, если абсолютная сумма расходов, сложившаяся в базисном году по данной статье, осталась без изменения и в планируемом году. Например, расходы по аренде и содержанию сооружений, помещений, канцелярские, почтовые, телефонные расходы можно запланировать по фактической сумме расходов, сложившейся в базисном году.
Если по какой-то статье изменяются тарифы, то необходимо провести планирование расчетным путем:
– арендную плату за арендуемые здания определяют в соответствии с договорами, заключенными с организациями коммунального хозяйства, исходя из арендуемой площади и арендным ставкам за 1 кв. метр;
– расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги планируют на основе договоров со службами коммунального хозяйства, исходя из установленных тарифов;
– расходы по поверке аппаратуры под давлением, весоизмерительных и других приборов планируют, исходя из их количества, периодичности поверки и стоимости услуг за единицу;
– расходы на охрану аптек планируют, исходя из количества охраняемых объектов и договоров, заключенных с отделами вневедомственной охраны при органах внутренних дел.
Найденные отдельные виды расходов по данной статье суммируют и находят общую сумму расходов.
Расчетным путем планируют также следующие статьи:
– статья «Расходы на оплату труда». В настоящее время в связи с возможным неоднократным в течение года повышением окладов годовой фонд заработной платы планируется расчетным путем:
Фонд оплаты труда = Плановая численность · ср. з/п · 12 мес.
т.е. расходы по этой статье переносятся из плана по труду и заработной плате (см. предыдущее занятие).
– статья «Амортизация основных средств». Амортизацию основных средств исчисляют ежемесячно в размере 1/12 части от утвержденных норм амортизационных отчислений к первоначальной стоимости инвентарных объектов.
– статья «Потери товаров в пределах норм естественной убыли» также планируется расчетным путем. Следует помнить, что данная статья планируется по ценам приобретения.
– статья «Прочие расходы»:
– сумма отчислений в ФСЗН и Белгосстрах рассчитывается от установленных законодательством процентных ставок;
– командировочные расходы исчисляют в соответствии с планом командировок, их продолжительностью и существующими гарантиями возмещения стоимости проезда, оплаты жилья и суточных;
– расходы на выписку справочно-информационной, медицинской и фармацевтической литературы планируют, исходя из ее количества, стоимости годовой подписки и др.
При составлении плана по издержкам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения расходов сырья и материалов, потерь рабочего времени
, излишних расходов и т.д.
Кроме издержек обращения в аптеке могут иметь место прочие внереализационные расходы. Это безнадежные долги, списанные за счет аптеки, штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые аптекой за нарушение договорных обязательств и др. Могут иметь место и так называемые непланируемые расходы: бой, брак, порча товаров. Предугадать величину внереализационных расходов достаточно сложно, но нужно иметь в виду возможность их наличия.
Ценовая политика аптечной организации
-
Структура и виды цен
Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.
Тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.
Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляет себестоимость товара, прибыль и налоги.
По своему экономическому содержанию цена выступает инструментом управления рынка, т.к. означает сумму денежных средств, за которую продавец желает реализовать, а покупатель готов приобрести товар. Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика на рынке - необходимые компоненты успешной деятельности любой организации в условиях рыночных отношений.
Ценообразование – это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, ИП и другими субъектами ценообразования.
Ценообразование представляет собой сложный процесс, т.к. субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период, выбрать метод ценообразования с учетом требований законодательства, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене и т.д.
В экономической теории существует несколько подходов, определяющих, что же такое цена:
- отечественный (марксистский) подход;
- западный подход.
Отечественный или марксистский подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которой цена товара должна измеряться количеством труда, затраченного на его производство.
Западный подход альтернативен марксистской концепции и содержит несколько теорий:
- теория предельной полезности;
- теория издержек производства и обращения;
- теории спроса и предложения.
Одной из наиболее распространенных теорий является концепция полезности, в основе которой лежат понятия