Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 230

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»

, как «Расходы на рекламу» и «Маркетинговые расходы». Расходы на рекламу включают издание каталогов, проспектов, оплату передач по радио, телевидению, оплату труда лиц, приглашенных для выполнения рекламных работ. Маркетинговые расходы могут включать оформление витрин, выставок-продаж, фирменных пакетов и т.п.

4. Факторы, влияющие на уровень издержек обращения аптек

Издержки обращения аптеки зависят от ряда факторов, которые можно классифицировать на факторы, зависящие от деятельности аптеки и не зависящие (объективные).

К факторам, зависящим от работы аптеки, можно отнести следующие:

1. Изменение объема, структуры и скорости реализации (товарооборота).

2. Рациональная организация снабжения (кольцевой завоз товаров, исключение холостых пробегов автотранспорта).

3. Повышение производительности труда, рациональное использование кадров специалистов.

4. Повышение эффективности эксплуатации производственных и торговых площадей.

5. Экономное расходование вспомогательных материалов, электроэнергии, топлива, воды, ликвидация непроизводительных потерь рабочего времени и материальных ресурсов (брак, бой, порча).

6. Механизация производственных и других процессов.

7. Внедрение новейших достижений науки в фармацевтическую практику.

8. Снижение размеров товарных запасов.

9. Внедрение прогрессивных форм лекарственного обеспечения населения.

10. Изучение конъюнктуры рыночного спроса.

11. Компьютеризация бухгалтерского учета и отчетности и др.

К не зависящим от аптеки факторам (объективным) относится в первую очередь фактор цен. Изменение розничных цен на товары изменяет абсолютную величину товарооборота и соответственно относительный уровень издержек обращения. Вызывают изменения издержек обращения изменения цен на вспомогательные материалы, топливо, стройматериалы, на тарифы и услуги других отраслей (транспорта, связи, коммунальных предприятий). Не зависит от деятельности аптеки увеличение заработной платы в связи с инфляцией.

Также принято различать факторы, повышающие размер издержек и понижающие размер издержек.

К факторам, повышающим уровень расходов, относятся:

1. Качественный состав специалистов, особенно высшей квалификации.

2. Повышение заработной платы аптечным работникам.

3. Эстетическое оформление торгового зала и др.

К факторам, снижающим издержки обращения, относятся:

1. Увеличение объема реализации (товарооборота). При этом также возрастают и переменные издержки, но в меньшей мере, чем возрастает объем продаж.


2. Улучшение качества обслуживания посетителей.

3. Рациональное составление заявок на товары, что предупреждает их затоваривание, порчу, снижает расходы по хранению, подработке, анализу и списанию товаров в связи с истечением срока годности.

Все вышеперечисленные факторы взаимосвязаны между собой и одновременно оказывают влияние на объем расходов аптеки.

5. Влияние особенностей экономики аптеки на уровень издержек

При экономическом анализе и планировании издержек обращения необходимо учитывать, что в аптечных учреждениях, по сравнению с другими торговыми организациями, средний уровень издержек выше. Это обусловлено следующими причинами:

  1. Для аптек первой категории сочетание торговой и производственной функций (дополнительные расходы по изготовлению, фасовке, контролю качества).

  2. Реализация лекарственных средств имеет социальную значимость, состоящую в охране здоровья населения.

  3. Спрос на лекарственные средства зависит от состояния здоровья населения и в большинстве случаев определяется врачом.

  4. Содержание более квалифицированного персонала (значительный процент специалистов с высшим образованием).

  5. Дробный характер торговли и высокие затраты труда на один рубль товарооборота.

  6. Замедленная оборачиваемость товаров, особенно группы лекарственных средств. В аптеках должны быть лекарственные средства обязательного ассортимента (перечень основных лекарственных средств и перечень лекарственных средств белорусского (российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств), а также пользующиеся ограниченным спросом: сыворотки, вакцины и т.п.

6. Анализ и планирование издержек обращения

Издержки обращения учитываются в 2-х показателях: абсолютном и относительном.

Абсолютный показатель – суммовое денежное выражение издержек обращения.

Относительный показатель – уровень издержек обращения, представляющий собой процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту в розничных ценах:

сумма и.о.

У и.о. = ----------------------------- х 100%

объем реализации

Относительный показатель (уровень издержек обращения) более значим при проведении анализа, так как позволяет оценить работу аптеки в динамике за несколько лет, сравнить ее работу с работой других аптек.

Задача планирования издержек заключается в определении экономически обоснованной суммы затрат, необходимой для выполнения плана товарооборота при обеспечении высокого качества обслуживания населения и организаций здравоохранения и соблюдения режима экономии.

Планирование издержек обращения начинается с анализа данных за отчетные периоды. Задачами анализа издержек обращения являются проверка выполнения плана по издержкам обращения аптеки за предшествующие периоды и разработка мероприятий на будущий период.

Методика прогнозирования издержек аптеки включает несколько этапов:

1. анализ данных о фактических расходах по каждой статье;

2. планирование сумм расходов, производимых в аптеке, по каждой статье;

3. расчет централизованных налогов и отчислений;

4. определение общей суммы (сметы) расходов;

5. определение среднего уровня издержек обращения;

6. распределение общей суммы по кварталам.

Для планирования сумм расходов по каждой статье используют три методических подхода:

1. планирование по уровню издержек, сложившемуся за ряд лет (метод динамических рядов);

2. планирование по сумме расходов, сложившейся в базисном году;

3. планирование расчетным путем на основе существующих нормативов, средних значений и т.д.

Планирование по уровню издержек, сложившемуся за ряд лет, используется для статей расходов, зависимых от товарооборота (расходы по завозу товаров, расходы по таре и т.д.). Вначале осуществляют анализ фактически сложившегося уровня расходов за 3–4 предплановых периода, изучают его изменение, находят средний темп изменения и определяют плановый уровень. Затем рассчитывают сумму расхода путем произведения плана товарооборота на планируемый уровень издержек обращения по статье. Если по какой-то статье, зависимой от товарооборота, изменяются условия, например, тарифы за перевозку товаров, тариф службы инкассации и т.д., то необходимо провести дополнительные расчеты.

Расходы, не зависящие от товарооборота, можно планировать по сумме расходов, сложившейся в базисном году, если абсолютная сумма расходов, сложившаяся в базисном году по данной статье, осталась без изменения и в планируемом году. Например, расходы по аренде и содержанию сооружений, помещений, канцелярские, почтовые, телефонные расходы можно запланировать по фактической сумме расходов, сложившейся в базисном году.


Если по какой-то статье изменяются тарифы, то необходимо провести планирование расчетным путем:

– арендную плату за арендуемые здания определяют в соответствии с договорами, заключенными с организациями коммунального хозяйства, исходя из арендуемой площади и арендным ставкам за 1 кв. метр;

– расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги планируют на основе договоров со службами коммунального хозяйства, исходя из установленных тарифов;

– расходы по поверке аппаратуры под давлением, весоизмерительных и других приборов планируют, исходя из их количества, периодичности поверки и стоимости услуг за единицу;

– расходы на охрану аптек планируют, исходя из количества охраняемых объектов и договоров, заключенных с отделами вневедомственной охраны при органах внутренних дел.

Найденные отдельные виды расходов по данной статье суммируют и находят общую сумму расходов.

Расчетным путем планируют также следующие статьи:

статья «Расходы на оплату труда». В настоящее время в связи с возможным неоднократным в течение года повышением окладов годовой фонд заработной платы планируется расчетным путем:

Фонд оплаты труда = Плановая численность · ср. з/п · 12 мес.

т.е. расходы по этой статье переносятся из плана по труду и заработной плате (см. предыдущее занятие).

статья «Амортизация основных средств». Амортизацию основных средств исчисляют ежемесячно в размере 1/12 части от утвержденных норм амортизационных отчислений к первоначальной стоимости инвентарных объектов.

статья «Потери товаров в пределах норм естественной убыли» также планируется расчетным путем. Следует помнить, что данная статья планируется по ценам приобретения.

статья «Прочие расходы»:

– сумма отчислений в ФСЗН и Белгосстрах рассчитывается от установленных законодательством процентных ставок;

– командировочные расходы исчисляют в соответствии с планом командировок, их продолжительностью и существующими гарантиями возмещения стоимости проезда, оплаты жилья и суточных;

– расходы на выписку справочно-информационной, медицинской и фармацевтической литературы планируют, исходя из ее количества, стоимости годовой подписки и др.

При составлении плана по издержкам особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения расходов сырья и материалов, потерь рабочего времени
, излишних расходов и т.д.

Кроме издержек обращения в аптеке могут иметь место прочие внереализационные расходы. Это безнадежные долги, списанные за счет аптеки, штрафы, пени, неустойки, выплачиваемые аптекой за нарушение договорных обязательств и др. Могут иметь место и так называемые непланируемые расходы: бой, брак, порча товаров. Предугадать величину внереализационных расходов достаточно сложно, но нужно иметь в виду возможность их наличия.

Ценовая политика аптечной организации

  1. Структура и виды цен

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.

Тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги.

Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляет себестоимость товара, прибыль и налоги.

По своему экономическому содержанию цена выступает инструментом управления рынка, т.к. означает сумму денежных средств, за которую продавец желает реализовать, а покупатель готов приобрести товар. Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика на рынке - необходимые компоненты успешной деятельности любой организации в условиях рыночных отношений.

Ценообразование – это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, ИП и другими субъектами ценообразования.

Ценообразование представляет собой сложный процесс, т.к. субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период, выбрать метод ценообразования с учетом требований законодательства, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене и т.д.

В экономической теории существует несколько подходов, определяющих, что же такое цена:

- отечественный (марксистский) подход;

- западный подход.

Отечественный или марксистский подход основан на теории трудовой стоимости, в соответствии с которой цена товара должна измеряться количеством труда, затраченного на его производство.

Западный подход альтернативен марксистской концепции и содержит несколько теорий:

- теория предельной полезности;

- теория издержек производства и обращения;

- теории спроса и предложения.

Одной из наиболее распространенных теорий является концепция полезности, в основе которой лежат понятия