Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»

ценности и полезности товара. Полезность – это способность товара удовлетворять потребность человека. Не всякая полезная вещь обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те товары, запас которых строго ограничен, следовательно, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности и ценности, которые определяет потребитель.

Другая теория – теория издержек производства и обращения. Сторонники этой теории считают, что цена, которую согласен уплатить покупатель, определяется степенью полезности товара, но цена, по которой согласен продать производитель, не может быть ниже издержек, а поэтому в основе расчета цены должна лежать калькуляция затрат и предполагаемая норма рентабельности. Другими словами, в ценовой политике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству, а также для образования фонда потребления.

В качестве компромиссной теории между производителями и потребителями выступает теория рыночного спроса и предложения. Спрос отражает интересы покупателей, цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или объем услуги. Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны реализовать этот товар. В результате между продавцами и покупателями достигается компромисс - цена устанавливается на некотором равновесном уровне, устраивающем в определенный момент времени обе стороны.

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше величина спроса (готовность покупать) и тем меньше величина предложения (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.

В ценообразовании применяют различные классификации цен.

В зависимости от стадии товародвижения различают следующие виды цен:


отпускная цена предприятия-изготовителя – это цена, применяемая на республиканском уровне в расчетах между предприятиями-производителями и предприятиями-покупателями.

В целях совершенствования регулирования цен на лекарственные средства, реализуемые на территории Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 22 августа 2018 г. № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства» (с изм. и доп.) установлено, что подлежат регистрации предельные отпускные цены на зарегистрированные лекарственные средства организаций, осуществляющих их производство:

- лекарственные средства, применяемые для лечения онкологических заболеваний (по перечню в приложении к Указу);

- лекарственные средства, применяемые для лечения сердечно-сосудистых заболеваний (по перечню в приложении к Указу);

- включенные в перечень основных лекарственных средств.

Методика расчета предельных отпускных цен производителей на указанные лекарственные средства определена Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством здравоохранения.

расчетная отпускная цена – формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на товары иностранного производства посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Национального банка, таможенных платежей, НДС, транспортных расходов;

оптовая цена – цена формируется при поставке продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовыми организациями другим предприятиям с учетом предельного размера оптовой надбавки (цена приобретения);

розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий с учетом предельного размера торговой надбавки.

В зависимости от способа установления цены:

свободная (договорная) цена – цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

регулируемая цена – цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину, бывает двух видов:

фиксированная цена

– регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

предельная цена – регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и/или нижним пределами.

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

– товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

– отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

В зависимости от территориального распространения:

единые республиканские цены – цены, действующие на всей территории республики, устанавливаемые и контролируемые центральными органами управления;

местные цены – цены, формируемые на определенной территории как под влиянием рыночных факторов, так и со стороны местных органов власти.

2. Функции цены

Цены играют основополагающую роль в экономике любой страны. Как инструмент управления рынком цена выполняет следующие функции:

  1. Учетная – цена выступает как измеритель общественно необходимых затрат (издержек производства и обращения) и результатов производства (прибыль и производительность труда).

  2. Регулирующая – устанавливает равновесную цену, обеспечивает равновесие спроса и предложения (продавец старается назначить большую цену и получить большую прибыль, а покупатель стремится приобрести товар по минимальным ценам).

  3. Стимулирующая – стимулирует повышение качества продукции и обновление ассортимента, ресурсосбережение, повышение эффективности производства.

  4. Распределительная – предусматривает распределение прибыли между государством и субъектом хозяйствования через систему налогов, т.е. учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, определяет объем прибыли, получаемый предприятием.

  5. Информационная – цена отражает все стороны экономической деятельности субъекта хозяйствования, в определенной мере служит индикатором состояния дел в экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка и т.д.

Кроме того, в условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, определяет уровень благосостояния населения

3. Факторы, влияющие на уровень цен

Говоря о факторах, влияющих на цену, мы выделяем факторы, формирующие спрос и факторы, формирующие предложение. К факторам, формирующим спрос на фармацевтическом рынке, относятся:


1. эффективность и побочное действие лекарственных средств;

2. наличие аналогов и синонимов данного лекарственного средства;

3. информированность медицинских и фармацевтических работников, а также населения о свойствах лекарственных средств;

4. платежеспособность населения и стоимость курса лечения;

5. ценовая эластичность товара;

6. наличие и финансирование правительственных программ по оказанию медицинской и лекарственной помощи населению;

7. порядок отпуска лекарственных средств (по рецепту, без рецепта врача)

8. распространенность заболевания;

9. традиции потребления лекарственных средств;

10. вид лекарственной формы.

К факторам, формирующим предложение, относятся:

1. количество конкурирующих производителей;

2. регулирование экспорта, импорта;

3. система распределения товаров;

4. ожидаемый жизненный цикл товара;

5. размещение производства по отношению к рынку;

6. наличие источников сырья;

7. государственный заказ, его финансирование.

На ценообразование влияет также тип рынка. Применительно к вопросу ценообразования выделяют четыре основные модели рынка:

– рынок чистой конкуренции;

– рынок монополистической конкуренции;

– олигополистический рынок;

– рынок чистой монополии.

Рынок чистой конкуренции – рынок, где очень много продавцов и множество покупателей какого-либо схожего товарного продукта. Характеризуется тем, что отдельные покупатели и продавцы не оказывают большого влияния на уровень рыночных цен. Повышать цену отдельному продавцу бессмысленно. На таком рынке самые низкие цены.

При монополистической конкуренции много покупателей и много продавцов, цены могут отличаться у разных фирм, что объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

На олигополистическом рынке продавцов несколько, покупателей много. Рыночная цена на таком рынке определяется тем предпринимателем, у которого самые низкие цены. Изменение цен одного продавца приводит к привлечению покупателей, и на это сразу реагируют другие участники рынка.

При чистой монополии на рынке всего один продавец, который самостоятельно определяет цены своего товара на рынке, и эти цены могут быть достаточно высокими.

4. Ценовая политика аптечных организаций


Ценовая политика – система представлений и теоретических положений о ценообразовании и корректировке цен для достижения маркетинговых целей организации. Другими словами, под ценовой политикой понимают общие принципы, которыми руководствуется организация в сфере установления цены на свои товары и услуги.

Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

Процедура разработки ценовой политики представляет собой сложный процесс. Субъект хозяйствования должен провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период, проанализировать факторы, которые могут оказать влияние на деятельность организации (требования нормативных правовых актов, последствия принятия тех или иных государственных решений в области ценообразования, ценовая политика и стратегия конкурентов и т.д.), выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене и т.д.

Ценовая политика с точки зрения маркетинга заключается в установлении таких цен, которые удовлетворяли бы не только продавцов, но и конечных потребителей товаров и услуг.

Организации, осуществляя ценообразование, могут быть ориентированы на:

  1. увеличение объема продаж;

  2. увеличение текущей прибыли;

  3. обеспечение выживаемости в условиях конкуренции;

  4. завоевание лидерства по показателям доли рынка;

  5. завоевание лидерства по показателям качества товаров и др.

5. Взаимосвязь: цена–спрос–предложение. Законы спроса, предложения и рыночного равновесия

Ценообразование, ориентированное на увеличение объема продаж, базируется на изучении спроса, цены и предложения. Рассмотрим взаимосвязь спроса и цены.

Как правило, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем выше цена, тем ниже спрос. И, соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос.

В случае с престижными товарами может быть прямая зависимость, когда потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества. Однако, при слишком высокой цене уровень спроса оказывается ниже.

Для оценки чувствительности спроса к изменению цены используют понятие ценовой эластичности спроса.