Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
Товары простого ассортимента на практике в пределах одного вида не различаются, например, по назначению, по лекарственной форме или по дозировке.
Различают ассортиментную структуру товарооборота и ассортимент товарных запасов. Так как товары обладают различной оборачиваемостью, ассортиментная структура товарооборота и товарных запасов никогда не совпадает. Товары замедленного оборота всегда занимают повышенный удельный вес в товарных запасах.
В торговом ассортименте принято выделять ряд понятий:
Товарная номенклатураили товар-микс (product-mix)‑ совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям.
Ассортиментная группа или товарная линия, ассортиментный ряд (product line)‑ совокупность товаров, взаимосвязанных между собой либо в силу выполнения аналогичных функций, либо по признаку единства их производственного происхождения, либо предлагаются одним группам потребителей, распределяются по одним и тем же каналам и т.п.
Например, товарная номенклатура аптек состоит из следующих укрупненных товарных групп:
-
лекарственные средства
2. медицинские изделия, которые в свою очередь подразделяются на:
– изделия медицинского назначения
– медицинскую технику
3. товары аптечного ассортимента.
В свою очередь, ассортимент каждой группы слагается из нескольких подгрупп, видов, подвидов, разновидностей товаров.
Ассортиментная подгруппа ‑ совокупность товаров, объединенных одним признаком, более мелкое подразделение ассортиментной группы.
Разновидность иначе именуют товарной единицей или ассортиментной позицией, т.е. это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, внешнего вида, цены и прочими атрибутами.
Разновидность товаров в пределах каждой товарной группы называется номенклатурой внутригруппового (развернутого) ассортимента.
Например:
Группа: Лекарственные средства.
Подгруппа: Нестероидные противовоспалительные лекарственные средства.
Вид: Анальгин.
Подвид: Лекарственная форма (таблетки, порошок, инъекционный раствор и т.д.).
Разновидность: Форма выпуска (конвалюта анальгина по 0,5 числом 10).
Структура ассортимента – это количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, разновидностей и наименований отдельных товаров в общем наборе товаров. Показатели структуры ассортимента имеют натуральные или денежные выражения и рассчитываются как отношение отдельных групп, видов, наименований товаров к суммарному количеству товаров, входящих в ассортимент.
2. Показатели ассортимента: широта, насыщенность (полнота), глубина,
гармоничность товарной номенклатуры, обновление ассортимента
Некоторые свойства ассортимента могут быть выражены в количественных значениях, которые называются показателями ассортимента. К таким показателям относятся: широта, насыщенность (полнота), глубина, гармоничность товарной номенклатуры, обновление ассортимента.
Широта товарной номенклатуры ‑ количество ассортиментных групп (подгрупп, видов) товаров.
Показатели широты могут быть рассчитаны как для конкретной ассортиментной группы, так и подгруппы или вида товаров.Для расчета данного показателя необходимо определить, что будет считаться фактической широтой: ассортиментные группы, либо ассортиментные подгруппы и пр. От этого зависит, что будет принято за основу для сравнения или базовую широту ассортимента.
Базой сравнения могут быть:
– ОКП – общий классификатор продукции - систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации;
– Государственный реестр лекарственных средств;
– любой другой справочник по лекарственным средствам и другим товарам.
Широта ассортимента лекарственных средств может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.
Например, если в ассортименте аптеки представлены лекарственные средства 5-ти фармакотерапевтических групп из 100 обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте этой аптеки.
Количественно широту ассортимента можно отразить через коэффициент широты. Расчет осуществляется по формуле:
Коэф. широты = | Широта фактическая | х |
Широта базовая |
Широта фактическая ‑ количество ассортиментных групп (подгрупп и видов) товаров, представленных в аптеке (на складе);
Широта базовая ‑ количество ассортиментных групп (подгрупп и видов) товаров, представленных в классификаторах (например, в Государственном реестре лекарственных средств).
Безусловно, лишь по показателю широты трудно оценить, насколько рационально сформирован ассортимент, хотя косвенно считается, что чем больше широта, тем больше и насыщенность ассортимента.
Полнота (насыщенность) ассортимента лекарственных средств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным.
Другими словами, полнота ассортимента определяет способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности (существующий спрос).
Например, индометацин выпускается в виде таблеток, драже, капсул, раствора, мази, суппозиториев. Если все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции мы можем говорить о полном ассортименте.
Для определения количественных значений полноты необходимы также сведения о фактическом наличии различных ассортиментных позиций товара (полнота фактическая) к выбранной базе сравнения, например ОКП (полнота базовая).
Коэффициент полноты (насыщенности) ассортимента рассчитывается как отношение фактической полноты к базовой:
Коэф. насыщенности = | Насыщенность фактическая | х |
Насыщенность базовая |
Чем больше насыщенность (полнота) ассортимента, тем выше вероятность того, что потребитель получит необходимый объем лекарственной помощи. Однако с другой стороны, значительное увеличение полноты ассортимента затрудняет потребительский выбор и увеличивает затраты. В то же время, очевидно, что наиболее значимыми показателями деятельности аптечной организации являются полнота ассортимента по группе лекарственных средств, в меньшей степени по изделиям медицинского назначения. Поэтому для определения рациональности ассортимента аптечной организации можно учитывать только эти две группы.
Глубина товарной номенклатуры ‑ число вариантов предложений (количество товарных единиц) конкретного вида товаров, т.е. характеризуется числом вариантов дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.
Например, если вата хирургическая предлагается аптекой в стерильной и не стерильной упаковке и в двух разных расфасовках (50,0 и 250,0), то глубина ее предложений равна четырем:
Вата хирургическая стерильная 50,0.
Вата хирургическая нестерильная 50,0.
Вата хирургическая стерильная 250,0.
Вата хирургическая нестерильная 250,0.
Коэффициент глубины рассчитывается как отношение числа вариантов предложений конкретного вида товара, представленных в аптеке (на складе) к числу вариантов предложений соответствующего вида, представленных в ОКП.
Коэф. глубины = | Глубина фактическая | х |
Глубина базовая |
Гармоничность товарной номенклатуры ‑ степень близости товаров разных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения или других показателей.
Например, ассортиментная группа «лекарственные средства» более гармонична с группой «изделия медицинского назначения» чем с группой «товары аптечного ассортимента», поскольку последняя отличается как по функциям, так и по каналам распределения (например, возможна реализация парфюмерно-косметических товаров через магазин).
С другой стороны, товарная номенклатура аптеки более гармонична, чем супермаркета (реализующего разнородные товары: продукты питания и промышленные товары).
Показатель обновления (новизны) ассортимента показывает его способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок.
Ассортимент товаров должен постоянно обновляться в связи с:
– научно-техническим прогрессом;
– появлением новых сырьевых материалов и способов их обработки;
– прогрессивных технологий, изменениями рыночной конъюнктуры;
– усилением конкуренции на товарном рынке;
– уровнем платежеспособности потребителей.
Под новым товаром понимаются оригинальные изделия; усовершенствованные варианты; товары рыночной новизны или новые сферы применения (например, резерпин изначально использовался как психотропное, а затем как гипотензивное средство).
Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (к общему количеству наименований).
Коэф. обновления = | Кол-во новых товаров | х |
Насыщенность фактическая | ||
| | |
-
Цель, задачи и значение ассортиментной политики аптечной организации
В организациях оптовой и розничной торговли товарный ассортимент должен быть рациональным. Рациональным ассортимент аптечной организации можно считать тогда, когда совокупность имеющихся товаров наиболее полно удовлетворяет потребности различных сегментов рынка, то есть:
– отвечает запросам всех потребителей;
– удовлетворяет требованиям нормативных правовых актов, способствует реализации государственной политики по обеспечению населения эффективными, безопасными и качественными лекарственными средствами;
– обеспечивает экономическую эффективность деятельности аптечной организации (непрерывную реализацию товаров, контроль прибыли).
Для достижения указанных целей каждая организация проводит свою ассортиментную политику.
Ассортиментная политика ‑ цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, намечаемые руководством организации.
Значение ассортимента и ассортиментной политики состоит в следующем:
1. Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения потребительского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.
2. Рационально сформированный ассортимент ускоряет реализацию товаров, сокращает затраты труда и времени на поиск, приобретение нужного товара.
3. Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов. Формирование оптимального ассортимента товаров является одним из направлений повышения конкурентоспособности организации.
4. Эффективное управление товарным ассортиментом позволяет организации:
– сократить количество отказов из-за отсутствия необходимых товаров;
– ускорить товарооборачиваемость;
– уменьшить излишки товаров;
– снизить риск списания товаров в связи с истечением срока годности;