Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 255
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Задачи учета реализации товаров
2. Виды расхода товаров в аптеке
3. Розничная и оптовая реализация
4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления
5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства
6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки
7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала
9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды
9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам
9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории
9.5 Недостача. Естественная убыль товаров
9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака
9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен
9.8 Внутриаптечная передача товаров
Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:
4. Рабочее время, время отдыха
7. Критерии установления окладов работникам аптек
8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам
1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента
7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств
9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского
(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм
собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»
3. Порядок распространения рекламы
5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка
6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств
Основные направления информационной деятельности в фармации
Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.
4. Медицинские ресурсы сети Интернет
5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет
Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)
Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)
Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)
Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)
– в них преувеличивается роль товароснабжения и каналов сбыта;
– упускается важность взаимодействия покупателя и продавцов, а также сильное воздействие на маркетинг различных социальных групп, таких как профсоюзы, объединения потребителей и государственные органы;
– сужается сфера применения маркетинга (товары и услуги), тогда как объектами маркетинга могут быть организации (Красный Крест), люди (маркетинг персонала), отдельные территории, идеи.
Широкий диапазон маркетинга был официально признан Американской ассоциацией маркетинга (АМА) в 1985 г., когда традиционное определение, одобренное ею в 1960 г., было заменено следующим: «Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций».
Английские маркетологи Дж. М. Эванс и Б. Берман еще больше расширили диапазон маркетинга: «Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена».
Нам представляется, что совсем не обязательно в определении характеризовать всю сферу применения маркетинга, увеличивая, тем самым, определение. Можно заменить всю сферу одним словом – «товар».
В этой связи особое место занимает точка зрения академика А.Н. Романова о том, что «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо товаров и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи.
На наш взгляд, определение «маркетинга» должно отвечать следующим критериям:
Во-первых, маркетинг – это деятельность, поскольку дословный перевод с английского означает "рынкоделание", "рынковедение". Этот тезис не входит в противоречие с мнением большинства маркетологов, определяющих маркетинг как "процесс прогнозирования и удовлетворения потребностей", "управление предприятием, ориентированное на рынок", поскольку это также виды деятельности.
Во-вторых, ориентация на потребителя. В основе маркетинга должна лежать идея удовлетворения человеческих потребностей. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его членов.
Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей. Таким образом, в маркетинге речь идет о платежеспособной потребности, т.е. запросе.
С другой стороны, производители активно воздействуют на формирование потребителей с помощью рекламы, мероприятий по стимулированию сбыта и др.
В-третьих, целевая ориентация, направленная на получение ясно выраженного коммерческого результата, в первую очередь – прибыльности предприятия. Хотя в течение незначительных отрезков времени и допускается убыточность (например, при введении нового товара на рынок или выходе предприятия на новые рынки), в течение длительных интервалов прибыльность обязательна.
В тех случаях, когда область маркетинга расширена и включает некоммерческую деятельность, то организации и люди также ставят перед собой цели и могут использовать маркетинг для их достижения. Этими целями могут быть улучшение экологии, повышение интереса организации и др.
Четвертый критерий – комплексность, обеспечивающая использование всех элементов маркетинга: товар, сегмент, сбыт, продвижение. Не учет одного из них делает маркетинг неполноценным, что не способствует достижению главной цели.
Таким образом, можно сформулировать следующее обобщенное определение маркетинга:
«Маркетинг – это деятельность, основанная на изучении конъюнктуры рынка и потребностей покупателей, направленная на удовлетворение этих потребностей путем разработки комплекса маркетинга (товар, цена, сбыт, коммуникация) с целью эффективного продвижения товаров на рынке».
Различают следующие виды маркетинга:
Массовый маркетинг. Применяется, когда потребитель многочисленный, а цель производителя - максимизировать сбыт. Суть способа – проникновение на большое число сегментов, широкий захват рынка. Для массового маркетинга необходимо, чтобы большинство покупателей испытывало потребность в одинаковых свойствах товара. При данном подходе, как правило, используется единый диапазон цен и единая программа маркетинга.
Концентрированный маркетинг
. Это концентрация усилий и ресурсов производителя на одном или нескольких сегментах. Сегмент рынка – это группа потребителей, обладающих одним или несколькими общими устойчивыми признаками, определяющими поведение потребителей на рынке. Данный подход используют небольшие предприятия с ограниченными ресурсами или выпускающие исключительный вид продукции (специальное оборудование или особо модные изделия одежды, обуви). Следует иметь в виду, что при таком способе опасны конкуренты, а значит, и велик риск разориться. Отсюда надежнее работать на нескольких сегментах, которые и образуют целевой сегмент предприятия.
Дифференцированный маркетинг. Это охват нескольких сегментов рынка и выпуск для каждого из них своего товара или его разновидности. Каждый отдельный сегмент требует и своей маркетинговой стратегии. Все это увеличивает расходы предприятия, однако максимизирует сбыт и уменьшает степень риска стать банкротом.
Предприятия могут использовать вначале один способ, затем переходить ко второму или применять смешанный подход.
2. Основные задачи службы маркетинга в аптечных
и фармацевтических организациях
Маркетинг лекарственных средств существенно отличается от маркетинга других товаров. Спрос на лекарственных средств зависит от степени и структуры заболеваемости населения, демографических, социальных, экономических факторов. На него могут оказывать влияние сезонность и эпидемиологическая обстановка. Ценообразование на лекарственные средства, медицинские изделия прямо или косвенно определяется правительством, на национальных рынках присутствует огромное количество конкурентов и ни одна из фирм не имеет существенной доли рынка. Потребление лекарственных средств зависит от появления новых методов лечения и новых лекарственных средств, наличия на фармацевтическом рынке аналогов, которые занимают до 70% номенклатуры мирового рынка лекарственных средств.
Маркетинг в деятельности аптечных организаций можно определить как комплекс мероприятий по исследованию сбытовой деятельности, по изучению факторов, оказывающих влияние на процесс реализации лекарственных средств. С помощью маркетинга руководство аптек получает необходимую информацию о том, какие лекарственные средства приобретаются в первую очередь и почему; о ценах, которые покупатели готовы заплатить за лекарственные средства; о том, как следует организовывать каналы продвижения лекарственных средств. С точки зрения практики маркетинг позволяет осуществлять меры по повышению эффективности и конкурентоспособности аптечных организаций путем маркетингового приспособления их деятельности к производству и сбыту лекарственных средств, к требованиям рынка, к спросу потребителей в целях достижения социально-экономического эффекта.
Система маркетинга в фармации предполагает решение следующих задач:
1. комплексное изучение рынка лекарственных средств
Маркетинговые исследования рынка – это сбор, анализ и обработка информации о потребителях, конкурентах, товарах и в целом о рынке с целью принятия эффективных хозяйственных решений. Объектами рыночного исследования могут быть общеэкономическая ситуация рынка, макрофакторы, оказывающие влияние на деятельность фирмы, сегментные группы потребителей, конкуренты, поставщики, а также элементы комплекса маркетинга: товарная, ценовая, коммуникационная политика предприятия и система распределения товаров.
Руководство предприятия задолго до выхода на рынок должно располагать развернутой характеристикой рынка или его сегмента, знать уровень потребительского спроса, интенсивность конкурентной борьбы, реакцию покупателей на маркетинговые коммуникационные действия. Таким образом, для успешной хозяйственной деятельности необходимо проводить исследования рынка, а по мере развития общества необходимость знания рыночной ситуации, тенденций ее развития, сложной системы взаимосвязей и взаимоотношений возрастает.
2. выявление потенциального спроса на ЛС средства и неудовлетворенных потребностей
Для определения уровня спроса следует использовать вторичную и первичную информации. Так, об уровне спроса в первую очередь можно судить на основе динамики статистических и отчетных данных (вторичная информация). Однако для многих видов товаров статистическая информация отсутствует. Поэтому для определения величины спроса требуется проводить специальные маркетинговые исследования и соответствующие расчеты (получить первичную информацию).
Для оценки общего уровня спроса используют такой показатель, как емкость и доля рынка. Емкость рынка определяется по следующей формуле:
Ер = П + З + И – Э,
где Ер – емкость рынка в натуральном или стоимостном выражении; П – национальное производство товаров на исследуемом рынке в течение определенного периода времени (как правило, год), руб.; 3 – запасы товаров на складах предприятий, руб.; И – импорт товаров, руб.; Э –экспорт товаров, руб.
Доля рынка отражает удельный вес объема продаж товара предприятия на рынке (в процентах) и рассчитывается по следующей формуле:
Др = Р х 100%
Ер
где Др – доля рынка предприятия в процентах; Р – объем реализации товара, руб.; Ер – емкость рынка, руб.
Рыночный спрос на товары массового спроса можно рассчитать следующим образом:
См = Ч х Д х Р
где См – спрос по группам товаров, руб.; Ч – среднее число покупателей определенной группы товаров, чел.; Д – число покупок покупателя за определенный период времени; Р – средняя цена данной группы товаров, руб.
При этом важен анализ факторов, оказывающих влияние на спрос. Ими являются качество товара, широта номенклатуры (ассортимента), марка товара, привлекательность упаковки, уровень цены, а также предоставление скидок, каналы и способы распределения товаров, активность коммуникационных мероприятий. Задача маркетолога состоит в определении количественного влияния каждого из факторов на уровень спроса.