Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 556
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
§ 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса
в органах внутренних дел
Приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. № 420 в штаты территориальных органов и линейных отделов внутренних дел на транспорте были впервые введены должности психологов (старших психологов). С 1993 года на высших академических курсах Академии управления МВД России была начата переподготовка специалистов по практической психологии на базе высшего образования. Утверждены типовая должностная инструкция психолога (старшего психолога) органов внутренних дел, Кодекс профессиональной этики психолога. В совокупности с приказом МВД России от 8 апреля 1993 г. № 180, вводившим должности психологов в штаты министерств, главных управлений, управлений, в строевые и специальные подразделения милиции, это положило начало становлению в системе МВД России психологической службы.
Под психологическим обеспечением принято понимать «систему организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с личным составом и повышение эффективности его профессиональной деятельности на основе мобилизации и повышения психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления органами внутренних дел»1.
Психологическое обеспечение охватывает как систему ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в милиции, отбора кандидатов на службу или учебу в образовательные учреждения МВД России, так и основные этапы прохождения службы сотрудником (профессиональной карьеры) вплоть до его увольнения на пенсию. Оно включает проведение профессионально-психологического обследования личности, психологическое сопровождение и психологическую поддержку, психологическое консультирование, а также социально-психологическую работу со служебными (учебными) коллективами.
В настоящее время в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1120, определяющим организационные вопросы и структурное построение органов внутренних дел Российской Федерации, должности психологов введены:
-
в аппаратах МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в УВД крупных городов и районов с муниципальным делением; -
в городских (районных) управлениях (отделах) внутренних дел, в линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте; -
в специализированных подразделениях и учреждениях милиции, подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел; -
в строевых подразделениях милиции.
Кроме того, подразделения психологического обеспечения функционируют в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах, в ряде оперативных служб и их территориальных подразделений.
Организационное построение системы психологического обеспечения представлено на рис. 1.
Подразделениями, отвечающими за организацию психологического обеспечения, пройден сложный и ответственный этап становления, и они, в целом, сумели подтвердить свою значимость и необходимость, внеся заметный вклад в совершенствование работы с кадрами.
На сегодняшний день задачи психологического обеспечения в системе органов внутренних дел Российской Федерации реализуют свыше 3178 специалистов-психологов. В среднем по МВД России 1 психолог обеспечивает своими мероприятиями 343 сотрудника.
Рис. 1. Современная организационная структура психологического обеспечения
в системе МВД России.
Психологическая работа с личным составом нацелена на:
1) психологическое обеспечение выполнения органами внутренних дел задач и формирование готовности к деятельности, в т.ч. — в экстремальных условиях;
2) определение профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу, перемещаемых на другие должности;
3) психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности;
4) формирование благоприятного морально-психологического климата;
5) осуществление профессиональной психологической подготовки1.
Как следует из требований приказа МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в ОВД», решений расширенного заседания февральской 2007 г. коллегии МВД России, указаний Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева, а также из итогов анализа состояния воспитательной работы, дисциплины и законности в ОВД и образовательных учреждениях системы МВД России за 2006 год, первоочередной задачей остается налаживание результативного взаимодействия воспитательных аппаратов с подразделениями кадрового и психологического обеспечения.
В соответствии с приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, рекомендации психологов учитываются при решении следующих вопросов:
1) приема на службу в органы внутренних дел, учебу в образовательные учреждения МВД России;
2) организации индивидуальной воспитательной работы;
3) формирования резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности;
4) перемещения по службе с изменением категории подразделения;
5) командирования сотрудников для выполнения задач в регионах со сложной криминогенной обстановкой;
6) проведения психокоррекционной и реабилитационно-восстановительной работы;
7) назначения на вышестоящие руководящие должности;
8) допуска к постоянному ношению и хранению табельного оружия);
9) проведения служебных проверок.
3.1. Методы исследования в практической психологии
Будучи многодисциплинарным направлением, практическая психология пользуется как общенаучными теоретическими методами (логический, построения концепций, классификация, мысленный эксперимент, проектирование, гипотетико-дедуктивный и проч.), так и методами и методиками, заимствованными из различных отраслей психологической науки. Их можно подразделить на: 1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальный метод; 4) анализ документов и продуктов деятельности; 5) биографический метод; 6) метод игрового моделирования.
Следует различать собственно научный метод от методов и методик, используемых для решения прикладных, практических задач совершенствования работы с личным составом. В науке метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания. Учитывая, что исследования в психологии управления носят преимущественно прикладной характер, и что в практике требования к научной обоснованности методик постоянно возрастают, нередко различие в методиках связано скорее не с процедурами, а со способами использования полученной информации. Так, в научном исследовании эта информация, или эмпирические данные служат средством проверки выдвинутых гипотез, в практическом же плане, она используется для обеспечения полноты описания конкретного эмпирического объекта (например, социально-психологического климата или особенностей индивидуального стиля управления конкретного руководителя).
Поднаблюдением в психологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психолого-управленческих процессов и явлений. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится сам участником управленческой ситуации, и невключенное, когда явление или ситуация наблюдаются со стороны. Последнее может носить открытый характер или осуществляться инкогнито (например, с помощью дистанционной телетрансляции или односторонне проницаемого стекла — зеркала Гезелла). Бесспорным преимуществом наблюдения является возможность фиксировать невербальные стороны поведения (управленческого общения, поведения в конфликте, принятия совместных решений. Наблюдение от простого созерцания отличается плановостью, систематичностью и требованием точности (несколько наблюдателей). Обязательным требованием является фиксация результатов наблюдения.
Очень важную информацию для решения задач психологического обеспечения дает такая разновидность наблюдения, как описание критических ситуаций, т.е. наблюдение за наиболее важными для организации событиями (например, назначение нового руководителя). Метод анализа критических инцидентов позволяет получить часто уникальную информацию в период действия чрезвычайных ситуаций (социально-психологические механизмы выработки и принятия решений, переговоры и проч.).
Среди методов опросаразличают анкетирование (письменный заочный опрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос, применение шкал самооценки, опрос экспертов. По форме проведения опросы могут проводиться индивидуально или в группе (разновидностью групповых опросов могут являться групповая дискуссия, «мозговой штурм», «фокус-группа», индивидуальных — автобиографическая беседа, фокусированное интервью).
Особенность опроса состоит в том, что источником информации выступает словесное суждение опрашиваемого, его субъективное мнение по существу задаваемых исследователем вопросов, которое не может правильно интерпретироваться без учета мотивации, ценностных ориентаций, ролевой позиции опрашиваемого в организации и других факторов, обуславливающих пристрастность личности. Также важен, особенно при анкетировании, учет социодемографических данных респондента (пол, возраст, образовательный уровень, интеллектуальные способности и проч.), что достигается включением в анкету соответствующего раздела — т.н. «паспортички».
По функциям, выполняемым вопросами интервью или анкеты, используемых при проведении опросов, их разделяют на основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Так, фильтрующие вопросы призваны отсеять некомпетентных (неосведомленных) респондентов, контрольные — уточнить правдивость ответов на основные вопросы (изложенные в иной формулировке). Контактные вопросы позволяют установить доброжелательное отношение опрашиваемого к процедуре опроса, интервьюеру и оценить в какой-то мере уровень его доверительности, желания сотрудничать. Могут применяться также проективные вопросы, например — суждения без окончания, которые опрашиваемый должен завершить собственными словами. В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми (например, проективные) или закрытыми (дихотомическими — «да» или «нет», альтернативными — выбор одного из нескольких вариантов, вопросы-меню, дающими возможность выбора нескольких вариантов ответов). Специальной разновидностью опроса, получившей широкое распространение, является
социометрический опрос, истоки которого восходят к основателю социометрии, психодрамы и групповой психотерапии Джекобу Морено.
Эксперимент в практической психологии ОВД пока еще не получил достаточно широкого применения. Между тем, еще Ф. Бэкон выделял три основных вида эксперимента:
-
опыт плодоносный — т.е. эксперимент, приносящий определенную практическую пользу; -
опыт светоносный — т.е. эксперимент, расширяющий знания; -
опыт критический — т.е. эксперимент, служащий для проверки гипотез, имеющий принципиальное (подтверждающее или отвергающее) значение — решающий эксперимент.
Экспериментальные процедуры могут проводиться как в естественных условиях жизнедеятельности организации (полевой или естественный эксперимент), так и в лабораторных (моделируемых) условиях — лабораторный эксперимент. Для практической психологии и ее разделов, связанных с профессиональной подготовкой руководителей ОВД, особое значение имеет формирующий эксперимент. Экспериментальное обоснование в научном исследовании имеет статус наивысшей доказательной силы.
Метод анализа документов и продуктов деятельности, как и биографический метод имеет корни как в социальной психологи, психологии личности, так и в психологии труда, поэтому на них не будем останавливаться подробно. Скажем лишь, что анализ документов часто отождествляют с контент-анализом, который является строго количественным методом анализа текстов (устных или письменных) на основы выделения смысловых единиц. Анализ же документов носит преимущественно качественный характер.
Метод игрового моделирования используется преимущественно в сфере подготовки управленцев, хотя его исследовательские возможности весьма продуктивны. Игровая деятельность отличается спонтанностью, высокой мотивированностью, эмоциональной окрашенностью, игровые ситуации часто носят проективный характер, что сближает любую игру с ситуативными тестами, указывая, что она обладает хорошими диагностическими возможностями. В игровой ситуации возможно моделирование параметров реальной управленческой деятельности, выявление ее психологических и социально-психологических закономерностей, что сближает игру с лабораторным экспериментом. По результатам деловых игр возможно проводить и оценку персонала в рамках конкурсных и аттестационных процедур.