Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 556

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

§ 3. Психологическое обеспечение воспитательного процесса
в органах внутренних дел



Приказом МВД России от 14 сентября 1993 г. № 420 в штаты территориальных органов и линейных отделов внутренних дел на транспорте были впервые введены должности психологов (старших психологов). С 1993 года на высших академических курсах Академии управления МВД России была начата переподготовка специалистов по практической психологии на базе высшего образования. Утверждены типовая должностная инструкция психолога (старшего психолога) органов внутренних дел, Кодекс профессиональной этики психолога. В совокупности с приказом МВД России от 8 апреля 1993 г. № 180, вводившим должности психологов в штаты министерств, главных управлений, управлений, в строевые и специальные подразделения милиции, это положило начало становлению в системе МВД России психологической службы.

Под психологическим обеспечением принято понимать «систему организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с личным составом и повышение эффективности его профессиональной деятельности на основе мобилизации и повышения психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления органами внутренних дел»1.

Психологическое обеспечение охватывает как систему ранней профессиональной ориентации молодежи на службу в милиции, отбора кандидатов на службу или учебу в образовательные учреждения МВД России, так и основные этапы прохождения службы сотрудником (профессиональной карьеры) вплоть до его увольнения на пенсию. Оно включает проведение профессионально-психологического обследования личности, психологическое сопровождение и психологическую поддержку, психологическое консультирование, а также социально-психологическую работу со служебными (учебными) коллективами.

В настоящее время в соответствии с приказом МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1120, определяющим организационные вопросы и структурное построение органов внутренних дел Российской Федерации, должности психологов введены:

  • в аппаратах МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, в УВД крупных городов и районов с муниципальным делением;

  • в городских (районных) управлениях (отделах) внутренних дел, в линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте;

  • в специализированных подразделениях и учреждениях милиции, подразделениях вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

  • в строевых подразделениях милиции.


Кроме того, подразделения психологического обеспечения функционируют в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах, в ряде оперативных служб и их территориальных подразделений.

Организационное построение системы психологического обеспечения представлено на рис. 1.

Подразделениями, отвечающими за организацию психологического обеспечения, пройден сложный и ответственный этап становления, и они, в целом, сумели подтвердить свою значимость и необходимость, внеся заметный вклад в совершенствование работы с кадрами.

На сегодняшний день задачи психологического обеспечения в системе органов внутренних дел Российской Федерации реализуют свыше 3178 специалистов-психологов. В среднем по МВД России 1 психолог обеспечивает своими мероприятиями 343 сотрудника.



Рис. 1. Современная организационная структура психологического обеспечения
в системе МВД России.
Психологическая работа с личным составом нацелена на:

1) психологическое обеспечение выполнения органами внутренних дел задач и формирование готовности к деятельности, в т.ч. — в экстремальных условиях;

2) определение профессиональной психологической пригодности кандидатов на службу, перемещаемых на другие должности;

3) психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности;

4) формирование благоприятного морально-психологического климата;

5) осуществление профессиональной психологической подготовки1.

Как следует из требований приказа МВД России от 1 февраля 2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в ОВД», решений расширенного заседания февральской 2007 г. коллегии МВД России, указаний Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева, а также из итогов анализа состояния воспитательной работы, дисциплины и законности в ОВД и образовательных учреждениях системы МВД России за 2006 год, первоочередной задачей остается налаживание результативного взаимодействия воспитательных аппаратов с подразделениями кадрового и психологического обеспечения.

В соответствии с приказом МВД России от 26 сентября 2006 г. № 770, рекомендации психологов учитываются при решении следующих вопросов:

1) приема на службу в органы внутренних дел, учебу в образовательные учреждения МВД России;


2) организации индивидуальной воспитательной работы;

3) формирования резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности;

4) перемещения по службе с изменением категории подразделения;

5) командирования сотрудников для выполнения задач в регионах со сложной криминогенной обстановкой;

6) проведения психокоррекционной и реабилитационно-восстановительной работы;

7) назначения на вышестоящие руководящие должности;

8) допуска к постоянному ношению и хранению табельного оружия);

9) проведения служебных проверок.

3.1. Методы исследования в практической психологии



Будучи многодисциплинарным направлением, практическая психология пользуется как общенаучными теоретическими методами (логический, построения концепций, классификация, мысленный эксперимент, проектирование, гипотетико-дедуктивный и проч.), так и методами и методиками, заимствованными из различных отраслей психологической науки. Их можно подразделить на: 1) методы наблюдения; 2) методы опроса; 3) экспериментальный метод; 4) анализ документов и продуктов деятельности; 5) биографический метод; 6) метод игрового моделирования.

Следует различать собственно научный метод от методов и методик, используемых для решения прикладных, практических задач совершенствования работы с личным составом. В науке метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания. Учитывая, что исследования в психологии управления носят преимущественно прикладной характер, и что в практике требования к научной обоснованности методик постоянно возрастают, нередко различие в методиках связано скорее не с процедурами, а со способами использования полученной информации. Так, в научном исследовании эта информация, или эмпирические данные служат средством проверки выдвинутых гипотез, в практическом же плане, она используется для обеспечения полноты описания конкретного эмпирического объекта (например, социально-психологического климата или особенностей индивидуального стиля управления конкретного руководителя).

Поднаблюдением в психологии понимается непосредственное целенаправленное восприятие и регистрация психолого-управленческих процессов и явлений. Различают включенное наблюдение, когда исследователь становится сам участником управленческой ситуации, и невключенное, когда явление или ситуация наблюдаются со стороны. Последнее может носить открытый характер или осуществляться инкогнито (например, с помощью дистанционной телетрансляции или односторонне проницаемого стекла — зеркала Гезелла). Бесспорным преимуществом наблюдения является возможность фиксировать невербальные стороны поведения (управленческого общения, поведения в конфликте, принятия совместных решений. Наблюдение от простого созерцания отличается плановостью, систематичностью и требованием точности (несколько наблюдателей). Обязательным требованием является фиксация результатов наблюдения.


Очень важную информацию для решения задач психологического обеспечения дает такая разновидность наблюдения, как описание критических ситуаций, т.е. наблюдение за наиболее важными для организации событиями (например, назначение нового руководителя). Метод анализа критических инцидентов позволяет получить часто уникальную информацию в период действия чрезвычайных ситуаций (социально-психологические механизмы выработки и принятия решений, переговоры и проч.).

Среди методов опросаразличают анкетирование (письменный заочный опрос), интервью (устная беседа, очный опрос), социометрический опрос, применение шкал самооценки, опрос экспертов. По форме проведения опросы могут проводиться индивидуально или в группе (разновидностью групповых опросов могут являться групповая дискуссия, «мозговой штурм», «фокус-группа», индивидуальных — автобиографическая беседа, фокусированное интервью).

Особенность опроса состоит в том, что источником информации выступает словесное суждение опрашиваемого, его субъективное мнение по существу задаваемых исследователем вопросов, которое не может правильно интерпретироваться без учета мотивации, ценностных ориентаций, ролевой позиции опрашиваемого в организации и других факторов, обуславливающих пристрастность личности. Также важен, особенно при анкетировании, учет социодемографических данных респондента (пол, возраст, образовательный уровень, интеллектуальные способности и проч.), что достигается включением в анкету соответствующего раздела — т.н. «паспортички».

По функциям, выполняемым вопросами интервью или анкеты, используемых при проведении опросов, их разделяют на основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Так, фильтрующие вопросы призваны отсеять некомпетентных (неосведомленных) респондентов, контрольные — уточнить правдивость ответов на основные вопросы (изложенные в иной формулировке). Контактные вопросы позволяют установить доброжелательное отношение опрашиваемого к процедуре опроса, интервьюеру и оценить в какой-то мере уровень его доверительности, желания сотрудничать. Могут применяться также проективные вопросы, например — суждения без окончания, которые опрашиваемый должен завершить собственными словами. В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми (например, проективные) или закрытыми (дихотомическими — «да» или «нет», альтернативными — выбор одного из нескольких вариантов, вопросы-меню, дающими возможность выбора нескольких вариантов ответов). Специальной разновидностью опроса, получившей широкое распространение, является
социометрический опрос, истоки которого восходят к основателю социометрии, психодрамы и групповой психотерапии Джекобу Морено.

Эксперимент в практической психологии ОВД пока еще не получил достаточно широкого применения. Между тем, еще Ф. Бэкон выделял три основных вида эксперимента:

  • опыт плодоносный — т.е. эксперимент, приносящий определенную практическую пользу;

  • опыт светоносный — т.е. эксперимент, расширяющий знания;

  • опыт критический — т.е. эксперимент, служащий для проверки гипотез, имеющий принципиальное (подтверждающее или отвергающее) значение — решающий эксперимент.

Экспериментальные процедуры могут проводиться как в естественных условиях жизнедеятельности организации (полевой или естественный эксперимент), так и в лабораторных (моделируемых) условиях — лабораторный эксперимент. Для практической психологии и ее разделов, связанных с профессиональной подготовкой руководителей ОВД, особое значение имеет формирующий эксперимент. Экспериментальное обоснование в научном исследовании имеет статус наивысшей доказательной силы.

Метод анализа документов и продуктов деятельности, как и биографический метод имеет корни как в социальной психологи, психологии личности, так и в психологии труда, поэтому на них не будем останавливаться подробно. Скажем лишь, что анализ документов часто отождествляют с контент-анализом, который является строго количественным методом анализа текстов (устных или письменных) на основы выделения смысловых единиц. Анализ же документов носит преимущественно качественный характер.

Метод игрового моделирования используется преимущественно в сфере подготовки управленцев, хотя его исследовательские возможности весьма продуктивны. Игровая деятельность отличается спонтанностью, высокой мотивированностью, эмоциональной окрашенностью, игровые ситуации часто носят проективный характер, что сближает любую игру с ситуативными тестами, указывая, что она обладает хорошими диагностическими возможностями. В игровой ситуации возможно моделирование параметров реальной управленческой деятельности, выявление ее психологических и социально-психологических закономерностей, что сближает игру с лабораторным экспериментом. По результатам деловых игр возможно проводить и оценку персонала в рамках конкурсных и аттестационных процедур.