Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 543

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



В выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева перед участниками учебно-методического сбора руководителей образовательных учреждений МВД России в г. Казани 1 марта 2007 г. подчеркивается, что важнейшей составной частью работы с личным составом остается психологическое обеспечение профессионально-нравственного воспитания сотрудников. Особое значение придается формированию будущего кадрового корпуса органов внутренних дел в образовательных учреждениях МВД России, развитию личности курсанта, слушателя, его гражданских качеств, патриотизма, укреплению профессиональной мотивации к службе в органах внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел действуют в негативной среде, испытывают значительные физические и психоэмоциональные нагрузки, стрессы, что усиливается в целом недостаточной профессиональной подготовленностью части сотрудников. Поэтому целью психологического обеспечения является повышение эффективности деятельности сотрудников органов внутренних дел, достижение ими общественно приемлемого результата с оптимальными затратами — недопущение психологических срывов, профессионального износа, а также суицидальных случаев, которые продолжают иметь место. Так, в 2006 г. добровольно ушли из жизни 194 сотрудника, большинство из которых (53 %) прослужили в органах внутренних дел от 3 до 10 лет.

За последние 5 лет наибольшее число суицидов отмечается в подразделениях охраны и конвоирования (5,1 случая на 10 тыс. л/с)) службы участковых уполномоченных (3,8 случая), медицинских вытрезвителей (3,8 случая), уголовного розыска (3,6 случая), ППС
(3,3 случая), дежурных частей (2,6 случая), ОМОН (2,3 случая), ОВО
(2,2 случая в расчете на 10 тыс. л/с).

В 52 % случаев причинами принятия рокового решения послужили семейно-бытовые конфликты, вызванные материальными затруднениями (в т. ч непогашение ранее полученных кредитов), семейные конфликты на почве злоупотреблений алкоголем), а также сочетание семейных конфликтов с конфликтными ситуациями на службе. Около 60 % самоубийств совершается в состоянии алкогольного опьянения.

Профилактика этих негативных явлений — одна из основных задач руководителей ОВД всех уровней, прежде всего — кадровых и воспитательных аппаратов, которую они обязаны решать целенаправленно и с привлечением специалистов.

Большой практический опыт приобретен психологами органов внутренних дел в ходе работы по психологическому обеспечению контртеррористических операций на Северном Кавказе, при освобождении заложников и ликвидации последствий террористических акций, совершенных в Москве, Беслане, Нальчике, Назрани, Нефтекумске.


Задачами психологического обеспечения при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с преступлениями террористического характера, являются:

1) оказание психологической помощи личному составу, принимающему участие в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств;

2) оказание психологической помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта.

3.2. Психологическое обеспечение деятельности
органов внутренних дел



Группы специалистов непрерывно, начиная с 1995 г. осуществляют психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности личного состава, участвующего в проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе — в сводных отрядах, оперативных группах и временных отделах внутренних дел. Психологами Временной объединенной группировки органов и подразделений МВД России только в 2006 г. проведены 2635 индивидуальных психокоррекционных мероприятий, осуществлена индивидуально-консультативная работа с руководителями подразделений и личным составом, организованы и проведены 130 занятий по профессиональной психологической подготовке и тренингов по укреплению морально-психологического климата в служебных коллективах.

Вместе с тем, потенциал подразделений психологического обеспечения реализован не в полной мере, организация их деятельности нуждается в совершенствовании. Руководство МВД России стремится со своей стороны укрепить позиции психологических подразделений. Так, в соответствии с решением расширенного заседания февральской 2007 г. коллегии МВД России, принимаются дополнительные меры по материально-техническому укреплению психологической службы.

Но и психологи должны научиться в полной мере использовать возможности своей науки, объективно оценивать психологическую работу. Эта оценка должна быть связана с показателями оперативно-служебной деятельности, стабильностью кадрового состава, состоянием морально-психологического климата, дисциплины и законности. Для этого необходимо разработать и утвердить минимальные стандарты психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, и, прежде всего, — городских и районных отделов, подразделений органов внутренних дел на транспорте, строевых и специальных подразделений милиции.

В настоящее время работа психологов оценивается по следующим основным показателям:

  • организационное обеспечение психологической работы;

  • качественный состав укомплектованных должностей психологов;

  • профилактика чрезвычайных происшествий среди сотрудников;

  • проведение профессионально-психологического отбора;

  • психологическое сопровождение служебной деятельности в экстремальных условиях;

  • формирование благоприятного психологического климата;

  • профессионально-психологическая подготовка и профессио-нальное воспитание.


В настоящее время нужно говорить о принципиально новом подходе к развитию подразделений психологического обеспечения в органах внутренних дел, который должен характеризоваться прежде всего приоритетом высокого уровня компетентности, значительным повышением качества и эффективности деятельности самих психологов параллельно с продолжающимся наращиванием их численности.

Формированию профессионального кадрового ядра психологической службы служит сложившаяся в системе МВД России система их подготовки в ведомственных образовательных учреждениях. Подготовку дипломированных специалистов-психологов осуществляют: Санкт-Петербургский, Московский и Краснодарский университеты, Омская академия МВД России.

Переподготовка и повышение квалификации возложена на Академию управления, Краснодарский университет, Омскую академию, Уральский юридический институт, Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России.

Очевидно, что сегодня уже не обойтись без многоуровневой ведомственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации практических психологов и научно-педагогических кадров для преподавания психологических дисциплин в образовательных учреждениях МВД России.

Назрела необходимость расширения преподавания психологических дисциплин в наших учебных заведениях, а также в системе первоначальной подготовки и дополнительного профессионального образования. Речь идет об оперативно-розыскной психологии, психологии предварительного следствия и дознания, курсах практической психологии для участковых уполномоченных, инспекторов профилактики преступлений несовершеннолетних, инспекторов ДПС. Это позволит укрепить авторитет психологической науки, повысить вклад практического психолога органа внутренних дел в совершенствование деятельности наших ведущих служб, перестройку системы воспитательной работы с личным составом.

Требуется дальнейшее развитие специализации деятельности психологов по таким направлениям, как:

  • профессионально-психологический отбор;

  • профессионально-психологическая подготовка в процессе оперативно-служебной деятельности;

  • профилактика профессиональной деформации, суицидального поведения;

  • предупреждение нарушений служебной дисциплины и законности;

  • психологическая работа с резервом кадров на выдвижение;

  • мониторинг социально-психологических процессов в коллективах;

  • консультирование руководителей по вопросам психологии управления;

  • психологическая коррекция и реабилитация;

  • психологический тренинг и другие.


Психологи способны оказать действенную помощь в профессиональном становлении молодых сотрудников, их адаптации к службе, в развитии профессиональных (управленческих) качеств вновь назначаемых руководителей первичного звена. Их вклад в подготовку кадрового резерва, в работу аттестационных комиссий должен быть повышен.

На новом этапе своего развития психологам предстоит выполнять целый комплекс задач, связанных с обеспечением отбора, подготовки, расстановки и развития кадров органов внутренних дел, отвечающих современным требованиям правоохранительной службы; с обеспечением устойчивого и надежного функционирования каждого сотрудника и подразделения; с восстановлением и укреплением доверия населения к милиции.

В целях повышения эффективности отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел, сопровождения сотрудников в процессе служебной деятельности, необходимо пересмотреть критерии оценок их морально-психологических качеств, степени психологической устойчивости, организовать проведение специальных психофизиологических исследований личного состава, позволяющих определить мотивы поступления на службу, выявить лиц с корыстными мотивами, склонных к нарушению законности и дисциплины.

Сохраняет свою актуальность психологическое сопровождение всех этапов кадрового отбора кандидатов на службу, внедрение в практику кадровой работы современных инновационных методик, обеспечивающих выявление мотивов поступления на службу в органы внутренних дел, которые исключили бы поступление на службу лиц с корыстной мотивацией, с неустойчивой психикой.

В деятельности психологов краеугольной должна стать работа по социально-психологической и профессиональной адаптации вновь принятых на службу сотрудников, относящихся к группе повышенного психолого-педагогического внимания, а также выпускников образовательных учреждений МВД России, к требованиям службы и профессиональному коллективу, предупреждению личностно-профессиональной деформации, профессиональному саморазвитию и укреплению профессиональной мотивации к службе в органах внутренних дел.

Выпускники образовательных учреждений МВД России — это будущее милиции. Психологи должны оказать им всемерную помощь и поддержку в профессиональном становлении, в овладении практическими навыками работы, во вхождении выпускников образовательных учреждений МВД России в служебные коллективы.


Необходимо усовершенствовать данное направление работы, создать соответствующую систему эффективного взаимодействия сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, наставников, практических психологов, руководителей подразделений, в которых проходят службу эти сотрудники.

Частая сменяемость руководящего состава (особенно, в городском, районном звене органов внутренних дел) привела к тому, что в ряде случаев вновь назначенным руководителям не достает теоретических знаний и практического опыта для проведения воспитательной индивидуально-профилактической работы с личным составом. Отмечается недостаток научной и методической литературы, практических рекомендаций по овладению навыками этой работы.

Задачи подразделений психологического обеспечения связаны и с организацией целостной системы работы с резервом кадров на выдвижение. Она должна включать углубленное социально-психологическое обследование сотрудников и руководителей, рекомендованных на выдвижение по комплексу морально-психологических качеств. В связи с этим важным является участие психолога в аттестации руководящего состава. Резерв кадров должен формироваться на конкурсной основе с учетом способности выдвиженца на вышестоящую должность психологически грамотно управлять служебным коллективом, мобилизовать личный состав на выполнение оперативно-служебных задач, использовать психологический потенциал каждого сотрудника и служебного коллектива в целом.

В этом отношении трудно переоценить роль психологического сопровождения управленческой деятельности руководящего состава всех звеньев в создании условий для профессионального и личностного роста руководителя, способного решать задачи за счет умелого использования рекомендаций психолога, повышения психолого-педагогической культуры, развития социально-психологической компетентности на основе использования современных достижений психологической науки в области современных психологических технологий.

На первый план выдвигается ранняя диагностика и профилактика девиантных, прежде всего деструктивных, в том числе суицидальных форм поведения среди личного состава. Кроме того, необходимо активное использование психологических средств и методов в процессе воспитательной работы с личным составом, признание приоритетности задачи психологического обеспечения предупреждения нарушений сотрудниками служебной дисциплины и законности. Среди задач, которые предстоит решать психологической службе в сфере профилактики девиантных и делинквентных форм поведения, явлений профессиональной деформации, можно назвать следующие: