Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 720
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
§ 2. Формирование имиджа сотрудника органа внутренних дел
с использованием данных психологической науки
Социально-экономические преобразования, произошедшие в нашей стране, породили необходимость формирования нового образа и стиля социального поведения сотрудников органов внутренних дел, их позитивного имиджа, отвечающего задачам современного развития российского общества.
Имидж — это сложившийся в массовой психологии и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого или чего-либо; это результат обобщения личного субъективного опыта индивида и нередко предвзятых представлений массовой психологии. В имидже отражаются социальные ожидания социальных групп, а также элементы их исторической памяти.
Социальный стереотип — это относительно устойчивый упрощенный образ социального объекта (человека, группы и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации. Возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять отрицательную роль, формируя ошибочные представления людей о социально-правовой реальности, и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик восприятия межличностного и межгруппового взаимодействия. Она отражает схематизированную, аффективно окрашенную социальную перцепцию. Стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними. Она может оправдывать возможные негативные установки по отношению к другим членам группы, основываясь на частном случае.
Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, других людей, различных социальных общностей. Социальное восприятие зависит не только от объективных характеристик социального объекта, но и от прошлого опыта субъекта восприятия, его целей, намерений, ожиданий, личной значимости социальной ситуации и т. д.
Имидж сотрудников органов внутренних дел связан с устойчивыми стереотипными представлениями массового сознания о социальных качествах личности сотрудников, проявляющихся в профессиональной сфере правоохранительной деятельности. Становясь стереотипом массовой психологии, имидж сотрудников внутренних дел поддерживается ее психологическими механизмами межличностной внутригрупповой и межгрупповой коммуникации, в частности, средствами массовой информации, художественными образами и традициями.
В современных условиях имидж сотрудников органов внутренних дел обусловлен ожиданиями массового сознания проявлений у них высокой степени культуры, образованности, интеллигентности, правовой и профессиональной подготовленности, компетентности, честности, порядочности и т. п.
Общественная психология сама формирует социальный заказ на определенные характеристики имиджа сотрудников органов внутренних дел. Иначе говоря, идеальный имидж — это желаемое представление массовых слоев общества о профессии.
Имидж сотрудников органов внутренних дел имеет глубокие социально-исторические особенности: на нем лежит печать традиций, обычаев, нравов, культуры и уклада жизни. Психологическая природа имиджа сотрудников органов внутренних дел чрезвычайно сложна. Она включает в себя отражение не только реальной деятельности сотрудников органов внутренних дел по борьбе с преступностью, но и исторические представления населения о представителях силовых структур. Ни один политический институт правоохранительной системы России не несет на себе такого негативного исторического груза, какой достался органам внутренних дел.
В процессе формирования стереотипизированного образа сотрудников органов внутренних дел массовое сознание выделяет сначала их эстетические характеристики, такие, как: внешний вид, одежда, рост, физические данные, то есть внешние проявления профессиональной принадлежности человека.
К людям, носящим форменную одежду сотрудников органов внутренних дел, массовое сознание предъявляет высокие требования. Любое отклонение в их поведении от зафиксированного в эталонном представлении массовой психологии «должного поведения», особенно в общественных местах (развязность, грубость в общении, ненормативная лексика, жаргонные выражения, вызывающие жесты и т. п.) вызывает резко отрицательную реакцию населения.
Внешность сотрудников внутренних дел всегда эмоционально оценивается гражданами, и, таким образом, она становится фактором, который влияет на формирование их имиджа. Восприятие социального субъекта, в частности сотрудника органов внутренних дел, включает в себя элемент эмоциональной оценки (одобрение или осуждение) их профессиональных действий, которые сравниваются со стереотипизированными представлениями.
Известно, что 70% информации о социальном объекте извлекается из оценки его внешности. Это и черты его внешности, выражение лица, взгляд, характер движений, действий, походка, жестикуляция, речь и т. п. Во внешнем облике сотрудника органов внутренних дел всегда имеется нечто, что составляет отличительные черты его профессиональной принадлежности. Помимо формы одежды, выделяется специфические взгляд, способ общения, ведение диалога, требовательные интонации, категоричность суждений и оценок, логика высказываний, жесткость действий.
Реальный образ социального объекта всегда богаче схематизированного стереотипа — имиджа. В стереотипизированном образе массовое сознание бессознательно фиксирует многое из того, что вызывает одобрение, уважение, либо, наоборот, раздражение, порицание, то есть то, что вызывает эмоционально негативное отношение к объекту восприятия.
При стихийном формировании профессионального имиджа сотрудников органов внутренних дел все то, что способно вызвать одобрение, произвести благоприятное впечатление, является факторами структурирования положительного его образа. И наоборот, все, что вызывает негативное эмоциональное отношение, возникающее в процессе общения или наблюдения за действиями сотрудников органов внутренних дел, является отрицательными факторами стихийного формирования их имиджа.
Поведение объекта восприятия (сотрудников органов внутренних дел), приводящее к социальному успеху и отвечающему ожиданиям населения, способствует формированию позитивного имиджа. Личностные качества и способности сотрудников органов внутренних дел, демонстрируемые ими при успешном выполнении профессиональной деятельности, при непосредственном контакте (деловом или неформальном общении) оказывают чрезвычайно сильное влияние на формирование образа представителей правоохранительных органов.
Сформированный в массовом сознании имидж сотрудников органов внутренних дел выполняет функции социального опознания профессиональной роли, идентификации, либо дистанцирования.
Сотрудники органов внутренних дел представляют собой носителей разнообразных профессионально-ролевых функций, с помощью которых ими осуществляется регуляция социально-правовых отношений. С этой целью они наделены довольно широкими властно-правовыми полномочиями. И от того, как они их используют, зависит их имидж.
Имидж сотрудников органов внутренних дел включает этические (нравственные), культурные и психологические характеристики. Именно с ними сталкиваются граждане при непосредственном контакте, общении с сотрудниками органов внутренних дел, выполняющими свою профессиональную деятельность. В ходе такого общения граждане особое внимание обращают на позитивный деловой настрой, профессиональную готовность сотрудников органов внутренних дел к четким и разумным действиям в проблемных, с точки зрения исполнения закона, ситуациях.
Граждане ожидают справедливых, с их точки зрения, решений, защищающих их права (не всегда правильно понимаемые), личную и имущественную безопасность. Исследования выявили такие ожидания граждан от профессионального поведения сотрудника органов внутренних дел как сочувствие, сопереживание, сострадание, искреннюю заинтересованность в оказании помощи потерпевшим (пострадавшим). Напротив, любые проявления бездушия, формализма, злоупотребления властью, проявления грубости, бестактности, угрозы применения негативным властных санкций, тем более их практическое использование, стимулируют формирование негативного имиджа сотрудников правоохранительных органов.
Люди формируют свою оценку имиджевых характеристик часто бессознательно, воспринимая выражение лица сотрудника органов внутренних дел, их жестикуляцию, интонацию и т. п., приписывая на основе этой информации, мотивационные и личностные качества объекту восприятия. Эта оценка усиливается стереотипизированными эмоционально-нравственными атрибуциями.
Такие атрибуции (приписывания) связаны с представлениями о человеке как целостной психологической личностной структуре, сочетающей в своем единстве положительные внешний образ и внутренний мир.
Первое впечатление о конкретном представителе правоохранительных органов обуславливается сходством или различием его с эталонным представлением о нем граждан, как о представителе государственной власти, призванном защищать и отстаивать их законные права и интересы, т.е. оказывать социальные услуги, оплачиваемые налогоплательщиками.
Среди ожиданий граждан от сотрудников органов внутренних дел выявлены такие характеристики, как: собранность, решительность, смелость, инициативность, «разумная сила», отсутствие чиновничье-бюрократического хамства, равнодушия, волокиты, малоубедительной формальности, мздоимства, поборов, излишних с точки зрения граждан запретов, ограничений и т. п.
Исследования показали, что в массовом сознании преобладают отнюдь не профессионально-правовые оценки образа сотрудников органов внутренних дел, а нравственные, непосредственно связанные с этическими нормами и психологическими стереотипами.
Весьма важными для формирования позитивного имиджа сотрудников органов внутренних дел оказались характеристики, связанные с реализацией ими властных полномочий, использованием силы или даже оружия. В массовой психологии сложился устойчивый стереотип допустимости использования насилия в необходимых пределах только в случаях подавления агрессии, проявляемой в преступных действиях.
В ожиданиях массового сознания, связанных со стереотипизированным образом сотрудников органов внутренних дел присутствуют такие их качества как бескорыстие, альтруизм, готовность к самопожертвованию, поддержке слабых и беззащитных, оказанию всяческой помощи населению.
Граждане обращают особое внимание на поведение сотрудников органов внутренних дел в ситуациях профессионального общения: их мимику, жестикуляцию, позу и другие невербальные характеристики. Они оказываются не менее важными, чем вербальные (речевые) характеристики сотрудников правоохранительных органов для формирования эмоциональных стереотипизированных оценок их образов.