Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 517

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

1.

Анализ работы по формированию информационных предпочтений сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о том, что, несмотря на усиливающиеся потоки социальной информации, процесс ее потребления поддается управлению2. Такая возможность обусловлена тем, что информационные потоки можно: а) моделировать в соответствии с целями воздействия; б) количественно и качественно измерять; в) осуществлять обратную связь с потребителями; г) направлять информацию в нужное коммуникатору направление с заданной интенсивностью, актуализируя кульминационные моменты частных педагогических задач.

Вместе с тем, современное состояние информационно-пропагандистской работы в подразделениях органов внутренних дел не позволяет кардинально повысить эффективность педагогического влияния СМИ на сотрудников в рамках существующей системы информирования. Анализ педагогического влияния на личный состав основных форм информационного обеспечения служебной деятельности коллективов органов внутренних дел, индивидуальные и групповые беседы с различными категориями сотрудников внутренних дел, результаты анкетирования, интервьюирование и изучение группового мнения свидетельствуют об определенном кризисе доверия к традиционным формам информационного обмена в условиях службы, имеющем плановую основу.

Так, анализ основных форм информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел (морально-психологическая подготовка, оперативные совещания и др.) и опрос 100 сотрудников органов внутренних дел показал, что за читки газет и журналов высказались только 3% опрошенных; за выпуск стенных газет — 5%; организацию единых информационных дней по актуальным проблемам социальной политики и профессиональной деятельности — только 2% опрошенных. Лишь один из восьми сотрудников органов внутренних дел выступает за сохранение планового информирования, около 80% — за внедрение в практику информационного воспитания принципа свободного выбора и осмысления поступающей теле- и радиоинформации. Кроме того, качеством информационной работы удовлетворены менее 20% сотрудников органов внутренних дел.

Педагогизацию информационной среды органов внутренних дел необходимо осуществлять, как показали результаты исследования, через СМИ. Для эффективного использования материалов СМИ в воспитательном процессе органов внутренних дел в результирующем информационном массиве
необходимы следующие компоненты:

а) информационно-ориентирующие сообщения (хроника, факты, констатирующая информация);

б) поток информации управляющего педагогического воздействия (комментарии и оценка событий с позиции государственной политики, формирования группового мнения и личностных профессиональных качеств);

в) информация по нейтрализации негативной направленности слухов, домыслов, предположений и необоснованных прогнозов, альтернативных источников информации.

Сегодня есть необходимость разработки и внедрения в педагогическую практику органов внутренних дел концепции информационно-воспитательной работы, главной целью которой является упорядочение массово-информационных потоков в подразделениях в интересах службы.

Информационно-пропагандистская работа1 в МВД России представляет собой целенаправленную деятельность воспитательных структур совместно с другими органами управления, государственными и иными средствами массовой информации, общественными организациями органов по всестороннему и своевременному доведению до сотрудников и членов их семей объективных данных в области социально-политической и профессиональной деятельности с целью удовлетворения их информационных потребностей и формирования морально-психологических качеств, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.

В содержание педагогической регулирующей информации включаются: актуальные публикации по проблемам службы, адекватно отражающие существо происходящих в МВД процессов; сведения, способствующие повышению морально-психологической устойчивости личного состава; сообщения, содержание которых определено документами, регламентирующими порядок организации информационно-воспитательной работы в коллективах органов внутренних дел.

К основным целям информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел с использованием СМИ следует отнести:

  • эффективное влияние на морально-психологическое состояние личного состава в интересах службы;

  • формирование у сотрудников органов внутренних дел устойчивой моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности Конституции, присяге, патриотизма и профессиональной этики;

  • социальное ориентирование личного состава с учетом имею­щихся информационных потребностей и задач службы;

  • формирование и поддержание устойчивой мотивации к профессиональному овладению своей специальностью;

  • представление необходимой ориентирующей информации о преступном мире и нейтрализация его информационного и психологического воздействия.


Для эффективного воспитательного влияния СМИ на личный состав органов внутренних дел необходимо соблюдение определенного алгоритма информационно-педагогической деятельности. Основными этапамиэтой деятельности являются:

  • оценка состояния информационно-пропагандистской работы в органах внутренних дел в соответствии с запросами личного состава и поставленными задачами;

  • анализ педагогического влияния СМИ на направленность ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел;

  • изучение информационных потребностей органов управления и поиск управляющего педагогического воздействия;

  • ее оценка и селекция необходимой информации в соответствии с поставленными задачами информационного воздействия;

  • создание необходимого банка информационно-педагогических данных;

  • определение алгоритма воздействия с учетом конкретной социально-педагогической ситуации, условий службы, уровня информационного статуса и решаемых задач;

  • создание механизма превентивной информационной защиты от дестабилизирующей информации;

  • снятие системы информационных барьеров перед аудиторией и формирование у нее положительной установки на восприятие сообщений;

  • постановка задач субъектам информационной работы в ОВД, координация имеющихся сил и средств;

  • непосредственная организация информационно-педагогического воздействия (ИПВ) по решению частной педагогической задачи;

  • оценка эффективности ИПВ и коррекция регулирующей информации с учетом специфики решаемых задач.

Эффективность информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел достигается за счет:

  • всестороннего знания системы информационных потребностей, запросов и ожиданий личного состава;

  • тесной связи содержания информационного обеспечения с решаемыми задачами общественно-государственной и морально-психологической подготовки;

  • координации педагогической деятельности всех звеньев и структурных элементов системы информационного влияния в единых воспитательных целях;

  • комплексного применения системы средств, форм и методов информационного воздействия;

  • объективности, достоверности, оперативности и доступности передаваемой информации управляющего воздействия.

Анализ более 20 занятий по морально-психологической подготовке, мероприятий социально-правового и текущего информирования личного состава позволили выявить структурное соотношение факторов, снижающих эффективность информационно-педагогического влияния на личный состав.


Свыше половины (56%) сообщений СМИ по проблематике, связанной с воспитанием сотрудников органов внутренних дел, за счет действия различного рода информационных барьеров не становятся фактом восприятия и осмысления: 15% — из-за недоступности информации по причине отсутствия сотрудников на плановых информационных мероприятиях; 10% — недоверие источнику информации; 15% — слабая эмоциональная привлекательность сообщений; 16% — отсутствие устойчивого тематического интереса к обсуждаемой проблеме. Из 44% воспринятой информации активно осмысливается и оценивается с позиции применения на практике около 30%. И лишь 5%, как показали проведенные беседы и анкетирование, используется в служебной деятельности и межличностной коммуникации. Это весьма низкий «коэффициент полезного действия».

Полученные данные показывают состояние информационного обеспечения в целом по Министерству внутренних дел.

Под информационным потенциалом органов внутренних дел мы понимаем совокупность информационного массива1 и технических средств, способных осуществлять поиск, сбор, систематизацию, хранение, передачу и эффективное использование информации, обеспечивающей общественно-необходимый уровень информированности сотрудников ОВД в соответствии с функциональной направленностью профессиональной деятельности1.

Накопляемую информацию необходимо систематизировать и оперативно обновлять по следующим уровням ее циркулирования: информация 1-го уровня — нормативные акты и руководящие документы по вопросам службы (события, факты), затрагивающие интересы сотрудников органов внутренних дел; информация 2-го уровня — комментарии важных событий (оценочные суждения), имеющих прямое или косвенное отношение к профессиональной деятельности; информация 3-го уровняобобщение и анализ отобранных фактов и оценок, тенденции и прогнозирование развитие событий, выводы для реализации сделанного анализа в педагогической практике. Информация обратной связи, которая позволяет субъектам информационной работы в органах внутренних дел своевременно вносить необходимые педагогические коррективы в информацию управляющего воздействия2.

Информационно-педагогическая деятельность в органах внутренних дел как совокупности первичных коллективов, чаще всего, включает несколько взаимосвязанных
этапов: докоммуникативный, коммуникативный и послекоммуникативный.

При организации цикла целевых мероприятий было установлено, что наиболее важными факторами успешного педагогического воздействия на личный состав с использованием СМИ являются: наличие положительной мотивационной установки на восприятие информации управляющего педагогического воздействия; соответствие передаваемых сообщений актуальным информационным ожиданиям реципиентов; реализация частных педагогических задач с учетом специфики каналов информационного влияния на сотрудников органов внутренних дел, их индивидуально-психологических особенностей и решаемых задач; комплексность применяемых мер педагогического воздействия; степень педагогической ориентации канала межличностной коммуникации на тему предстоящего мероприятия.

К основным мерам педагогического влияния на личный состав с использованием СМИ, способствующим совершенствованию информационного обеспечения воспитательного процесса, относятся:

  • формирование и расширение у сотрудников органов внутренних дел спектра мотивационных установок на восприятие информации управляющего педагогического воздействия;

  • персонификация материала в соответствии с личностными (групповыми) ожиданиями сотрудников органов внутренних дел и направленностью их ценностных ориентаций;

  • предварительное насыщение информационной среды органов внутренних дел педагогически обоснованными оценочными суждениями по предстоящей теме обсуждения;

  • своевременная нейтрализация состояния информационной тревожности (если этого требует коммуникативная ситуация);

  • актуализация материалов СМИ в общей системе информационных потоков органов внутренних дел;

  • педагогическая ориентация мнения референтной группы и лидеров коммуникации;

  • выработка коллективных оценочных суждений и ориентации по актуальным публикациям печати, теле- и радиопередачам, ориентированным на милицейскую аудиторию;

  • нейтрализация слухов, сплетен, домыслов, мнений и необоснованных прогнозов по теме информационного общения.

Таким образом, изученная теоретическая база по данной проблеме, проведенная опытно-экспериментальная работа, обсуждение ее результатов и сформулированных на их основе практических рекомендаций соответствующими экспертами, апробация предлагаемых мер в исследуемых коллективах позволяет сделать вывод о том, что выявленные пути совершенствования информационного обеспечения воспитательного процесса в органах внутренних дел с использованием СМИ позволяют улучшить качество информационно-педагогической деятельности и обеспечивает формирование у сотрудников органов внутренних дел качеств, способствующих успешному выполнению задач профессиональной деятельности.