Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 562

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


Что им не нравится:




2005

2006

2007

Слабая сплоченность коллектива

36,1

26,3

19,1

Отсутствие чуткости и внимания друг к другу

30,7

20,7

15,8

Равнодушное отношение к работе

16,7

29,7

15,6

Отсутствие взаимопомощи в работе

15,0

11,6

5,2

Низкая дисциплина

10,2

20,3

8,1


Анализ отношений молодых сотрудников о коллективах, по сравнению с предшествующими годами, показывает, что их оценки по ряду позиций ухудшились.

Обращает на себя внимание снижение уровня оценок таких категорий, как гордость за свою профессию, культурно-эстетическая воспитанность стремление к укреплению правопорядка, самокритичность и принципиальность. Это явление требует внимательного рассмотрения и принятия мер по повышению уровня воспитательного воздействия коллективов.

Молодых сотрудников интересует разносторонняя информация, но следует отметить некоторые изменения в запросах и путях получения информации.

Ниже приводятся ответы на вопрос «Какая информация больше всего Вас интересует?»




2005

2006

2007

международная жизнь

54,7

61,7

65,0

внутренняя политика

30,6

22,0

21,5

работа органов внутренних дел

46,9

44,1

40,0

юридические знания

35,7

22,8

18,0

правила хорошего тона и эстетика быта

31,9

6,5

14,7

вопросы культуры

18,0

13,6

11,7


Информацию получают




2005

2006

2007

путем чтения газет

95,4

91,3

78,6

путем просмотра телепередач

84,7

83,4

82,2

путем чтения журналов

83,1

66,3

63,9

из передач радиосети и радиоприемника

69,5

69,1

72,0

являются читателями библиотек

55,7

49,2

46,8

имеют личную библиотеку

55,7

49,2

46,8

выписывают журнал «Милиция»

77,4

72,9

60,0



По-прежнему высок процент (12,1) среди молодых сотрудников органов внутренних дел, не выписывающих центральных газет.

Снижение показателей по ряду позиций объясняется слабым вниманием к использованию разнообразной информации и форм ее получения в процессе организации воспитательной работы. Участникам анкетирования был задан вопрос «Как Вы проводите свое свободное время?». Полученные ответы помогут руководителям, специалистам кадровых и воспитательных аппаратов определить формы и методы влияния в воспитательном процессе молодых сотрудников.

Основная масса сотрудников (56,1%) в свободное время читает художественную литературу, 23,9% — занимаются спортом, 23,0% — читают специальную литературу, 39,0% –занимаются домашним хозяйством, 15,6% — увлекаются музыкой, 8,8% — занимаются в художественной самодеятельности, 5% опрошенных ответили — свободного времени нет в связи с учебой, 27% — занимаются бесцельным времяпрепровождением.

Полученные данные свидетельствуют о том, что пассивность, отсутствие целенаправленности в воспитательном процессе, неумение воспитателей учитывать специфику деятельности сотрудников, приводят к просчетам в воспитательной работе, способствующим формированию пассивности у некоторых сотрудников.

Это обязывает участников воспитательного процесса, в том числе культпросветработников, вырабатывать у сотрудников милиции стойкий иммунитет к профессиональной деформации, снимать определенные искривления в их психике, добиваться того, чтобы им не был присущ, образно говоря, взгляд на нашу действительность «через окошко ИВС или медвытрезвителя», когда все начинает казаться мрачным скоплением безобразий, бескультурья, воровства и пьянства.

Как никогда, важно сегодня знать, что хочет увидеть на сцене клуба, дворца культуры наш сотрудник, каким образом мечтает провести свободный вечер, что необходимо ему для восстановления физического и психологического равновесия.

В работе, по нравственно-эстетическому воспитанию как и в любой другой сфере идеологической деятельности, существуют достаточные возможности для того, чтобы активно влиять на психологию людей, существенно перестраивать ее, ослаблять или подавлять отрицательные черты, развивать и закреплять положительные. Такие элементы психологии, как чувство, эмоции, переживания, настроения, не в последнюю очередь «формируют» состояние активности, энергии человека или, наоборот, его пассивности, безразличия.


Величайшую ответственность на всех культпросветработников, специалистов воспитательных и кадровых аппаратов накладывает то обстоятельство, что предметом их воспитательного воздействия является страж правопорядка. Кто, как не он, должен быть символом законности, незапятнанной чести, большой политической зрелости и настоящей любви к людям и высокой культурно-эстетической воспитанности!

Милицейская служба выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или позволяет себе не «замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат порядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственным требованием, жизненной установкой, которую можно было бы сформулировать в таком выражении «смелость, инициатива, великодушие».

В воспитательной работе с личным составом нельзя забывать, что сотрудникам зачастую приходится действовать в сложных, а иногда и в экстремальных ситуациях, требующих от человека развития таких черт, как личная храбрость, мужество, беззаветная преданность служебному долгу, готовность в любой момент придти на помощь людям. Поэтому в специфических условиях деятельности органов внутренних дел нет ничего ошибочнее мнения, якобы сотрудников воспитывают только специально проводимые мероприятия. Такой подход может лишь привести к искусственному разделению функций управления и воспитания. Руководство органов внутренних дел, персонал подразделений по работе с личным составом, обязаны исходить из положений психологии, педагогики, культурологии, согласно которым один из могущественнейших факторов воспитания людей — их основная, повседневная деятельность.

Опытом доказано, что основные теоретические положения превращаются в личные убеждения, в жизненную позицию человека только в процессе практики, общественной деятельности, в процессе выполнения своего долга. Эта практическая, трудовая деятельность играет колоссальную роль в формировании нравственно-эстетических устоев и характеров сотрудников. Преодоление трудностей, сложностей, которые встречаются при исполнении служебных обязанностей, вырабатывают у личного состава принципиальность в большом и малом, непримиримость ко всяким проявлениям расхлябанности, недисциплинированности, пассивности.


Сотрудники милиции обязаны внимательно, уважительно, культурно относиться к людям. Грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в милиции. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но и всегда справедливыми и понятными населению.

Еще в 1922 г. наркоматом внутренних дел был издан приказ «О вежливом обращении милиции с народонаселением».

В приказе было четко выражено отношение к высокому предназначению милиции в обществе. «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, прежде всего сам должен быть безупречным», — говорилось в приказе.

Шли годы, менялись условия работы милиции и его состав. Но эти принципы оставались незыблемыми в работе органов внутренних дел.

Высокий уровень культуры, образования, общественной сознательности, идейной зрелости, моральной устойчивости является такой же неотъемлемой стороной профессиональной деятельности сотрудников, как и их специальные знания, и практические навыки.

И вполне закономерно, что вопросы, связанные с эффективностью и качеством эстетического воспитания, имеют приоритетное значение для органов внутренних дел, находящихся на страже законности и правопорядка, на переднем крае борьбы с преступностью.


§ 3 Самодеятельное художественное творчество сотрудников
органов внутренних дел и членов их семей



Воспитание служебно-профессионального мастерства средствами духовной культуры означает выработку у сотрудников широты социального кругозора. В связи с этим культурно-массовая работа строится таким образом, чтобы помочь каждому не просто выработать для себя своеобразную «шкалу ценностей», а глубоко проникнуть в существо жизненных явлений. Часто соприкасаясь с различными антиобщественными явлениями, сотрудник органов внутренних дел должен твердо стоять на позициях общественной нравственности, обладать особо обостренным чувством нетерпимости к злу.

Эти качества формируются под влиянием духовного уклада общества, его культурных ценностей. Задача специалистов подразделений по работе с личным составом, в том числе культпросветработников, — сделать все от них зависящее, чтобы культура не оставалась чем-то вроде приятной ненужности, украшающей розеткой на лацкане государственного пиджака.

Бороться за законность — в этом гуманистическая суть деятельности милиции России. Пропагандируя книгу и чтение, широко знакомя личный состав с лучшими образцами театрального искусства, организуя встречи с видными деятелями искусств, культпросветработники стремятся к тому, чтобы каждый сотрудник органов внутренних дел и жены их семей смогли бы увидеть горизонты будущего, разглядеть его приметы в сегодняшнем дне.

Культурно-просветительные учреждения МВД России — клубы, дома и дворцы культуры, библиотеки, музеи, художественные студии постоянно совершенствуются. Связь культурно-массовых мероприятий с задачами, решаемыми службами, повседневное внимание к культурным запросам работников милиции и членам их семей к их содержательному досугу — отличительная черта работы этих учреждений.

Качество культурно-просветительной работы — понятие очень емкое, и складывается оно из множества составляющих. Опыт лучших клубных учреждений МВД — культурных центров МВД России и Московского университета МВД России, дворцов культуры ГУВД по
г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, г. Москвы, МВД по Республике Татарстан и УВД по Омской области, доказывает, что отправной точкой должно послужить тщательное изучение индивидуальных запросов сотрудников и членов их семей, курсантов и слушателей.

В связи с этим следует, прежде всего, подчеркнуть растущее стремление сотрудников и членов их семей к социальной деятельности в сфере досуга. Сегодня, прежде всего молодого сотрудника все меньше удовлетворяет роль пассивного потребителя культурных благ: он жаждет действия, творчества. Клуб, библиотека, музей призваны всеми средствами удовлетворять эту благородную потребность, постоянно расширяя актив энтузиастов культуры.