Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 542
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
И здесь большую роль играют библиотеки. Тематические выставки книг, обзоры новинок литературы, читательские конференции, встречи с писателями и героями литературных произведений, которые проводятся непосредственно в коллективах органов и подразделений внутренних дел, положительно влияют на общую культуру сотрудников.
Воспитание культуры использования свободного времени, умение его рационально организовать — одно из необходимых условий неуклонного роста творческих сил личного состава органов внутренних дел и повышения на этой основе результативности и качества работы.
В подтверждение сказанному, сошлюсь только на один из многочисленных примеров, существующих в практике. Недавно в сквере имени Волкова состоялся очередной, ставший традиционным, День милиции. Его программа, которую считаю возможным привести полностью, не только весомый вклад в воспитательный процесс сотрудников, но и свидетельство поиска новых, современных форм, методов и средств, способствующих укреплению связей органов внутренних дел по Калужской области с населением.
ПРОГРАММА Дня милиции в УВД по Калужской области | |
| Футбольное поле стадиона |
10.00-11.00 | Выступление духового оркестра УВД |
11.00-12.00 | Торжественное открытие. Аукцион о продаже товаров, изъятых милицией у спекулянтов (деньги перечислены детским домам) |
12.00-13.15 | Показательные выступления спортсменов общества «Динамо» (демонстрация приемов самозащит, восточных единоборств, турнир по рукопашному бою, каратэ и самбо, спортивные игры, «Веселые старты»). |
13.15-14.00 | Показательные выступления гимнастов, фехтовальщиков и отрядов особого назначения милиции |
14.00-15.00 | Соревнования семейных команд сотрудников милиции |
15.00-16.00 | Лотерея (разыгрываются: легковой автомобиль ВАЗ-2109, холодильники, цветные телевизоры, стиральные машины, мебель…) |
16.00-18.00 | Матч по футболу: «Динамо» (УВД) — «Импульс» (ПО «Гранат») |
| Концертная эстрада |
10.00-11.00 | Выступление детского вокально-инструментального ансамбля «Подснежник» |
11.30-12.00 | Выступление агитбригады Ферзиковского РОВД |
12.00-13.00 | Выступление ансамбля «Молодость» |
13.00-14.00 | Выступление народного ансамбля «Калужская тальянка» |
14.00-15.00 | Выступление ансамбля «Калинка», артистов облфилармонии |
15.00-16.00 | Выступление вокально-инструментального ансамбля СВПЧ-2 |
16.00-18.00 | Демонстрация моделей моды |
| Набережная водохранилища |
10.00-18.00 | Выставка техники и технических средств ГИБДД и творческих работ юных техников |
11.30-15.00 | Познавательная программа ГИБДД для детей и взрослых по правилам дорожного движения |
11.45-15.00 | Конкурс рисунков на асфальте, веловикторина |
11.30-18.00 | Катание детей на конных упряжках, машинах ГИБДД и патрульно-постовой службы |
| Водохранилище |
11.30-12.00 | Барражирование вертолетов ГИБДД. Спортивный пилотаж. |
10.00-13.00 | Соревнования на байдарках и каноэ, водных велосипедах и лыжах, по академической гребле |
13.00-14.00 | Показательные выступления парашютистов |
14.00-18.00 | Соревнования по водномоторному спорту и на морских шлюпках |
| Теннисный корт № 1 |
10.00-18.00 | Выставки: «Калужская милиция на страже законности и правопорядка». Экспозиция материалов из музея УВД, образцов оружия, изъятого у преступников |
| Баскетбольная площадка |
13.00-18.00 | Соревнования по баскетболу между командами коллективов физкультуры УВД |
| Теннисный корт № 2 |
11.30-14.00 | Показательные выступления служебных собак УВД, программа городского клуба служебного собаководства |
13.00-18.00 | Соревнования по теннису |
| Шахматная площадка |
11.30-18.00 | Соревнования по шахматам с участием сильнейших шахматистов УВД. Шахматные турниры. |
| Конно-спортивная площадка |
11.30-14.00 | Показательные выступления спортсменов общества «Динамо» по конному спорту, конкурсы по выездке и преодолению препятствий |
| Видеосалоны-палатки |
11.30-18.00 | Демонстрация видеофильмов о милиции, мультфильмов для детей, художественных фильмов для подростков и взрослых (бесплатно) |
| Зоологический уголок |
11.00-18.00 | Выставка рыб, птиц, животных |
| Детский тир |
10.00-18.00 | Соревнования и конкурсы по стрельбе среди детей |
| Юридические консультации, советы, ответы на вопросы |
10.00-18.00 | Консультации опытных юристов, врачей-наркологов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. Памятки-листовки отделов УВД по охране квартир, безопасности движения, профилактике правонарушений. |
| Выездная торговля |
10.00-18.00 | Работа выездных магазинов, столовых, буфетов и киосков |
11.30-14.00 | Книжная ярмарка |
Комплексный подход к самодеятельному художественному творчеству сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в конечном итоге служит не только повышению авторитета сотрудников органов внутренних дел, но прежде всего и благородному делу гражданского воспитания.
Между тем еще многие клубные учреждения однообразно, «казенно» строят свою деятельность, зачастую не могут удовлетворить возросшие духовные запросы сотрудников и членов их семей. Исследования, в частности, показали, что около 70% молодых сотрудников не принимают участия в работе клубов, при этом 42,3% объясняют это тем, что могли бы участвовать, но их не привлекают, 15,1% — «не хватает времени», 14,1% — «могли бы участвовать, но есть другие поручения». Молодые сотрудники, отвечая на вопрос «Чем бы Вы хотели заняться, чему научиться, участвуя в работе клуба?», дали следующие ответы: 45,6% — играть на музыкальных инструментах, 29,8% — петь, 17,8% — читать стихи, 9,4% — заниматься литературным и техническим творчеством, 67,3% — больше узнать об искусстве. В своих пожеланиях милицейская молодежь предлагает создавать клубы по интересам, университеты культуры, проводить встречи с интересными людьми, тематические вечера.
Жизнь заставляет культпросветработников проводить работу непосредственно в подразделениях горрайлинорганов, в общежитиях, последовательно использовать в работе с личным составом опыт лучших практиков.
Офицеры милиции, рядовой и младший начальствующий состав обнаруживают большую потребность в самообразовании, пополнении знаний. Отсюда вытекает важное требование к культпросветработнкам: создать все условия для того, чтобы каждый сотрудник постепенно приобщался к лучшим достижениям мировой культуры, ощущал приток новых мыслей, чувств, идей, впечатлений. Таким образом, разнообразие содержания культурно-просветительных мероприятий, проводимых для личного состава органов внутренних дел — это только одна сторона дела, другой стороной является резкое повышение содержательного, идейного и культурного уровня проводимых мероприятий.
Важнейшей проблемой в деятельности органов внутренних дел остается проблема законности. Успешно защищать и отстаивать правопорядок, воспитывать уважение к законам, требующим от граждан их исполнения, можно лишь в том случае, если сам работник милиции действует строго по закону, глубоко понимает правовые акты, проявляет высокую культуру при их выполнении, безупречен в личном поведении. Поэтому для работников учреждений культуры актуальной остается задача: добиться значительного улучшения изучения законодательства путем проведения бесед, тематических диспутов, юридических викторин и олимпиад, выработки дополнительных мер, способствующих изучению нашими сотрудниками основных направлений и содержания законодательной политики через правовые лектории, лекторские школы, клубы правового воспитания, кружки «Беседы о праве» и т. п.
Решение вышеперечисленных проблем способствует делу улучшения воспитания личного состава, укрепляет сложившуюся систему воздействия, повышает действенность и результативность пропагандистских мероприятий, значительно расширяет и обогащает опыт культурно-просветительной деятельности в решении сложных и ответственных задач по укреплению законности среди коллективов горрайорганов.
Проблема эстетического воспитания сотрудников милиции сегодня широко обсуждается нашей общественностью. Воспитание эстетической культуры — вопрос сложный, но решается он уже сегодня, ибо представляется очевидным, что сформированный эстетический вкус — это важное условие качества службы и одновременно важный стимулятор творческой инициативы.
Высекать огонь из сердец, — так в свое время определил одну из благороднейших задач искусства Бетховен.
Проблема рационального использования свободного времени неотделима от всей системы воспитания и самовоспитания личности, от ее нравственной зрелости. Имеющиеся факты антиобщественного поведения со стороны людей (пьянство, хулиганство и другие аморальные поступки), бессмысленная трата времени, встречающаяся в быту, свидетельствуют о том, что еще не у всех воспитано чувство ответственности за рациональное использование свободного времени.
Безусловно, характер использования свободного времени зависит и от объективных условий, от полноты удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Но все-таки исключительно велика роль и самой личности, ее мировоззрения, ее активности, ее воли. Говоря обобщенно, содержание свободного времени существенно определяется теми ценностями, с которыми человек связывает смысл своей жизни.
Отношение к свободному времени зависит от того, как человек представляет себе смысл своей жизни, а это определяется его духовным развитием.
Целенаправленная организация досуга имеет не только идейно-воспитательное, но и непосредственное служебное значение, ибо треть всех нарушений законности среди личного состава происходит во внеслужебное время. Правильная организация досуга — это не мелочная опека, а внимательное, заботливое отношение к духовному здоровью сотрудника, которое должно составлять суть и назначение работы по организации его свободного времени.
Примером такого подхода может служить деятельность дворца культуры ГУВД по г. Москве. Его коллектив регулярно проводит для сотрудников и членов их семей вечера отдыха, выступления концертных бригад, художественной самодеятельности, деятелей культуры, литературы, искусства, кинофестивали, читаются лекции и проводятся беседы, дискуссии по актуальным вопросам культуры, организуются чтения «Жизнь — всегда подвиг», успешно работает фольклорный коллектив «Горница», оркестр русских народных инструментов «Россияне». Дворец культуры часто проводит мероприятия непосредственно в подразделениях ГУВД, используя для этих целей фотоматериалы, фонограммы, передвижные стенды и выставки.
Увлекательно ведет работу и дом культуры ГУВД по Новосибирской области. Здесь регулярно проводятся вечера-портреты «Гордая профессия моя», вечера-конкурсы профессионального мастерства молодых сотрудников, семейные вечера отдыха. Каждое воскресенье организуется занятие клуба выходного дня «Отдыхая — познавать», на котором его участники имеют возможность прослушать лекцию, познакомиться с новинками литературы, просмотреть кинофильм. Созданы и успешно действуют клубы по интересам: клуб «Папа, мама, я», лекторий для родителей «Взрослым о детях», кинолекторий «Человек и закон», клуб интересных встреч.
Теперь уже в далекое от нас время Н. К. Крупская, одержимый кульпросветчик, писала: «Клуб должен быть местом, где концентрируется общественная инициатива, крепнут общественные инстинкты, растет общественное сознание, что каждый — член общественного коллектива»1.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что от того, как организован досуг сотрудников, зависит не только состояние личного состава, но и кругозор, а в конечном итоге, и служебные показатели подразделения.
Широко распространенной формой идейного воспитания личного состава стало проведение в органах и подразделениях внутренних дел читательских форумов. Диспуты, обсуждения книжных новинок, книжные викторины, вечера-портреты, творческие дискуссии по произведениям современной литературы явились своеобразной научно-творческой лабораторией большинства библиотек, стали хорошей базой для выработки методики идеологического обеспечения проводимых клубных мероприятий. При проведении читательских конференций происходит поиск новых форм, углубляется их идейная и тематическая направленность, вырабатываются приемы более эффективного влияния литературы на служебную деятельность сотрудников, на рост их самосознания.
Таким образом, перед работниками культпросветучреждений стоят большие и многочисленные задачи, решение которых требует четкой и тщательно продуманной системы организации воспитательной работы.
Жизнь, повседневная практика коллективов горрайорганов выносит на повестку дня новые, неординарные вопросы. О них должны знать культпросветработники и использовать все возможное для пропаганды передовых идей. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р. Г. Нургалиев с особой озабоченностью подчеркивает — «Жизнь снова и снова подтверждает непреложную истину: высокий профессионализм и нравственная зрелость каждого сегодня определяет успех общего дела, высокую эффективность оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Кадровые и воспитательные аппараты должны осознавать серьезность поставленных задач, свою очень важную роль в этой работе. Нужно научиться применять общие подходы и принципы к конкретным делам. надо знать реальное положение дел в каждом субъекте РФ, в каждом районном отделе внутренних дел, надо знать каждого работника органов внутренних дел. Нельзя ограничиваться лишь подготовкой очередных аттестаций поощрением наиболее отличившихся сотрудников к праздникам, организовывая наши победные парады. Приоритетом должен стать сам человек, с его конкретными нуждами, его семья, судьба его детей. Нужно внимательнее подходить к мотивации и адаптации в коллективе, чтобы предотвратить возможный уход человека со службы. Самое губительное — бездушие, равнодушие к человеку. Кто-то устоит при сложности навалившихся обстоятельств, а кто-то откровенно дрогнет, не почувствовав руку старшего товарища. Со многими никто и никогда не проводил воспитательной работы и не все знают куда можно обратиться. Вот это, я считаю, главная проблема, которая сейчас есть в работе наших кадровых и воспитательных подразделений. Я ещё раз подчеркиваю необходимость более внимательного отношения к человеку в мундире, который в непростых условиях сегодня выполняет очень сложные и ответственные задачи, риску жизнью. При таком подходе должна кардинально поменяться морально-психологическая обстановка в коллективах, увеличиться результативность служебной деятельности, и, как следствие, должно поменяться отношение в целом к системе органов внутренних дел.
Очень важно, чтобы на службу в органы внутренних дел приходил человек мотивированный. Важно также, чтобы эта мотивация была не на один день, не на месяц, а на всю жизнь, как у наших уважаемых ветеранов, которые достойно прошли тяжелые испытания, взяли на себя тяжелую ношу ответственности и пронесли через всю жизнь. Они и сегодня нам помогают (офицеров в отставке не бывает), и я им очень благодарен. Вот такая школа у нас должна быть! Вот такая должна быть мотивация. В этом нужно сокращать преемственность.
Подбирать сотрудников нужно не по принципу — лишь бы было пополнение, а по качеству. Должен быть конкурс, должна быть интересная программа профессиональной ориентации, должна быть патриотическая основа, должна быть разъяснительная работа. Надо работать с молодежью не формально, а по душе, по совести. И всё это — на личной ответственности руководителей и в прямой обязанности кадровых и воспитательных аппаратов. Нужно, чтобы проявились у нас новые Анискины — с глубокой профессиональной подготовкой и высоконравственной, порядочной душой. Тогда сложится в обществе исключительно уважительное и доброе отношение к человеку в погонах — отношение, какого он по-настоящему заслуживает»1.