Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 733
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
§ 1. Физическое воспитание как фактор развития личности сотрудника
Физическое воспитание в органах внутренних дел представляет собой процесс решения определенных образовательно-воспитательных задач, направленных на формирование и развитие физических качеств сотрудников, совокупность которых в решающей мере определяет их физическую работоспособность.
В физическом воспитании можно выделить две составляющие (или части), это: обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т.е. системное освоение сотрудниками в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в служебной деятельности запаса знаний и двигательных умений и навыков. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования сотрудником своих двигательных возможностей в практической деятельности.
Другая не менee существенная сторона физического воспитания — целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле).
В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием. Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (посредством физических упражнений, например), можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы,
мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Совокупность этих изменений приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям функциональных возможностей организма. Воспитывая таким путем физические качества, достигают, при известных условиях, существенного изменения степени и направленности их развития. Это может выражаться в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повышении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показателях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции человеческого организма). Таким образом, в процессе физического воспитания развитию физических качеств сотрудника придается направленный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием.
Как видим, обучение движениям и воспитание физических качеств тесно связаны друг с другом. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания.
В целостной рационально организованной практике физического воспитания эти стороны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами воспитания (нравственного, интеллектуального, эстетического и др.). При этом физическое воспитание приобретает значение одного из важных факторов всестороннего развития личности.
Следует отметить, что наряду с термином «физическое воспитание» довольно часто применяют термин «физическая подготовка». По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, требующей физической подготовленности1. Различают общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям какой-либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации (например, прохождение службы в подразделении ОМОН).
В системе работы с кадрами органов внутренних дел физическое воспитание имеет существенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Систематическая работа по физическому воспитанию сотрудников играет роль одного из решающих факторов всего процесса развития личности.
Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Для понимания роли физического воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие это не только естественный, но и социально обусловленный процесс.
Естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся: закон взаимодействия наследственных тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни; законы взаимообусловленности функциональных и структурных изменений; постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.
В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер — быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономерности физического развития человека, можно так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для конкретной личности и общества в целом, обеспечить гармоничное совершенствование и развитие форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательной деятельности.
Эти возможности целесообразного управления физическим развитием реализуются в процессе физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в физическом развитии человека исходит именно из того, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие.
§ 2. Условия и пути формирования здорового образа жизни
у сотрудников органов внутренних дел
Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития организма. Признаками здоровья являются: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласно заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения, если принять уровень здоровья человека за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% — от наследственных факторов, на 20% — от состояния окружающей среды, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям конкретного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Таким образом, говоря о понятии «здоровый образ жизни сотрудника органов внутренних дел», необходимо учитывать два фактора: во-первых, генетическую природу конкретного сотрудника и, во-вторых, ее соответствие конкретным условиям деятельности на службе и в быту.
При этом необходимо учитывать:
-
типологические особенности сотрудника (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т. д.) -
возрастно-половую принадлежность сотрудника; -
условия, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность сотрудника; -
социальную обстановку, в которой он живет.
Важное место в исходных данных должны занимать личностно-мотивационные особенности конкретного сотрудника, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.
Заметим, что здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворении жизненно важной потребности в здоровье.
Существуют различные научные подходы к содержанию структуры здорового образа жизни. Так, А. П. Лаптев и С. А. Полиевский1 к основным компонентам здорового образа жизни относят: бытовые условия, оптимальный режим двигательной активности, рациональное питание, организация труда и отдыха; занятие спортом, выполнение физических упражнений, закаливание; наличие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) (см. рис. 3).
Рис. 3. Основные компоненты здорового образа жизни.
Структура здорового образа жизни включает в себя единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:
1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.
2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе структурный, и энергетический, и информационный потенциал; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.
Таким образом, любой человек, в том числе и сотрудник правоохранительных органов, должен определяться следующими характеристиками:
-
физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями; -
физическим процессом как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни; -
физической подготовленностью; -
психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением — мышечным движением; -
психическим состоянием — сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации; -
психологическими свойствами личности как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем; -
уровнем социального образования детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества; -
состоянием духовности и веры.