Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 742

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Пятого мая 2008 г. в Московском университете МВД России состоялся концерт, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне — «Поклонимся великим тем годам». Отличительной особенностью его от всех проведенных в учебном заведении общественно значимых акций ранее было — участие в концертной программе наряду с Академическим ансамблем песни и пляски внутренних войск МВД России профессоров и преподавателей, курсантов и слушателей университета.

Дворец культуры ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области ежегодно проводит выставки самодеятельных художников в области живописи, скульптуры, чеканки, графики. Проведенный анализ показал, что вокруг признанных самодеятельных мастеров группируется актив единомышленников. Из пятисот участников областного смотра нет ни одного нарушителя дисциплины, законности.

В театральных объединениях Дома культуры ГУВД по Новосибирской области занимается более 120 молодых сотрудников, которые регулярно выступают с творческими отчетами в милицейских подразделениях.

Вот что написал в газете «Московские новости» победитель конкурса «Знаете ли Вы Россию?» — гражданин Франции Ги Готье: «Но об одном символичном, на мой взгляд, событии, которое произошло в прошлом году, мне хотелось бы рассказать. Тогда мы с женой гостили у друзей в Новосибирске. Как-то после ужина кто-то, взяв местную газету, решил посмотреть, нет ли чего интересного в театрах и кино, и обратил наше внимание на то, что в доме культуры милиции идет спектакль «Жизнь Родена». Мы решили отправиться туда. Представляете, какой неожиданностью для меня, француза, было увидеть, что милиция имеет свой дом культуры.

С удовольствием посмотрели мы спектакль, который с любовью и уважением к памяти великого французского скульптора поставили самодеятельные артисты-милиционеры. И это в Сибири, за много тысяч километров от Франции! Согласитесь, было чему удивляться. Между прочим, афишу и газету с анонсом я передал в музей Родена во Франции». И все эти годы держит высокую «марку» упомянутое учреждение культуры.

Успеха добиваются сегодня те учреждения культуры, которые достаточно полно и своевременно учитывают новые тенденции и явления общественной жизни, вызванные процессами гласности и демократии, развитием средств массовой информации, совершенствованием общественных отношений, глубокими изменениями в образе жизни.


Именно так трудится коллектив дома культуры ГУВД по Пермскому краю. Здесь читаются лекции по общественнополитической проблематике, проводится чествование милицейских династий, вечера-портреты ветеранов Великой Отечественной войны. Но самое примечательное в деятельности дома культуры то, что информационная функция его все больше заменяется функцией консультативной. Работники учреждения культуры стремятся ориентировать своих посетителей в информации, поступающей по радио, телевидению, через печать, в новинках общественно-политической литературы, комментировать её. Задача для клубов не новая, но это направление представляется перспективным.

Не следует забывать, что клубные учреждения должны опережать существующие потребности. Они призваны и предугадывать, и формировать новые запросы. Повышение качества работы, таким образом, включает решение двуединой задачи — изучение реальных интересов аудитории и формулировку конкретных для каждого случая воспитательных целей. Одним из основных условий повышения качества культурно-просветительной работы является рост профессионального мастерства клубных, библиотечных и музейных работников — как организаторов разносторонних творческих занятий и социальной самодеятельности сотрудников в сфере досуга.

Так Центральный музей МВД России стал инициатором проведения тематический экскурсий «Эстетика подвига и благородного поступка солдата правопорядка». Пропагандистско-познавательное значение этого начинания было подкреплено интересом посетителей. Ведь речь идет о людях, событиях, фактах документально-значимых и ярком слове о них.

Исходя из положения комплексного подхода к воспитанию, существуют возможности дальнейшего повышения эффективности самодеятельного художественного творчества по следующим трем направлениям:

  • рост его влияния на все сферы жизни и быта сотрудников, способствующего тому, чтобы идеи Присяги стали устойчивыми личными убеждениями каждого сотрудника, превратились в фактор, определяющий его поведение на службе и в сфере свободного времени;

  • тесное увязывание самодеятельного художественного творчества с интересами деятельности служб;

  • целенаправленное формирование нравственно-эстетических качеств, необходимых сотруднику для успешного выполнения его функции как стража правопорядка.

Следует подчеркнуть, что самодеятельного художественное творчество может быть плодотворным лишь при реальном сочетании его с практикой воплощения пропагандируемых идей в жизнь, при единстве слова и дела.



Справедливость этого положения показывает, в частности, анализ культурно-просветительной деятельности в ГУВД по Московской области, которая проводится в тесном контакте воспитательного аппарата с ветеранскими организациями подразделений милиции.

И это не случайно, ведь совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск области возглавляет талантливый воспитатель Герой Советского Союза А. М. Балясников, генерал-майор милиции в отставке.

Здесь у сотрудников пробуждают чувство гордости за службу в подмосковной милиции. Существует твердая вера в свои силы и возможности. Традиционно составляется единый план действий, с лекциями выступают перед личным составом начальники служб, проводятся тематические вечера, чествования передовиков и отличников подразделений, сотрудники оперативно получают ответы на волнующие их вопросы, ветераны в подразделениях не гости, а мудрые учителя, наставники молодёжи. Фестивальные смотры-конкурсы самодеятельного культурного творчества сотрудников и членов их семей воспитания вошли в систему. Результаты работы видны и в улучшении оперативно-служебных показателей, и по такому очень важному фактору, как укрепление духовного состояния кадров, милицейских подразделений.

Однако, в некоторых других МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ при более внимательном анализе выявились случаи, когда руководители придерживаются опровергнутой жизнью позиции, будто их задача состоит лишь в том, чтобы «организовать оперативно-служебный процесс». Ревнители такого антивоспитательного подхода считают, что их дело «обеспечить выполнение задач». Они мало интересуются тем, как живут и трудятся люди, каковы их настроения, а тем более, духовные запросы, да и занятия самодеятельным художественным творчеством

Настоятельной проблемой в комплексном подходе к развитию самодеятельно художественным творчеством, от решения которой во многом зависит эффективность этой деятельности, является сочетание культурно-просветительных и индивидуальных средств в воспитании личного состава. Накопленный опыт позволяет достаточно определенно назвать основные элементы этой, используемой в практике:

  • во-первых, плановое, целенаправленное изучение культурно-эстетических запросов и интересов личного состава;

  • во-вторых, определение основных сил, опираясь на которые можно на практике осуществлять развитие самодеятельного художественного творчества;

  • в-третьих, выработка рациональных методов организации, методической помощи коллективам самодеятельного народного творчества.


Убеждение сотрудников в важности выполнения той или иной задачи осуществляется через его разум, чувство и достигается, главным образом, путем идейного и нравственного-эстетического воспитания, ибо каждый сотрудник — человек, личность.

Однако, хотя идейно-воспитательных мероприятий много и в возможностях идеологического воздействия нет, их эффект далеко не всегда оказывается действенным. В ряде воспитательных аппаратов и курируемых ими культпросветучреждениях агитационно-пропагандистские и массово-политические общественно-значимые акции страдают формализмом: допускаются случаи механического повторения общеизвестных истин, недостаточно внимания уделяется таким вопросам, как укрепление дисциплины среди личного состава, соблюдение законности, борьбы с пьянством, бескультурьем, коррупцией, мздоимством, нарушениями правопорядка. Естественно, в таких случаях отдача крайне невелика. Не велика она и тогда, когда излишне увлекаются развлекательной стороной мероприятий.

Не количеством, но содержательностью мероприятий измеряется уровень идейно-воспитательной и культурно-просветительной работы.

Главное здесь — эффективность самодеятельного художественного творчества

Отсюда вытекает еще одна его важная проблема идейно-воспитательной и культурно просветительной работы — совершенствование нормативов и критериев оценки. Традиционный учет количества концертов, фестивалей, смотров-конкурсов и т. д. и их участников безнадежно устарел, и для оценки эффективности и качества работы, особенно в сфере культуры, не подходит. Представляется, что таким критерием, таким оценочным показателем может быть, например, качество работы клубного, библиотечного и музейного. Качественный уровень самодеятельного художественного творчества поддается измерению с помощью изучения общественного мнения и экспертных оценок.

Следует особо выделить вопрос о творческом содружестве с деятелями литературы, культуры и искусства.

Культурное шефство в органах внутренних дел превратилось в неотъемлемую часть всего комплекса самодеятельного художественного творчества сотрудников и членов их семей. Оно опирается на славные традиции шефства творческой интеллигенции над ВЧК, НКВД, Вооруженными Силами.


Требование жизни о создании широкого, единого фронта борьбы с преступностью, бескультурьем, хамством ставит органы внутренних дел в один строй с творческими работниками. Для нас важно ощущение локтевой связи с работниками науки, культуры в едином фронте борьбы с преступностью, сознанию того, что мы союзники в общем нашем наступлении на преступность, невежество, невоспитанность, пьянство, аморальность, духовную одичалость.

В августе 2004 г. Российский Совет ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск совместно с другими общественными организациями выступил с инициативой учреждения общественной премии «Честь и доблесть». Это единственная в стране премия общественного признания и оценки труда людей, которые добросовестно и мужественно, порой ценой своей жизни, отстаивали законность и правопорядок, права и собственность граждан. В 2004–2006 годы из всех субъектов Российской Федерации было номинировано более 350 кандидатов, 69 лучших из них стали лауреатами премии в девяти номинациях.

Инициативу Российского Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск активно поддержали Приволжского федерального округа. В девяти номинациях премии были вручены 21 лауреату. Среди них кавалер трех орденов Мужества заместитель начальника криминальной милиции УВД по Ульяновской области майор милиции А. С. Дубовицкий; инспектор ОМСН ГУВД по Саратовской области майор милиции Ю. В. Еверсиенко, награжденная медалью «За отвагу»; кавалер ордена Мужества офицер штаба Приволжского регионального командирования внутренних войск МВД России майор М. И. Колмаков и старший оперуполномоченный КМ ГУВД по Пермскому краю майор милиции В. Е. Боярщиков, ставшие лауреатами в номинации «Преодолевшие судьбу».

Процесс воспитания личности не проходит гладко. Этому мешает несоответствие между представляемыми обществом реальными возможностями для приобщения людей к духовным ценностям и недостаточной подготовленностью человека к восприятию культуры.

Учитывая все это, советы клубных учреждений, прежде всего должны формировать у сотрудников высокую политическую культуру, представляющую собой совокупность политических, правовых, философских идей. В ходе ее развития происходит становление нового типа высокоидейной, сознательной и социально активной личности, которая не просто овладевает элементарными знаниями, духовными ценностями, но и участвует в их создании, применяет их в своей повседневной жизни.

Постижение культуры — трудный и сложный процесс, требующий специальной подготовки, серьезного образования.