Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 734
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
В соответствии с этими компонентами выделяются и главные направления воспитательной деятельности.
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление людей с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения влияют на людей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, по мнению 3. Т. Гасанова, целесообразно по таким параметрам:
-
«отношения народов и стран мира, формирование общечеловеческих чувств сознания и культуры межнационального общения; -
отношения народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства; -
отношения народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству; -
отношения народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности; -
этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотических чувств и сознания; -
этносоциальные условия национально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных, дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств, национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания»1.
Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.
При организации процесса воспитания у сотрудников культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней развития межнациональных отношений.
Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, способность правильно реагировать на воздействия среды.
В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается как среда, оказывающая на жизнь людей реальное влияние.
Воспитание ставит целью приобщать сотрудников к общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включать следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.
Глобальное образование предусматривает воспитание у сотрудников интереса и уважения к культурам народов мира, постижения общемирового и специфического в этих культурах, внимания к глобальным, общемировым событиям, понимания их характера и последствий. Кроме того, оно призвано воспитывать чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Как правило, предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях1.
Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имеет кросс-культурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого народа2.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык
. Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений. Межкультурное двуязычное образование имеет целью подготовить людей, способных свободно общаться на своем и русском языках, одновременно дать им возможность идентифицировать себя с родной культурой и познакомиться с иными культурами. Регулирование языковой политики направлено на гармоничное развитие русского и других языков, возрождение, развитие и взаимообогащение национальных культур, укрепление дружбы народов, сплочение и сотрудничество, а также усиление интернационального единства всех наций и народностей1.
Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Изучение языков коренных народов представителями других национальностей — могучее средство для усвоения лучших национальных традиций и культуры.
§ 3. Воспитание культуры межнационального
и межконфессионального общения в служебных коллективах
органов внутренних дел
3.1. Традиционные религии России как основа межнациональных
и межконфессиональных отношений
Народы мира стремятся, с одной стороны, к взаимосближению, а с другой — к сохранению собственной социокультурной идентичности. В связи с этим усиливается взаимозависимость народов, интернационализируются все стороны человеческой жизнедеятельности.
Общение людей различных национальностей и различных религиозных конфессий — сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-бытовой, производственной и духовной жизнедеятельности. С одной стороны, люди осознают, пропагандируют собственную национальную специфику, с другой — познают и оценивают инонациональные, общечеловеческие ценности.
Будущее противоречивого и единого человеческого сообщества, многонациональных и межконфессиональных государств и регионов зависит не только от деятельности международных организаций и государственных органов власти по регулированию отношений народов, но и во все возрастающей мере от воспитания граждан в духе признания равенства народов, веротерпимости, формирования общечеловеческих, патриотических и национальных чувств. Многонациональность нашего государства, противоречивость отношений народов рождают множество сложных проблем, в разрешении которых важное место занимает
воспитание у сотрудников органов внутренних дел культуры межнационального и межконфессионального общения.
Любая деятельность в многонациональном обществе (равно в многонациональном коллективе) в потенции содержит в себе возможность обострения отношений между людьми на национальной и на религиозной почве. Правоохранительная деятельность требует взаимопонимания людей, ее осуществляющих, единства их действий, согласно соответствующих инструкций и указаний директивных органов. Она объект материальной и духовной культуры.
Правоохранительная деятельность, ее функционирование и развитие оказывается в прямой зависимости от состояния межнационального общения людей, ее осуществляющих.
Современные национальные и конфессиональные отношения связаны с глубинными преобразованиями во всех сферах жизни общества, с ростом национального самосознания и национальных предубеждений, религиозных столкновений, взаимных недоверий и оскорблений, которые зачастую имеют под собой реальную почву, коренящуюся в самих противоречиях исторического развития российского многонационального и многоконфессионального государства.
Все народы России имеют собственный традиционный уклад жизни, историю, культуру, мифы, легенды, предания, национальную одежду, обычаи, особенности быта, самобытные духовно-нравственные корни и т. д. А потому, в управлении межнациональным и межконфессинальным общением в коллективах силовых структур необходимо оперативно регулировать и учитывать все нюансы, связанные с этническими взаимодействиями. От этого зависит, конечном счете, не только сплоченность, нравственная сила коллектива, его способность выполнять служебный долг, но и возможность избежать межнациональных коллизий и гармонизировать национальные отношения на общегосударственном уровне.
Вышеизложенное убеждает в необходимости воспитания у сотрудников органов внутренних дел культуры межнационального и межконфессионального общения в самостоятельную ветвь педагогической науки.
Российская милиция, образно говоря, есть слепок общества. Все деформации политического, экономического, социального развития страны, все «болячки» нашего общества воспринимаются, конечно, и милицией. Между тем, в принятой 19 июня 1996 года и действовавшей до 1 февраля 2007 года директиве МВД России № 1 «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» проведение целенаправленной воспитательной работы с сотрудниками определялось как приоритетная часть управленческой деятельности руководителей. Однако такое важнейшее направление воспитательной деятельности, как
интернациональное воспитание, в указанном документе отсутствовало вообще.
Предметом педагогики межнационального и межконфессионального общения является воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Она разрабатывает методологию и теорию воспитания культуры межнационального общения; изучает цель, задачи, принципы, методы, формы воспитания; раскрывает сущность и содержание процесса воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: обобщает опыт воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимопонимания.
Педагогическая интеграция знаний ряда наук (философии, социологии, этнологии, языкознания, социальной и общей психологии), анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания людей разных наций и конфессий в духе взаимоуважения позволяет разработать методологические и теоретические основы педагогики межнационального и межконфессионального общения, представляющие собой внутренне дифференцированную, но целостную систему, предполагающую просвещение в области традиционных для данной страны конфессий. В частности для России тема православия, ислама, буддизма, иудаизма является традиционой.
Одной из древнейших религий в нашей стране является буддизм, распространенная в странах юго-восточной Азии, Тибета, Монголии и др. В нашей стране последователями данной религии является в основном жители республик Тыва, Калмыкия, Алтайской Республики и др. Данная религия не является ни монотеистической, ни политеистический. Главное в ней — избавиться от желаний, потребностей, поскольку, по мнению ее основателя Шакьямуни Гаутами (Будды), именно в них заключаются все несчастья в мире. По существу буддизм это религия небытия, поэтому в ней нет бессмертной души, нет идей Бога, как личности, как творца вселенной. Буддизм это по существу путь к просветлению (Будда переводится как просветленный), т.е. последовательному искоренению в себе желаний, пагубных привычек и мотивов поведения. Продвижению по этому пути должна служить медитация, т. е. особо сосредоточенное размышление, предлагающее использование методов сознательного контроля и управления техническими процессами, при этом человек, как бы отстраняется от всего сущего, в том числе от своей личности, и впадает в нирвану. Способом ее достижения является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. При этом ценятся такие качества, как доброта, любовь великодушие терпимость по отношению к другим живым существам, мудрость, — те качества, которые присуще и другим традиционным религиям России и способствует мирному сосуществованию людей разных конфессий и национальностей.