Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Исследования морально-психологического климата в служебных коллективах сотрудников органов внутренних дел позволили выявить и такие его характеристики как удовлетворенность межличностными взаимоотношениями, деловой и эмоциональный статус сотрудника.
Низкий уровень удовлетворенности сотрудников взаимоотношениями как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства, системой оценки и стимулирования труда свидетельствует о неблагополучном морально-психологическом климате. В коллективе нет единого мнения по основным вопросам жизнедеятельности и распределению ролей. Не сформировано активное ядро, отсутствуют тенденции к гармоничному балансу делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия, а существующие группировки негативно настроены по отношению друг к другу, к руководству и его распоряжениям. Возможно, большинство сотрудников не дорожит достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства не адекватен объективным требованиям дела, возможностям и ожиданиям подчиненных. Взаимоотношения сотрудников осложнены не только в служебной, но и в неформальной сфере. Деловые и эмоциональные лидеры коллектива не стремятся к паритетным взаимоотношениям, а примыкающие к ним группы часто конфликтуют между собой. Критические замечания сотрудников в адрес друг друга часто носят характер явных или скрытых личных выпадов.
Для повышения удовлетворенности сотрудников морально-психологическим климатом руководителю необходимо выявить тенденции развития коллектива, целенаправленно формировать и закреплять актив коллектива. В своей работе он должен постоянно уделять внимание объективному оцениванию сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий, не допуская попустительства случаям нерадивости и недисциплинированности.
Если сотрудник характеризуется высоким деловым статусом, это указывает на то, что он является деловым лидером в коллективе, пользуется авторитетом, к нему часто обращаются с вопросами по работе, коллеги считаются с его мнением, и он является надежным партнером при выполнении ответственного и опасного задания.
Авторитет сотрудника обусловлен его профессиональной компетентностью, высокой мотивацией к достижениям по службе, психологической готовностью к работе в экстремальных условиях, стабильной надежностью в самых опасных и тяжелых ситуациях, сработанностью и взаимовыручкой.
Сотрудники со средним уровнем делового статуса вряд ли станут в ряд лидеров коллектива, а вероятнее всего, останутся в числе средних сотрудников, дальнейшее профессиональное становление которых с учетом стажа и специальной подготовки должно быть предметом внимания руководства коллективом.
Сотрудники, характеризующиеся низким уровнем делового статуса, чаще всего попадают в разряд аутсайдеров, как правило, из-за отсутствия перспектив дальнейшего профессионального роста. Причина такого положения должна быть известна руководителю, поскольку в коллективе, выполняющем сложную и ответственную работу, не должно быть деловых аутсайдеров.
Сотрудник, характеризующийся высоким эмоциональным статусом, является эмоциональным лидером в коллективе, обусловленным коммуникативной и личной привлекательностью, выраженной контактностью, способностью к сопереживанию, живостью и яркостью эмоциональных проявлений при должной справедливости и уважении к достоинству другого, оптимизмом и легкостью переживания неблагоприятных условий службы. Сотрудник входит в активное ядро коллектива, составляет резерв кадров на выдвижение на вышестоящие должности, если эмоциональное лидерство в достаточной степени подкреплено профессиональными знаниями.
Сотрудник со средним эмоциональным статусом вряд ли будет авторитетным членом коллектива. Известно, что авторитет сотрудника обусловлен его эмоциональной, коммуникативной и личной привлекательностью, достаточной контактностью и способностью к сопереживанию, подвижностью эмоциональных проявлений при определенном проявлении справедливости и уважении к достоинству другого. Данный сотрудник достаточно легко переживает неблагоприятные условия службы, обладает высокой мотивацией к достижениям по службе и неплохо срабатывается с коллегами.
Низкий эмоциональный статус сотрудника оставляет его в числе непринятых коллективом сотрудников. Тенденция дальнейшего эмоционального его становления должна быть предметом особого внимания руководителя. У сотрудника обнаруживается низкая эмоциональная, коммуникативная и личная привлекательность, т. е. низкая контактность и способность к сопереживанию. Данный сотрудник может тяжело переживать свое положение в коллективе, или же, наоборот, бравировать своей исключительностью, на самом деле остро нуждаясь в эмоциональных контактах и поддержке со стороны сотрудников. Такой сотрудник с трудом переносит тяжелые условия службы, не обладает достаточной мотивацией к достижениям, психофизической готовностью к работе в экстремальных условиях, надежностью в опасных и напряженных ситуациях. Он недостаточно вынослив, плохо сработался с коллегами. Такие сотрудники, как правило, не пользуются авторитетом, являются одной из причин возникающих срывов в работе или конфликтов в межличностных отношениях, составляют основной процент текучести кадров. В работе с такими сотрудниками руководитель должен выяснить настоящую причину их низкого эмоционального авторитета и при наличии у них потенциальных возможностей способствовать их развитию.
Исследования позволяют выделить четыре основных типа морально-психологического климата служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел.
Первый тип, который обычно называют «благоприятным», характеризуется следующими показателями. Сформировано активное ядро коллектива. Наблюдается гармоничный баланс делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия. Отсутствуют явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям. Маловероятны тяжелые конфликтные ситуации в коллективе. Сотрудники удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.
Второй тип морально-психологического климата называют «в целом благоприятным, но неустойчивым». Такой уровень морально-психологического климата должен стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с необходимостью его дальнейшего развития. Выявленная неустойчивость коллектива обусловлена внутренним противоречием между сложившимися положительными деловыми и эмоциональными взаимоотношениями среди наиболее активных его членов, с одной стороны, и с другой — остающимся отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя.
Третий тип морально-психологического климата называют«средне благоприятный». Он характеризуется тем, что в коллективе сохраняется или наметилась тревожная обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руководством. Это может отражаться на надежности и эффективности работы коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать конфликты, а также снижать удовлетворенность личного состава своей работой. Такая неблагоприятная обстановка обусловливается чаще в том случае, если в коллективе имеют место следующие негативные явления:
-
не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива; -
отсутствует адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия; -
вероятны явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; -
не исключаются конфликтные ситуации в коллективе, имеется тенденция перехода их в затяжные и острые, поскольку не все сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; -
стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровню достигнутого развития коллектива и учитывает главным образом, только объективные требования дела; -
руководителем нередко упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных.
Четвертый тип морально-психологического климата — «неблагоприятный». В коллективе наблюдается крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством. Это отражается на надежности и эффективности оперативно-служебной деятельности коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцирует срывы в работе и конфликты, а также снижает работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводит к неоправданно высокой их текучести, заболеваемости и травматизму. Такая картина обусловливается следующими причинами:
-
нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами; -
отсутствует баланс межличностного восприятия и взаимодействия, поскольку сотрудники не сплочены ни делом, ни эмоционально; -
имеются явные или скрытые группировки, крайне негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям; -
очень часты и воспроизводимы конфликтные ситуации в коллективе, большинство из них затяжные и острые, так как не все сотрудники сплочены и редко дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом; -
стиль руководства не гибок, а неоправданно односторонен, не соответствует уровню достигнутого развития коллектива и учитывает преимущественно только формальные стороны дела, вопреки требованиям конкретной морально-психологической ситуации; руководителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности, ожидания и настроения сотрудников; -
большинство сотрудников не удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.
В основе формирования морально-психологического климата служебного коллектива органов внутренних дел лежат, в первую очередь, психологические факторы и механизмы. Среди них, помимо вышеупомянутых, необходимо указать на особенности социальной перцепции (восприятия) и понимания членами коллектива различных сторон деятельности органов внутренних дел, личностные качества сотрудников, их психологическую совместимость, предметно-деятельностную опосредованность межличностных отношений в коллективе, удовлетворенность различными аспектами служебной деятельности.
К числу последних относятся такие как:
-
удовлетворенность сотрудников взаимоотношениями с непосредственным руководителем; -
условиями службы; -
информированностью о происходящих в коллективе событиях; -
содержанием своей деятельности; -
режимом работы; -
степенью загруженности в работе; -
организационно-управленческими аспектами в работе; -
стилем управления; -
дисциплинарной практикой; -
перспективами профессионального роста, карьерой; -
ритмичностью работы; -
учетом руководителями мнений и предложений подчиненных; -
организацией воспитательной работы в коллективе и т. п.
Важным фактором морально-психологического климата в коллективе является удовлетворенность сотрудников поведением товарищей по работе:
-
помогают ли друг другу в работе; -
хорошо взаимодействуют между собой; -
искренни в отношениях друг с другом; -
честны, принципиальны в работе; -
имеют высокую профессиональную подготовку; -
критикуя, руководствуются только интересами дела; -
неконфликтны, уживчивы по своему характеру; -
преследуют только высоконравственные цели.
Большое влияние на морально-психологический климат в коллективах сотрудников органов внутренних дел оказывает эмоциональный компонент межличностных взаимоотношений.
Эмоции — это психическое отражение в форме переживания смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их свойств к потребностям субъекта. Любая профессиональная деятельность человека имеет определенную эмоциональную окраску. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам.
Простейшая форма эмоции — тон эмоциональных ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению.
Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоции могут выражать оценку отдельных условий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в труде (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. В соответствии с этим различают положительные и отрицательные эмоции.