Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 546

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Исследования морально-психологического климата в служебных коллективах сотрудников органов внутренних дел позволили выявить и такие его характеристики как удовлетворенность межличностными взаимоотношениями, деловой и эмоциональный статус сотрудника.

Низкий уровень удовлетворенности сотрудников взаимоотношениями как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства, системой оценки и стимулирования труда свидетельствует о неблагополучном морально-психологическом климате. В коллективе нет единого мнения по основным вопросам жизнедеятельности и распределению ролей. Не сформировано активное ядро, отсутствуют тенденции к гармоничному балансу делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия, а существующие группировки негативно настроены по отношению друг к другу, к руководству и его распоряжениям. Возможно, большинство сотрудников не дорожит достоинством друг друга и коллективом в целом; стиль руководства не адекватен объективным требованиям дела, возможностям и ожиданиям подчиненных. Взаимоотношения сотрудников осложнены не только в служебной, но и в неформальной сфере. Деловые и эмоциональные лидеры коллектива не стремятся к паритетным взаимоотношениям, а примыкающие к ним группы часто конфликтуют между собой. Критические замечания сотрудников в адрес друг друга часто носят характер явных или скрытых личных выпадов.

Для повышения удовлетворенности сотрудников морально-психологическим климатом руководителю необходимо выявить тенденции развития коллектива, целенаправленно формировать и закреплять актив коллектива. В своей работе он должен постоянно уделять внимание объективному оцениванию сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий, не допуская попустительства случаям нерадивости и недисциплинированности.

Если сотрудник характеризуется высоким деловым статусом, это указывает на то, что он является деловым лидером в коллективе, пользуется авторитетом, к нему часто обращаются с вопросами по работе, коллеги считаются с его мнением, и он является надежным партнером при выполнении ответственного и опасного задания.

Авторитет сотрудника обусловлен его профессиональной компетентностью, высокой мотивацией к достижениям по службе, психологической готовностью к работе в экстремальных условиях, стабильной надежностью в самых опасных и тяжелых ситуациях, сработанностью и взаимовыручкой.


Сотрудники со средним уровнем делового статуса вряд ли станут в ряд лидеров коллектива, а вероятнее всего, останутся в числе средних сотрудников, дальнейшее профессиональное становление которых с учетом стажа и специальной подготовки должно быть предметом внимания руководства коллективом.

Сотрудники, характеризующиеся низким уровнем делового статуса, чаще всего попадают в разряд аутсайдеров, как правило, из-за отсутствия перспектив дальнейшего профессионального роста. Причина такого положения должна быть известна руководителю, поскольку в коллективе, выполняющем сложную и ответственную работу, не должно быть деловых аутсайдеров.

Сотрудник, характеризующийся высоким эмоциональным статусом, является эмоциональным лидером в коллективе, обусловленным коммуникативной и личной привлекательностью, выраженной контактностью, способностью к сопереживанию, живостью и яркостью эмоциональных проявлений при должной справедливости и уважении к достоинству другого, оптимизмом и легкостью переживания неблагоприятных условий службы. Сотрудник входит в активное ядро коллектива, составляет резерв кадров на выдвижение на вышестоящие должности, если эмоциональное лидерство в достаточной степени подкреплено профессиональными знаниями.

Сотрудник со средним эмоциональным статусом вряд ли будет авторитетным членом коллектива. Известно, что авторитет сотрудника обусловлен его эмоциональной, коммуникативной и личной привлекательностью, достаточной контактностью и способностью к сопереживанию, подвижностью эмоциональных проявлений при определенном проявлении справедливости и уважении к достоинству другого. Данный сотрудник достаточно легко переживает неблагоприятные условия службы, обладает высокой мотивацией к достижениям по службе и неплохо срабатывается с коллегами.

Низкий эмоциональный статус сотрудника оставляет его в числе непринятых коллективом сотрудников. Тенденция дальнейшего эмоционального его становления должна быть предметом особого внимания руководителя. У сотрудника обнаруживается низкая эмоциональная, коммуникативная и личная привлекательность, т. е. низкая контактность и способность к сопереживанию. Данный сотрудник может тяжело переживать свое положение в коллективе, или же, наоборот, бравировать своей исключительностью, на самом деле остро нуждаясь в эмоциональных контактах и поддержке со стороны сотрудников. Такой сотрудник с трудом переносит тяжелые условия службы, не обладает достаточной мотивацией к достижениям, психофизической готовностью к работе в экстремальных условиях, надежностью в опасных и напряженных ситуациях. Он недостаточно вынослив, плохо сработался с коллегами. Такие сотрудники, как правило, не пользуются авторитетом, являются одной из причин возникающих срывов в работе или конфликтов в межличностных отношениях, составляют основной процент текучести кадров. В работе с такими сотрудниками руководитель должен выяснить настоящую причину их низкого эмоционального авторитета и при наличии у них потенциальных возможностей способствовать их развитию.


Исследования позволяют выделить четыре основных типа морально-психологического климата служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел.

Первый тип, который обычно называют «благоприятным», характеризуется следующими показателями. Сформировано активное ядро коллектива. Наблюдается гармоничный баланс делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия. Отсутствуют явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям. Маловероятны тяжелые конфликтные ситуации в коллективе. Сотрудники удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.

Второй тип морально-психологического климата называют «в целом благоприятным, но неустойчивым». Такой уровень морально-психологического климата должен стать предметом дополнительной работы руководителя и актива коллектива в связи с необходимостью его дальнейшего развития. Выявленная неустойчивость коллектива обусловлена внутренним противоречием между сложившимися положительными деловыми и эмоциональными взаимоотношениями среди наиболее активных его членов, с одной стороны, и с другой — остающимся отрицательным напряжением среди тех, кто не разделяет общественного мнения актива, установок руководителя.

Третий тип морально-психологического климата называют«средне благоприятный». Он характеризуется тем, что в коллективе сохраняется или наметилась тревожная обстановка в сфере межличностных отношений как между коллегами, так и с руководством. Это может отражаться на надежности и эффективности работы коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцировать конфликты, а также снижать удовлетворенность личного состава своей работой. Такая неблагоприятная обстановка обусловливается чаще в том случае, если в коллективе имеют место следующие негативные явления:

  • не сформированы положительные коллективистские отношения, общественное мнение и активное ядро коллектива;

  • отсутствует адекватность делового и эмоционального опосредования межличностного восприятия и взаимодействия;

  • вероятны явные или скрытые группировки, негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;

  • не исключаются конфликтные ситуации в коллективе, имеется тенденция перехода их в затяжные и острые, поскольку не все сотрудники дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом;

  • стиль руководства недостаточно гибок, так как не всегда адекватен уровню достигнутого развития коллектива и учитывает главным образом, только объективные требования дела;

  • руководителем нередко упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности и ожидания подчиненных.


Четвертый тип морально-психологического климата«неблагоприятный». В коллективе наблюдается крайне неблагополучная обстановка в межличностных отношениях как между сотрудниками, так и с руководством. Это отражается на надежности и эффективности оперативно-служебной деятельности коллектива, особенно в экстремальных ситуациях, провоцирует срывы в работе и конфликты, а также снижает работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводит к неоправданно высокой их текучести, заболеваемости и травматизму. Такая картина обусловливается следующими причинами:

  • нет единства мнений по поводу целей и задач деятельности, распределения ролей, в том числе между официальными и неофициальными лидерами;

  • отсутствует баланс межличностного восприятия и взаимодействия, поскольку сотрудники не сплочены ни делом, ни эмоционально;

  • имеются явные или скрытые группировки, крайне негативно настроенные по отношению друг к другу, руководству или его распоряжениям;

  • очень часты и воспроизводимы конфликтные ситуации в коллективе, большинство из них затяжные и острые, так как не все сотрудники сплочены и редко дорожат достоинством друг друга и коллективом в целом;

  • стиль руководства не гибок, а неоправданно односторонен, не соответствует уровню достигнутого развития коллектива и учитывает преимущественно только формальные стороны дела, вопреки требованиям конкретной морально-психологической ситуации; руководителем часто упускаются из внимания особенности межличностных отношений в коллективе, возможности, ожидания и настроения сотрудников;

  • большинство сотрудников не удовлетворены своей профессией, условиями службы, ее оценкой и стимулированием, взаимоотношениями между коллегами как по горизонтали, так и по вертикали, стилем руководства и перспективами дальнейшего роста.

В основе формирования морально-психологического климата служебного коллектива органов внутренних дел лежат, в первую очередь, психологические факторы и механизмы. Среди них, помимо вышеупомянутых, необходимо указать на особенности социальной перцепции (восприятия) и понимания членами коллектива различных сторон деятельности органов внутренних дел, личностные качества сотрудников, их психологическую совместимость, предметно-деятельностную опосредованность межличностных отношений в коллективе, удовлетворенность различными аспектами служебной деятельности.


К числу последних относятся такие как:

  • удовлетворенность сотрудников взаимоотношениями с непосредственным руководителем;

  • условиями службы;

  • информированностью о происходящих в коллективе событиях;

  • содержанием своей деятельности;

  • режимом работы;

  • степенью загруженности в работе;

  • организационно-управленческими аспектами в работе;

  • стилем управления;

  • дисциплинарной практикой;

  • перспективами профессионального роста, карьерой;

  • ритмичностью работы;

  • учетом руководителями мнений и предложений подчиненных;

  • организацией воспитательной работы в коллективе и т. п.

Важным фактором морально-психологического климата в коллективе является удовлетворенность сотрудников поведением товарищей по работе:

  • помогают ли друг другу в работе;

  • хорошо взаимодействуют между собой;

  • искренни в отношениях друг с другом;

  • честны, принципиальны в работе;

  • имеют высокую профессиональную подготовку;

  • критикуя, руководствуются только интересами дела;

  • неконфликтны, уживчивы по своему характеру;

  • преследуют только высоконравственные цели.

Большое влияние на морально-психологический климат в коллективах сотрудников органов внутренних дел оказывает эмоциональный компонент межличностных взаимоотношений.

Эмоции — это психическое отражение в форме переживания смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их свойств к потребностям субъекта. Любая профессиональная деятельность человека имеет определенную эмоциональную окраску. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам.

Простейшая форма эмоциитон эмоциональных ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению.

Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоции могут выражать оценку отдельных условий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в труде (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. В соответствии с этим различают положительные и отрицательные эмоции.