Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 551
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Положительные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость человека. К положительным эмоциям, помогающим работать, относится чувство удовлетворения и радости от труда, чувство подъема, уверенности. Напротив, отрицательные эмоциональные переживания связаны со снижением психической активности сотрудника, ведут к значительному уменьшению результативности его служебной деятельности, к падению трудоспособности.
На возникновение и укрепление во время работы положительных эмоций и исключение отрицательных существенное влияние оказывает морально-психологический климат в коллективе. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные состояния эмоционального возбуждения. Для каждого сотрудника существует оптимальное эмоциональное состояние, обеспечивающее максимальную эффективность служебной деятельности. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: особенности выполняемой деятельности, условия, в которых она протекает, индивидуальность сотрудника и т. п.
Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются личностью как ее собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства.
Обида возникает в процессе столкновения личной модели реальности с реальным поведением другого человека. Притом необходимо, чтобы этот человек был психологически значим (друг, боевой товарищ, член сплоченного коллектива).
Осознание эмоции обиды предусматривает выделение ожиданий, понимание их происхождения, фиксацию информации о реальном поведении другого человека и восприятие рассогласования ожиданий и реальности. Тот, кто сможет это делать, познает сущность своей обиды.
Обида отличается от оскорбления тем, что при оскорблении поведение другого человека не только отклоняется от ожиданий того, кого он оскорбил, но и имеет цель причинить оскорбленному страдание, в силу чего оскорбитель не испытывает чувства вины. Когда обида рассматривается как оскорбление, то она быстрее перерастает в гнев и агрессию. Этим и объясняется, что иной гневливый и агрессивный человек считает, что он не обижается и главная его проблема — гнев.
Психологические механизмы вины противоположны обиде. Непроизвольно, случайно возникающие мысли сами собой могут включать механизм активности, конструирующей вину в самых неподходящих ситуациях. Чем больше непроизвольности и спонтанности в мышлении, тем чаще вина всплывает в сознании, причиняя боль. Познание вины и признание ее побуждает человека просить прощения, так как это ослабляет эту боль.
Стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я-концепции. Разделяют экзистенциальный, общий, целостный стыд и стыд атрибутивный, когда стыдно за какие-то свои черты или свойства. Я-концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать мерой, в сличении с которой возникает специфический атрибутивный стыд. Благодаря развитию самосознания и появлению стыда процесс социализации происходит автоматически. Стыд является важной эмоцией, способствующей более эффективному приспособлению человека к условиям общественной жизни. Благодаря эмоции стыда человек развивает в себе способность оценивать последствия своих поступков в большей степени, чем если бы его просто контролировали другие.
Если стыд рассматривается как культурно оправданная эмоция, то зависть считается эмоцией низменной. Причем различают «белую» зависть, не замешанную на ненависти и скрытой враждебности, и «черную», которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто нас превосходит.
Злорадство имеет ту же природу, что и зависть, но в нем содержится еще и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть люди, у которых так же плохо и, может быть, еще хуже. Злорадство — защита против зависти, ведь всегда можно найти тех, у которых хуже, чем у меня, хотя и у меня хуже, чем у некоторого другого, о котором я думаю в данный момент.
Способность испытывать эмоции за других генерирует коллективные, групповые чувства, которые, суммируясь, образуют общественные переживания.
Эмоциональность — свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику эмоций и чувств; одна из основных составляющих темперамента, таких его проявлений, как впечатлительность, чувствительность, импульсивность и др.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и т. д.
Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Настроение — длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное, оптимистическое), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека. Настроение более других влияет на служебную деятельность сотрудника и ее результативность. Бодрое настроение стимулирует служебную деятельность, положительно влияет на сослуживцев. Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), человек смотрит на окружающий мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех товарищей, и погода, и условия труда, и т. п. Настроением можно управлять. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует временно переключиться на другой вид деятельности.
Довольно часто настроение сотрудника объясняется причинами, относящимися к условиям домашней жизни. Домашняя неустроенность, семейные неприятности могут так расстроить, что он проявляет на работе вялость, нерешительность, нервозность.
Непсихологическими показателями состояния морально-психологического климата в коллективах сотрудников органов внутренних дел являются:
-
эффективность деятельности подразделений и органов внутренних дел; -
результаты оперативно-служебной деятельности и их оценка; -
уровень состояния служебной дисциплины; -
факты нарушения законности, прав граждан и сотрудников; -
случаи чрезвычайных происшествий с участием сотрудников, включая суициды (самоубийства).
§ 3. Развитие и совершенствование коллектива сотрудников
Коллектив сотрудников органов внутренних дел и механизмы его развития. Коллектив органов внутренних дел представляет собой группу сотрудников, объединенных общими целями и задачами, достигшей высокого уровня развития в ходе совместной профессиональной деятельности. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой групповой сплоченностью1, ценностно-орентационным единством2, коллективистским самоопределением3, коллективистской идентифика-цией4, социально ценным характером групповой мотивации, высокой внутри групповой референтностью5, объективностью и принципиаль-ностью при принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в коллективе способствуют воспитанию коллективистических качеств, создают условия для эффективной профессиональной деятельности и развития личности каждого из членов коллектива.
Формирование коллектива происходит в процессе совместной профессиональной деятельности, начиная с функционирования первоначально диффузной человеческой общности как объединения взаимодействующих и взаимозависимых членов.
Постепенно в процессе совместной деятельности и психологической идентификации возникает определенный уровень групповой сплоченности (единство) или, по-другому, уровень групповой солидарности.
В дальнейшем из диффузной группы при благоприятных условиях совместной профессиональной деятельности развивается профессиональ-ная ассоциация (корпорация), со своими внутригрупповыми нормами, ценностями, целями и установками поведения.
Третьим уровнем группового развития является полноценный профессиональный коллектив, межличностные отношения в котором опосредованы общественно значимой деятельностью, социально-позитивными целями и ценностями.
Групповые процессы в коллективе иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, направленная на достижение позитивных социально-значимых целей.
В соответствии со «стратометрической концепцией коллектива» А. В. Петровского первый уровень структуры коллектива
образует отношение его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающее его сплоченность на основе ценностно-ориентационного единства.
Второй уровень — образуют межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью членов коллектива и проявляющиеся в коллективистском самоопределении и коллективистской идентификации.
Третий уровень развития коллектива образуют межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, имеющими общественно-гражданское значение за пределами своей профессиональной деятельности. На этом уровне развития коллектива появляется такая интегрирующая характеристика межличностных отношений как коллективизм, т. е. принцип организации взаимоотношений совместной профессиональной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи ради высших гражданственно-нравственных ценностей.
В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива: 1) не уменьшается вклад, вносимый его членами; 2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации; 3) не ослабевает мотивация совместной деятельности; 4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; 5) имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом; 6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации.
Коллектив органа или подразделения внутренних дел имеет свою специфику. Она состоит в том, что руководители и сотрудники обязаны соблюдать субординацию, служебную дисциплину и уставные отношения. В уставе, приказах, распоряжениях, инструкциях, положениях и других нормативных правовых актах регламентируются права и обязанности должностных лиц.
Межличностные взаимоотношения между сотрудниками служебного коллектива строятся на основе формальных и неформальных связей. Формальные связи возникают в процессе оперативно-служебной деятельности на основе отношений власти и подчинения, определены уставом и, как правило, строго регламентированы.
Наряду с официальной, то есть формальной структурой подразделения, отражающей нормативную обязательную сторону взаимоотношений между сотрудниками, в каждом служебном коллективе складывается психологическая структура неофициального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий.