Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 530

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

.

41 Составление программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

51 Подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т. д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (индивидуальная беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств и др.).

В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и помыслов.

61 Направление усилий всех категорий воспитателей на личностьпредусматривает учет всеми категориями воспитателей уровня подготовленности каждого сотрудника и их профессионализма, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании.

К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования;

71 Контроль индивидуальной воспитательной работы выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (журнал, карточка, дневник), в составлении карт личности с оценкой уровня развития каждого личностного и служебно-профессионального качества.

На основе теории управления персоналом, педагогики и психологии и в ходе многолетнего опыта воспитательной работы в органах внутренних дел выработаны основные требования к индивидуальной воспитательной работе. Это такие, как:

1. Осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

2. Охватывать всех сотрудников.

3. При проведении индивидуальной воспитательной работы необходимо учитывать динамичность развития личности сотрудника
, так как с течением времени человек развивается, обогащается жизненным опытом и знаниями, меняется в нравственном и физическом отношениях и т. д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи особенного внимания заслуживают лица, проходящие стажировку перед их поступлением на службу.

4. Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что прежде всего выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

5. Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Она предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т. д.

Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

6. Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности. Очевидность этого требования не вызывает сомнения. Практика показывает, что якобы «воспитательные воздействия» время от времени по форме и по сути таковыми не являются, так как отсутствует целенаправленное систематическое воздействие. (Не следует забывать, что здесь в качестве предмета выступает человек).

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

7. Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т. д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается, как на члена коллектива.


8. Базироваться на рекомендациях теории управления, психологии и педагогики.

Особенно значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования и институты органов и подразделений внутренних дел, как общие собрания младшего, среднего и старшего начальствующего состава1, комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике2, советы ветеранов3, наставников4 и др.

§ 3. Основные формы и методы
индивидуальной воспитательной работы



Наиболее распространенной на практике и действенной формой индивидуальной воспитательной работы является индивидуальная беседа, обладающая значительным воспитательным потенциалом.

Здесь в качестве средства личного общения, воспитательного воздействия выступает живая речь руководителя, умение вести доверительный, откровенный разговор.

Беседа может носить различный характер, преследовать разные цели, затрагивать многообразные вопросы служебной и личной жизни.

Она может иметь информационную, побуждающую или ориентирующую направленность.

Без индивидуальной беседы, откровенного, чистосердечного разговора немыслимо познание внутренних движущих сил поведения сотрудника, источников его активности или причин пассивности в службе, особенностей восприятия мира и оценки окружающего.

Необходимым условием успеха беседы является доброжелательность взаимоотношений начальника и подчиненного, авторитет старшего, его нравственная чистота, благородство и уважение младшего.

Одной из форм индивидуально воспитательной работы является поручение.

Оно позволяет руководителю индивидуально в нужном направлении воздействовать на подчиненных. Эту форму следует применять систематически, соблюдая принцип перехода от простого поручения к сложному.

Выполнение поручений, если они целенаправленны, проникнуты интересами дела, службы, жизни всего подразделения, обусловливает и развитие у подчиненных нравственных и профессиональных качеств.

Давая поручение, начальнику следует четко и ясно его формулировать, разъяснить подчиненному значение поставленной задачи, показать ее практическое значение для оперативно-служебной деятельности, наметить пути ее решения, придать уверенность в возможности успешного выполнения поручения, побудить его к активности, стимулировать творческое и инициативное отношение к выполнению поручения, в случае необходимости оказать помощь
и обязательно оценить достигнутый результат.

Следует также использовать и такую форму индивидуально-воспитательной работы, как внеслужебное общение.

Оно предполагает изучение сотрудника не только в процессе выполнения служебных обязанностей, но и во внеслужебное время, знание бытовых условий жизни подчиненных, круг их интересов, формы проведения ими свободного времени, отношения в семье.

На этой основе руководитель может оказывать влияние на формирование потребностей подчиненного, правильных отношений в семье, рациональную организацию досуга и, в целом, на его нравственный облик.

Руководителям следует в воспитательных целях использовать возможности служебной подготовки и систематические отчеты сотрудников о выполнении служебных обязанностей и отдельных поручений на оперативных совещаниях.

Необходимо поддерживать и поощрять стремление сотрудников к самовоспитанию, в основе которого лежит их активная деятельность по формированию нужных профессиональных и нравственных качеств посредством самообразования, саморазвития, самоанализа и самооценки поведения.

В зависимости от особенностей личности и целей воспитательного воздействия следует использовать разнообразные методы индивидуально-воспитательной работы — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, положительный пример.

Убеждению принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств личности: мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения апеллирует к уму, логике, опыту и чувствам человека, обеспечивая добровольное принятие идей, их самостоятельное осмысливание и превращение в мотивы поведения. Поэтому он наиболее предпочтителен в психолого-педагогическом плане.

Основными условиями, влияющими на эффективность применения метода убеждения являются:

1. Глубокая личная убежденность воспитателя в справедливости того, в чем он убеждает подчиненных.

2. Безупречная логика обоснования доказываемых положений, научность аргументов.

3. Правдивость, честность и искренность воспитателя.

4. Широкий кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и служебный опыт.

5. Соблюдение педагогического такта, умения выслушать подчиненного, исключение высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.


6. Единство слова и дела, авторитет руководителя среди личного состава.

Под методом упражнения в воспитании понимают такую систему организации повседневной жизни, процесса обучения, служебной деятельности, которая позволяет сотрудникам индивидуально накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их личные, нравственные чувства, волю, установки.

Качества личности сотрудника формируются, и совершенствуются в процессе многократного участия в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных обязанностей.

Успех использования метода упражнения зависит от всестороннего учета возрастных и индивидуальных особенностей подчиненных.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников органов внутренних дел.

Поощрение очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от руководителя серьезного и вдумчивого отношения. Пользуясь своим правом поощрять, руководитель должен учитывать индивидуальные особенности личности и мнение коллектива, а также выбирать соответствующие условия, чтобы отметить старание подчиненного.

Располагая целым арсеналом поощрений, руководителю всякий раз приходиться решать ряд педагогических проблем:

1) поощрять или воздержаться;

2) за что поощрять;

3) каков ритуал поощрения;

4) в каких видах выразить поощрение;

5) какие правила следует соблюдать при поощрении.

Опыт практики показывает, что при вынесении решения о поощрении необходимо учитывать совокупность следующих факторов:

1) мотивы, условия, силы, затраченные сотрудником для достижения успеха;

2) результаты поступка;

3) самооценку сотрудником поступка.

Умелое применение поощрений в работе руководителя органа внутренних дел с подчиненными позволяет:

  • вызвать у сотрудников стремление закрепить достигнутый успех;

  • утвердить их веру в себя, в свои силы и способности;

  • формировать чувства чести и достоинства, повысить ответственность за свое поведение, деятельность, самовоспитание, а также за состояние дел в коллективе;

  • создать в коллективе атмосферу приподнятости и энтузиазма, здорового соперничества, жизнерадостного настроения;

  • породить положительное отношение сотрудников к руководителю органа (подразделения) внутренних дел, чувства уважения, признательности, доверия.