Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 727

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Условия сегодняшней действительности потребовали по-новому посмотреть на самого сотрудника, его возможности и способности, в том числе и в плане совершенствования собственной личности и профессиональной деятельности. Одно из основных направлений состоит в том, что человек сам должен очиститься от всего дурного, наносного, чуждого, стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее.

Вопросам самовоспитания много внимания уделяла русская педагогическая мысль. Так, К. Д. Ушинский в статье «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова», выражая свое согласие с основными идеями знаменитого хирурга и педагога о самовоспитании, писал, что самовоспитание — это не внешняя полировка личности, а глубокая морально-психологическая перестройка, основанная на цельности человека, его искренности и желании самосовершенствоваться. «Только тот, кто сохранил в себе возможность во всякую минуту стать лицом к лицу со своей собственной душой, не отделяясь от нее никакими предубеждениями, никакой привычкой... только тот, кто не торгуется с самим собой, а готов всегда, во всей целости своей души, решиться на то или другое, без задних мыслей, без скрытых, не выдавшихся наружу чувств, без обманчивых фраз, — только тот способен идти по дороге самоусовершенствования и вести по ней других»1.

Великий русский полководец А. В. Суворов не только показал образец самовоспитания, превратив себя из слабого, хилого здоровьем мальчика в сильного физически и морально выносливого воина и полководца, но и оставил советы по самовоспитанию в известном письме к сыну полковника Карачая2. Ряд мыслей о самовоспитании офицеров высказал генерал М. И. Драгомиров. Он писал, что такие высокие морально-боевые качества офицера, как «… храбрость, решимость переносить тяготы службы, чувство взаимной выручки — не всегда могут развиться на школьной скамье; поэтому лучше, если их проявление уже наблюдается у выпускаемых из училищ, но и при отсутствии этого проявления молодой человек не погиб еще для военной службы, потому что, работая над собою, он может выработать эти качества впоследствии».3 Драгомиров считал важным, чтобы офицеры вырабатывали «в себе правильное отношение к приказанию». Только выработав «законность в самом себе, офицер будет чуток к беззаконности и не даст развиться ей в своих подчиненных».

Адмирал С. О. Макаров в своем труде «Рассуждение по вопросам морской тактики» IV главу специально посвятил самообразованию и самовоспитанию. Он писал: «Человек, окончивший школьное образование, должен вступить в жизнь с сознанием, что он еще ничего не знает и не имеет никакого военного воспитания и что его познакомили лишь с программой знаний и показали рамки, в которые должна вложиться его личность в смысле воспитания, но и то и другое ему придется достигнуть самому, своими трудами, не надеясь на чью-нибудь помощь»
1.

Для успешного самовоспитания сотрудникам органов внутренних дел очень важно иметь представление о его видах, путях, средствах и методах осуществления. Результат самовоспитания во многом зависит от того во имя каких целей оно осуществляется. Цель самовоспитания сказывается на характере методов и средств его осуществления. Как показывает опыт, для самовоспитания необходимо определить прежде всего его цель, выработать идеал, служащий внутренней опорой и образцом, с которым можно было бы постоянно сравнивать самого себя в процессе самосовершенствования.

Важнейшими средствами самовоспитания сотрудников является самообразование и включение себя в определенную сферу практической деятельности, ее самоорганизация.

Условно методику самовоспитания можно подразделить на ряд этапов:

1. Самодиагностика и принятие решения на самовоспитание.

2. Самопрогнозирование и планирование работы над собой.

3. Непосредственная работа над собой.

4. Результативно-оценочный этап — самодиагностика проделанной работы над собой.

На первом этапе происходит самопознание. Сотрудник познает себя, свои достоинства, возможности и недостатки. На этом этапе исключительно важно самоосознание необходимости самоизучения, познания себя.

Возникает естественный вопрос: что изучать в себе? Практика подсказывает необходимость изучения в себе прежде всего того, что необходимо для эффективной профессиональной деятельности, повышения личной культуры, своего разностороннего развития. Хорошим подспорьем в самопознании может служить специальная литература о возможностях и резервах организма, культуре поведения, а также советы компетентного человека, например непосредственного начальника.

Самоизучение, самопознание позволяет провести самодиагностику и принять решение на самовоспитание.

На втором этапе сотрудник прогнозирует, к чему он может стремиться, чего добиваться и как этого достигать. Самопрогнозирование создает основу для планирования самовоспитания.

В соответствии с целями самовоспитания определяются задачи — что нужно сделать и когда, чтобы добиться достижения поставленных целей, на основании этого затем составляется программа, план работы над собой. На определенные периоды жизни составляются перспективный план, а на год, месяц, неделю, день — текущий план. В них отражается: по каким направлениям предполагается работать над собой, какие качества личности развивать, совершенствовать, какие недостатки изживать; посредством чего планируется практически осуществлять намеченное; примерные сроки выполнения; вопросы самоконтроля и самокорректирования работы над собой.



Программы (планы) самовоспитания дополняют личными правилами (принципами) поведения. В жизни каждого сотрудника складываются свои правила (принципы), они становятся для него нормой, как бы определяют своеобразие поведения в различных условиях обстановки. Особенностью человека, занимающегося самовоспитанием, является то, что он сам себе формулирует определенные правила (принципы), повседневно придерживается их, анализирует на основе этого свои действия и поступки. Такие правила можно найти в дневниках многих выдающихся людей прошлого.

Л. Н. Толстой вел дневник. В нем он изложил личные правила, которыми пользовался в своей жизни. В дневнике записано: «… некоторые правила … как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать. 1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой и др.». Далее излагаются правила для решения частных задач самовоспитания. Например, для развития «воли телесной»: «1) каждое утро назначай себе все, что ты должен делать в продолжение целого дня, и исполняй все назначенное… 3) Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно. 4) Будь верен своему слову. 5) Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив»1 и др.

Третий этап включает непосредственную работу сотрудника над собой по самовоспитанию. Используя различные методы работы над собой, сотрудники добиваются формирования новых, совершенствования и развития положительных и устранения отрицательных качеств личности и привычек.

Основными методами и приемами работы над собой являются: самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопоощрение, самоободрение, самокритика, самоосуждение, самообязательство, самопринуждение, в том числе и самоприказ, самонаказание.

Самоубеждение выражается в том, что сотрудник путем рассуждения, как бы беседы с собой взвешивает все «за» и «против», приводит для себя доводы, аргументы, подтверждающие одни мысли и действия и опровергающие другие. Он задает себе различные вопросы и стремится дать на них правильные ответы. Это поиск истины.

В прямой связи с самоубеждением находится самокритичность сотрудника — важнейшее условие самовоспитания, позволяющее ему вскрывать свои собственные недостатки, объективно оценивать достоинства и на основе этого определять задачи, методы и средства самовоспитания.


Самовнушение — это осознанное управление собой, своими чувствами и действиями. Умение произвольно владеть собой, приказывать себе имеет исключительно большое значение для сотрудника органов внутренних дел. Такое умение вырабатывается посредством тренировок.

Для претворения своего идеала, мыслей, убеждений в жизнь, для выработки сильной воли, устойчивых нравственных привычек, в целях самодисциплинирования сотрудников применяется метод самоупражнения. Он органически сочетается с методом самоубеждения. Самоупражнение чаще всего начинают с самоупорядочения и самоорганизации своей деятельности, представляющих собой тщательное продумывание и четкое реальное планирование своей работы: выполнение повседневных обязанностей, повышение общеобразовательных, профессиональных знаний, эстетического и физического развития. Наличие плана в работе позволяет осуществить контроль за собой, накопление необходимого материала для самоотчета и самоанализа.

Самоконтроль, самоотчет и самоанализ — существенные элементы самовоспитания. С их помощью определяется эффективность самоупражнения, самовоспитания, выявляется и закрепляется положительный опыт, устраняется то, что мешает самосовершенствованию.

Самоконтроль в процессе упражнения дополняется иногда самоприказом. Например: «Будь выдержан». Отдельные сотрудники вырабатывают для себя правила, которыми руководствуются в своих действиях. Например: «Доводит начатое дело до конца».

В процессе самовоспитания сотрудники прибегают к разнообразным средствам стимуляции: самоободрению, самоодобрению, самопоощрению. Значение самопоощрения и самоодобрения состоит в том, что они поднимают энергию человека, мобилизуют его силы на новые хорошие дела, закрепляют положительные качества.

Сотрудники могут прибегать к самопринуждению и самонаказанию. Существует предание, что А. В. Суворов за свои личные промахи приказывал себя арестовывать.

Обобщая вышеизложенное можно предложить (см. табл. 7) системно-функциональную модель самовоспитания личности сотрудника органов внутренних дел.
Таблица 7

Системно-функциональная модель самовоспитания личности




Функции

Методы самовоспитания

Культура

1.

Самодиагнос-тика

Самодиагностические: самонаблюдение, самотестирование, самоинтервьюирование, самоанкетирование, хронометрирование, внутренний диалог

Самодиагности-ческая культура

2.

Целевая самоориентация

Целесамоориентационные: выбор целей и задач самосовершенствования, их ранжирование, прогнозирование результатов самосовершенствования

Культура целевой самоориентации

3.

Планирование

Проектировочные: проектирование своего развития, планирование самосовершенствования, нормирование

Культура пла-нирования

4.

Самоорганиза-ция

Самоорганизационные: установление режима и правил, регламентация жизнедеятельности, самообеспечение условий для выполнения планов

Культура само-организации

5.

Самомобили-зация и само-побуждение

Самомобилизационные: актуализация целей и задач самовоспитания, психических состояний, самопобуждение, акцентирование, мотивация

Культура само-мобилизации и самопобуждения

6.

Самокоммуни-кация

Самокоммуникативные: опора на опыт других людей, самонаучение контактированию с другими людьми, внутренний диалог, самоосмыление своих отношений с людьми

Коммуникативная культура

7.

Самоформиро-вание

Самоформирующие: самоформирование сознания в учебно-познавательной, самообразовательной деятельности; самоформирование опыта выполнения социальных ролей: упражнение, тренировка, самоиспытание, деятельность по определенным правилам, действия и деятельность по определенным нормативам, формирование привычек

Деловая само-воспитательная культура в освоении и выполнении ролей в са-моразвитии

8.

Самоконтроль, самоанализ и самооценка

Самоконтроля, самоанализа, самооценки: самопроверка качества самовоспитания, учет результатов, анализ достоинств и недостатков самовоспитания, анализ качества своей жизнедеятельности, типизация (выявление типичного в развитии), сравнение этапов саморазвития, обобщение самоанализа, самооценка

Культура само-контроля, само-анализа и само-оценки качества самовоспитания и жизнедеятельности

9.

Самокоррекция

Самокоррекционные: самокоординирование и корректирование целей и задач, мотивов, действий, поступков в самовоспитании в изменяющихся условиях

Культура само-координации и самокоррекции

10.

Эвристическая

Эвристические: освоение знаний о творчестве, включение в творческую деятельность

Творческая ори-ентированность и активность



Следовательно, самовоспитание личности сотрудников органов внутренних дел представляет собой сложный и противоречивый процесс. Для его правильного осуществления сотрудники должны уметь осуществлять объективную самооценку своей личности, самопланирование своей деятельности по самосовершенствованию, а отдельные из них нуждаются в авторитетном совете, руководстве и помощи со стороны руководителей подразделений, членов педагогического коллектива, коллег по работе.

§ 2. Стимулирование самовоспитания как основная задача воспитателя



Педагогическое стимулирование самовоспитания сотрудников органов внутренних дел представляет собой сознательное использование субъектами воспитания (членами педагогического коллектива) разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отборе, необходимой модификации и включении их в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации1.

Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспитания, педагоги-воспитатели должны учитывать предшествующий опыт сотрудников, в том числе и опыт работы над собой.

Принимая во внимание психологическую идею П. К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в поведении и развитии личности, можно сказать, что эффективность стимулирования самовоспитания сотрудников органов внутренних дел находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха. Всякая деятельность человека, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют эту деятельность.

При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек переживает внутреннее удовлетворение, радость успеха. Если же намеченные цели не реализуются, он испытывает чувство неудовлетворенности, психического напряжения.

Повторение подобных неудач парализует деятельность личности. Напротив, когда человек видит свои перспективы, ощущает радость успеха, то это рождает положительные эмоции, стимулирует внутреннюю активность и личностное развитие. Вот почему стимулирование самовоспитания предусматривает создание таких условий, которые помогают сотруднику органов внутренних дел видеть перспективы своего роста и испытывать радость успеха на пути к их достижению.