Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 728
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Эффективность метода поощрения зависит от правильного сочетания его видов. Необходимо умело сочетать моральные и материальные виды поощрений.
Нельзя недооценивать и такой вид поощрения, как снятие раннее наложенного взыскания.
Одним из условий эффективного применения метода поощрения является его своевременность и гласность. Психологический смысл гласности в том, что она способствует формированию здорового общественного мнения, положительного эмоционального состояния как у поощренного, так и во всем коллективе.
Под принуждением понимается система средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы, приказы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять служебный долг.
Принудить сотрудника — значит заставить его выполнять волю руководителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед органом (подразделением) внутренних дел.
Принуждение требует от руководителя не только твердой принципиальности, бескомпромиссности, но и известного такта, педагогической мудрости. Оно осуществляется применением таких мер, как категорическое требование, запрет, создание осуждающего общественного мнения, предупреждения о привлечении к ответственности, взыскание и другие.
Метод принуждения эффективен при соблюдении следующих условий:
1) применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства воздействия не дали положительного результата;
2) применение мер принуждения на основе убеждения в соответствии с требованиями принципов воспитания;
3) индивидуальный подход в применении мер принуждения к сотрудникам с учетом уровня их подготовки, жизненного опыта, способностей, характера проступка и условий;
4) обстоятельное выяснение причин проступка, справедливость наказания;
5) своевременное применение мер принуждения;
6) исключение со стороны руководителя поспешности в применении мер принуждения, недопустимость проявления элементов предвзятости, грубости.
В ходе применения метода примера в воспитании важно учитывать основные условия его действенности:
1) обеспечение высокой личной примерности начальника в выполнении служебных задач, своих функциональных обязанностей, в соблюдении нравственных норм;
2) знание особенностей воспитуемых (в чем им нужен пример);
3) общественная ценность примера;
4) реалистичность достижения образца;
5) создание обстановки, способствующей достижению образца;
6) широкая пропаганда опыта деятельности органа внутренних дел. 1
Большое место в воспитании сотрудника органа внутренних дел принадлежит примерам опосредованного воздействия (через устное слово, литературу, кинофильмы, театры и т. д.).
К ним относятся примеры жизни и деятельности исторических личностей, выдающиеся примеры индивидуального и массового героизма, подвиг при несении службы и т. п. Вся система воспитания на положительном примере должна содействовать тому, чтобы в сознании сотрудников сложился четкий образ идеального работника правопорядка, появилось стремление постоянно совершенствовать себя.
Методы индивидуального воспитания широко варьируются руководителем и другими субъектами воспитания в зависимости от их опыта, целей, содержания и условий воспитательной работы. Исходя из конкретных задач, руководитель решает, какие методы оптимальны в конкретных условиях для конкретного сотрудника.
§ 4. Контроль состояния и оценка результативности
индивидуальной воспитательной работы
Многообразие задач, решаемых в рамках индивидуально-воспитательной работы диктует необходимость наличия в штате органов внутренних дел должностных лиц, профессионально занимающихся ее организацией и проведением. Главная организаторская роль в этой работе во всех случаях принадлежит начальнику органа.
В ходе проведения индивидуальной воспитательной работы начальник органа выполняет следующие функции:
-
формирующе-развивающую (формирование новых и совершенствование имеющихся качеств); -
мобилизующую (побуждение к активным действиям в конкретных условиях); -
профилактическую (предупреждение нарушений); -
перевоспитания (изменение мотивов, черт, качеств (и прочее) личности сотрудника согласно предъявляемым к ней в связи с профессиональной деятельностью требованиям); -
побуждения к самовоспитанию и всестороннему развитию.
Как организатор воспитательной работы с подчиненными, начальник органа внутренних дел обязан обеспечить:
-
постановку задач руководителям служб и подразделений по организации и содержанию, конкретным целевым направлениям их деятельности как воспитателей подчиненных, ориентирование личного состава в вопросах государственной политики и профессиональной этике; -
руководство и контроль за индивидуально-воспитательной работой и дисциплинарной практикой начальников служб и подразделений; -
личное участие в индивидуальной работе с подчиненными в проведении лекций, докладов, бесед, информаций и инструктажей; -
создание здорового морально-психологического климата в коллективе, проявление заботы о кадрах, их социальной и правовой защите; -
деловое и творческое взаимодействие с общественными организациями и органами общественного самоуправления в деле воспитания кадров, совместную работу с активом, наставниками по осуществлению воспитательных мероприятий с молодыми сотрудниками; -
воздействие на подчиненных позитивной силой личного примера и нравственного авторитета, практический показ эффективности новых форм и методов проведения воспитательной работы с подчиненными; -
обучение подчиненных руководителей формам и методам воспитания личного состава, разумному сочетанию морального и материального стимулирования и воспитательного воздействия, методике изучения и формирования профессиональных нравственных качеств сотрудников, анализу морального состояния служебных коллективов.
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника
органа внутренних дел
§ 1. Сущность процесса самовоспитания личности сотрудника
органов внутренних дел
Педагогическая практика свидетельствует, что в воспитании, особенно в воспитании взрослых людей, невозможно добиться желаемого результата, если не удается вызвать активного отношения к своей личности со стороны воспитуемого, ответного стремления к формированию и изменению собственной личности, т.е. потребности самовоспитания. При этом человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самовоспитанием, способен значительно расширить возможности развития необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции своих поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Особенно актуальным в современных условиях является этот вопрос для сотрудников правоохранительных органов.
Как уже было сказано выше, одним из главных субъектов воспитания, наряду с членами педагогического коллектива, является сам сотрудник ОВД, поэтому в качестве важного фактора его развития выступает самовоспитание. Самовоспитание — это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Оно предполагает целенаправленное освоение человеком социального опыта.
Самовоспитание — это управляемое человеком саморазвитие. Однако саморазвитие и самовоспитание — не одно и то же. Самовоспитание — высшая форма саморазвития, так как оно осуществляется осознанно и последовательно.
Воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно только тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание. Оно представляет относительно самостоятельный процесс и является в основном результатом воспитательных воздействий.
Самовоспитание является важнейшей стороной воспитания, реализуемой под влиянием педагогов-воспитателей и социальной среды и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под влиянием как воспитания, так и самовоспитания.
Как считает известный исследователь проблем самовоспитания П. Н. Осипов, движущей силой самовоспитания является ряд противоречий:
-
между требованиями, предъявляемыми к воспитуемым, и их реальным поведением; -
между желанием и неумением работать над собой из-за недостаточной требовательности к себе, слабости силы воли, незнания методики самовоспитания1.
Членам педагогического коллектива органа внутренних дел необходимо учитывать, реализация каких требований посильна для любого сотрудника. При этом самовоспитание во многом зависит от соответствующей психолого-педагогической подготовки их к работе над собой. Основой самовоспитания является волевой компонент. Только способность к проявлению волевых усилий позволяет сотрудникам формировать в себе необходимые качества. Важно, что осуществляется это на основе коррекции своих привычек, взглядов и поступков.
В осуществлении самовоспитания прослеживают ряд этапов.
Первый этап — мотивационный. На этом этапе должна возникнуть потребность в работе над собой. Важно понимание значимости прилагаемых усилий. Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как непрерывно реализуемую педагогическую задачу. Эффективность самовоспитания сотрудников органов внутренних дел находится в определенной зависимости от того, насколько они осознают перспективы своего роста и испытывают при этом радость успеха.
Второй этап — программный. Это определение программы самовоспитания, последовательности работы по самосовершенствованию.
Третий этап — поисковый. Сотрудники стремятся попробовать себя в той или иной области, убедиться в правильности своих действий.
Четвертый этап — рефлексивный (рефлексия — отражение своего поведения и своих отношений с окружающими). На этом этапе происходит оценка своего саморазвития, проектируются новые задачи и пути их решения.
Самовоспитание требует познания человеком самого себя, адекватной самооценки и волевых усилий, направленных на изменение определенных черт личности.
При этом следует учитывать, что самовоспитание не всесильно и не может изменить те черты, которые даны человеку от природы. В то же время возможна самокоррекция проявлений своего индивидуального стиля отношений с окружающими.
Что же представляет собой самовоспитание?
Самовоспитание — это сознательная, целеустремленная и систематическая работа сотрудника органов внутренних дел над собой, направленная на формирование и совершенствование у себя положительных и устранение отрицательных качеств личности в соответствии с жизненными потребностями, сложившимися идеалами и требованиями профессиональной деятельности.
В процессе самовоспитания сотрудник делает качества своей личности (черты характера, взгляды, чувства), поступки и действия объектом своего сознания и своей воли.