Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 536

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Открывая перед сотрудниками органов внутренних дел перспективы их роста и развития, нельзя забывать об испытываемых ими в процессе самовоспитания трудностях. Работа сотрудников над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. По причине недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и отсутствия необходимого опыта в этом многие сотрудники не ощущают заметных успехов в самовоспитании; более того, испытывают срывы и неудачи, которые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разочарованием, что ведет к пассивности, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или даже к бездействию.

Более того, возможно и неправильное с педагогической точки зрения поведение. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, тот или иной сотрудник может найти более легкие, чаще всего асоциальные, пути самоутверждения.

Размышляя о том, как стимулировать самовоспитание, П. Н. Осипов исходит из того, что формы этого стимулирования отражают отношения, складывающиеся между руководителями, членами педагогического коллектива с одной стороны и сотрудниками — с другой. Эти формы могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив — коллектив сотрудников), коллективно-индивидуальными (педагогический или коллектив сотрудников — отдельный сотрудник), индивидуально-коллективными (педагог-воспитатель (в широком смысле) — группа сотрудников) и индивидуально-индивидуальными (педагог-воспитатель — сотрудник).

Субъектом самовоспитания, как уже отмечалось ранее, является сотрудник органов внутренних дел, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса — руководители всех уровней, члены педагогического коллектива, коллеги.

Для педагогов-воспитателей задача стимулирования самовоспитания сотрудников должна входить в комплекс задач осуществляемой им воспитательной работы.

Практика убеждает: чем полнее и лучше включены сотрудники органов внутренних дел в разнообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и осуществления, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше эффективность самовоспитания. Если сотрудник выступает в роли активного организатора и участника деятельности, то в результате формируется активная, деятельная личность. Напротив, при неправильной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем или безразличным участником, у него формируются соответствующие качества.


Эффективность стимулирования самовоспитания сотрудников ОВД зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекватности реакции на них участников этого процесса. Практика показывает, что наибольший результат достигается там, где педагоги-воспитатели применяют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания сотрудников органов внутренних дел.

Важнейшим средством и стимулом самовоспитания является профессиональное общение сотрудников, поэтому чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.

В первую очередь круг общения определяется, безусловно, характером и задачами профессиональной деятельности, позицией руководителей органов внутренних дел и структурных подразделений, а также ближайшим окружением сотрудника. Затем он может расширяться: воспитатели-педагоги, население и т. д. Значительное влияние на формирование сотрудников органов внутренних дел, особенно в первые годы профессиональной деятельности, оказывает их общение с педагогами-воспитателями (руководителями структурных подразделений, их заместителями по работе с личным составом, офицерами-наставниками и т. д.). Если оно приобретает со стороны воспитателей авторитарный характер, это отрицательно сказывается на воспитуемых, подавляет их инициативу, активность, самостоятельность. Поэтому многое в стимулировании самовоспитания зависит от правильных взаимоотношений с сотрудниками различного возраста и должностного положения.

На всех возрастных этапах развития личности сотрудника органов внутренних дел особенно велико влияние на нее коллег по работе, членов семьи, друзей и это надо учитывать при стимулировании самовоспитания. При этом необходимо осуществлять определенную последовательность педагогических действий, направленных на стимулирование самовоспитания сотрудника.

§ 3. Диагностика готовности сотрудников к самовоспитанию



Стимулирование самовоспитания сотрудников начинается с диагностирования их готовности к нему. Это необходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование, как показывает практика и специальные исследования, осуществляется по трем критериям: когнитивному, мотивационному и деятельностному. При этом, прежде всего, выясняется, знает ли сотрудник способы самопознания и регулирования своего поведения, желает ли он больше узнать о себе и изменить себя, предпринимает ли он что-то реально для этого.


В процессе диагностики руководителю педагогического коллектива и его членам целесообразно организовать:

  • анализ мотивов самовоспитания сотрудников;

  • анализ поведения сотрудников органов внутренних дел в естественных или искусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, профессиональной, общественной и других видах деятельности, в процессе общения с коллегами, с педагогами-воспитателями и другими людьми;

  • наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную и планомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении сотрудниками самих себя, своего отношения к себе и окружающей действительности, к профессиональной деятельности;

  • профессионально ориентированные беседы, являющиеся одновременно и методом изучения, и методом воспитания сотрудников, формирования у них установок на самовоспитание;

  • анализ самооценок сотрудников, высказанных в процессе беседы;

  • экспресс-опрос сотрудников, анализ результатов деятельности, позволяющих получить определенную информацию от большого числа людей за небольшое время;

  • хронометраж, позволяющий довольно быстро получить информацию не только о том, как сотрудники планируют и проводят свой рабочий день, но и наличие (или отсутствие) у них таких качеств, как умение планировать и организовывать время, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность к самоанализу и т.д.; одновременно хронометраж выступает и стимулом самовоспитания;

  • обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставление характеристик различных проявлений сотрудников разными людьми (руководителем структурного подразделения, коллегами, товарищами);

  • профессионально-педагогический консилиум — совместное (педагогическим коллективом) обсуждение индивидуальных особенностей сотрудников всеми или несколькими педагогами-воспитателями, знающими их, определение способов стимулирования самовоспитания.

Однако как хорошо ни изучил бы руководитель, член педагогического коллектива каждого сотрудника, ни диагностировал бы процесс и результаты самовоспитания, оно немыслимо без того, чтобы каждый из них сам хорошо знал себя, свои достоинства и недостатки, а потому важнейшей задачей педагогического коллектива как на этапе диагностики самовоспитания, так и на всех других его этапах является
обучение сотрудников способам самопознания.

Обучение способам самопознания — это уже переход от диагностики самовоспитания сотрудников к его стимулированию. Поэтому очень важно в процессе диагностики самовоспитания сотрудников, которая сама по себе — хотят они того или нет — способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя, стремиться к тому, чтобы изучение самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.
Вопросы для самоконтроля:

  • Какие признаки позволяют отнести профессии и специальности в органах внутренних дел к социономическим профессиям?

  • Дайте определение понятию «коллектив сотрудников органов внутренних дел».

  • Какие характеристики организованной группы сотрудников органов внутренних дел, выполняющих решение служебных задач должны учитываться при осуществлении воспитательной работы с ними?

  • Дайте определение понятию «воспитывающая среда».

  • Что понимается под воспитанием?

  • Раскройте содержание понятия «формирование личности».

  • В чем сущность индивидуальной воспитательной работы?

  • Назовите цель и задачи индивидуальной воспитательной работы?

  • Раскройте содержание принципов, используемых в индивидуальной воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел.

  • Назовите методы индивидуальной воспитательной работы. Какой (ие) из них, на Ваш взгляд, является более результативным?

  • Назовите методы индивидуальной воспитательной работы. Какой из них, на Ваш взгляд, является более результативным?

  • Кто осуществляет контроль за состоянием и результативностью деятельности субъектов индивидуальной воспитательной работы в органе (подразделении) внутренних дел. Какие функции, при этом, решаются?

  • Дайте определение самовоспитания и перечислите его особенности.

  • Вычлените основные этапы самовоспитания и обоснуйте условия эффективности работы на каждом из них. Назовите методы и приемы самовоспитания. Проанализируйте, насколько они удовлетворяют Вас.

  • Как соотносятся воспитание, самовоспитание и саморазвитие?

  • Какие этапы реализуются в процессе самовоспитания сотрудника органов внутренних дел?

  • Какую роль играет самопознание в самовоспитании сотрудника органов внутренних дел?


Задания для самостоятельной работы:

  • Проанализируйте причины, вследствие которых индивидуальной воспитательной работе отводится важное место в системе воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.

  • Укажите и проанализируйте основные структурные элементы системы ИВР.

  • Исследуйте основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы. Укажите необходимые условия успешности их применения.

  • Изучите себя, составьте свой психологический портрет. Составьте для себя программу самовоспитания.

  • Проанализируйте результативность собственного самовоспитания и на научной основе определите пути его дальнейшего совершенствования.

  • Составьте таблицу, в которой отразите средства стимулирования самовоспитания сотрудников органов внутренних дел.



Литература по разделу:

  • Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.

  • Байкова Д. А., Гребенникова Л. И. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001.

  • Бардовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб., 2001.

  • Будило И. В. Психолого-педагогические аспекты развития, воспитания и формирования личности, их учет в работе преподавателя вуза (учебно-методические материалы в помощь молодому преподавателю образовательного учреждения МВД России) / Сборник научных статей преподавателей и выпускных работ слушателей школы педагогического мастерства за 1995-1997 гг. — М.: Академия управления МВД России, 1997.

  • Будило И. В., Дроздов В. А., Иванов Ю. П., Карпов В. С., Федотов А. А. Методические рекомендации по организации индивидуальной воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел / Актуальные вопросы воспитательной работы в системе МВД России: Учебно-методические материалы (дсп). — М.: Академия управления МВД России, 1997.

  • Будило И. В., Козлов С. С. Совершенствование форм и методов обучения сотрудников органов внутренних дел / Актуальные вопросы политики в современных условиях. Периодический сборник научных трудов. Выпуск IV, декабрь, 2003 г. — Хабаровск: Дальневосточный институт менеджмента, бизнеса и права. 2003.

  • Вульфов Б. 3. Семь парадоксов воспитания. — М., 1994.

  • Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики. — М., 2000.

  • Гликман И. З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос-Пресс, 2002.

  • Гребенюк О. С, Рожков М. И. Общие основы педагогики. — М., 2002.

  • Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. — Ростов-н-Д.: Март, 2002.

  • Макаренко А. С. О моем опыте / Сочинение: В 5 т. Т. 4. — М., 1984.

  • Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие. — М.: Педагогическое об-во России, 2002.

  • Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004.

  • Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. — Казань, 1997.

  • Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

  • Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации / Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 г.
    № 78-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 1.04.2005 г. № 27-ФЗ, с изм., внес. Федеральными законами от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 177-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ).

  • Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации / Постановление Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288, Федеральных законов от 30.06.2002 г.
    № 78-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 1.04.2005 г. № 27-ФЗ, с изм., внес. Федеральными законами от 21.07.1998 г. № 117-ФЗ, от 17.07.1999 г. № 177-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ).

  • Приказ МВД России от 1.02.2007 г. № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».

  • Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник / Под ред. В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  • Решение коллегии МВД России от 23.12.1998 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД Российской Федерации». Объявлено приказом МВД РФ от 11.01.1999 г. № 12.

  • Решение коллегии МВД РФ от 29.10.1993 г. № 5 км/1 «О состоянии и мерах по совершенствованию воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел». Объявлено приказом МВД РФ от 19.11.1993 г. № 501.

  • Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. — М.: Владос-Пресс, 2004.

  • Юдин В. В. Педагогическая технология. — Ярославль, 1997.

  • Юридическая педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2004.

  • Юридическая прикладная педагогика / Под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. — М., 2008.