Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 751

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



КОНЦЕПЦИЯ 1) Комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении и событии, позволяющих более глубоко понять и проникнуть в существо проблемы, определяющих методологию и организацию практической деятельности; 2) идейно-творческая трактовка темы, основная мысль научного или художественного произведения.

«КРУГЛЫЙ СТОЛ» — активная форма обучения, при которой участники имеют равные возможности для высказывания при обсуждении одной или нескольких проблем.

КРУГОЗОР — пространство, видимое с определенной точки. Метафорическое выражение, характеризующее объем познаний человека, круг его интересов и представлений о жизни, диапазон ее восприятия, широту видения мира и глубину его понимания.

КУЛЬТУРА — совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных человеческим обществом: а) совокупность достижений человеческого общества в различных сферах его жизнедеятельности: в технологии, экономике, политике, социальных отношениях, духовной области; б) уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения индивидом накопленного человечеством социального опыта и способностью к его обогащению.

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ — качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — характеристика по критерию и мере соответствия нравственно-этическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

КУЛЬТУРА РЕЧИ — владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и др.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.


КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ), ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ — 1) структурное подразделение образовательного учреждения высшего профессионального образования, целью которого является удовлетворение потребностей специалистов предприятий (объединений), организаций и учебных учреждений в получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте; 2) проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан, подготовка их к выполнению новых трудовых обязанностей, консультационная деятельность.
Л
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ — совокупность слов, количество которых является максимальным с точки зрения возможностей обучающихся и минимальным с точки зрения системы языка и позволяет пользоваться языком как средством общения. В Л.м. отбираются слова с учетом ряда показателей: частотность, употребительность, словообразовательная и семантическая ценность, учебно-методическая целесообразность и др. Л.м., как правило, входят в комплекс материалов, наряду с программой и типовым тестом, для желающих определить свой уровень владения иностранным языком. Л.м. дают представление о том, на базе каких слов составлены тестовые задания и тексты, каким объемом лексики должен владеть тестируемый. Для составителей тестов и специалистов, проводящих тестирование, Л.м. необходим, чтобы определить содержание теста, не завысить и не занизить уровень, а также для того, чтобы корректировать требования при оценке ответов тестируемого. Л.м. однозначны, ориентированы на определенный этап обучения. Л.м. для разных уровней взаимосвязаны и представляют словарную серию градуальных Л.м.

ЛЕКЦИЯ (лат. lectio — чтение) — 1) систематическое устное изложение учебного материала. Одна из разновидностей обучения, чередуется с семинарами, деловыми играми, практическими занятиями. Одним из приемов улучшения усвоения слушателями лекционного материала является ведение письменного конспекта Л.; 2) публичное выступление в форме доклада по вопросам науки, техники, искусства.

В тестировании для проверки аудитивных навыков и умений используется аудио-текст, проверяющий умение выделять основную информацию, понимать содержание отдельных фрагментов, логику авторского рассуждения, его (автора) выводы и отношение к обозначенной проблеме.



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛЕКЦИИ — это совокупность условий, обстоятельств, предпосылок и причин психологического содержания, анализ и учет которых улучшает качество лекции.

П.ф.л. включают в себя: социально-психологические свойства учебной группы (познавательно-ценностные ориентации, сплоченность группы, структуру группы, возрастной диапазон членов группы, профессиональный стаж, квалификацию); 2) закономерности адаптации к непривычной форме деятельности (учебной) и новым социально-ролевым функциям (слушателей, студентов); 3) динамику умственной работоспособности в течение недели, на протяжении одного учебного дня, одной лекции; 4) коммуникативные качества преподавателя; 5) отношения и мотивы слушателей, связанные с тематикой лекции. Особое значение имеют умственная работоспособность слушателей в условиях непривычной (учебной) деятельности и их отношение, а также мотивы к этой деятельности. Лучшая умственная работоспособность бывает в позднее утреннее и раннее дневное время (с 10 до 13 часов), в середине недели. Устойчивость внимания имеет колебания с периодичностью 15-18 минут. В течение двухчасовой лекции восполнение колебаний внимания обеспечивается повторением наиболее важных положений.

Коммуникативные качества преподавателя имеют одно из важнейших значений в обеспечении качества лекции. Темп речи преподавателя должен быть согласован с возможностями слушателя понять смысл услышанного и записать главное. Этому темпу речи соответствует скорость изложения до 90 слов в минуту.

К коммуникативным качествам лектора относится его способность пробуждать и поддерживать эмоциональный интерес к лекции, обеспечивать активное восприятие и ос­мысление содержания. Лектор использует приемы невербального общения (интонацию речи, темп, жестикуляцию, мимику), а также обращается к житейскому опыту и профессиональным знаниям слушателей.

ЛИДЕР (англ. leader — ведущий, руководитель) — социологический и социально-психологический термин: член группы, осуществляющий руководство. Термин подразумевает прилагательное «официальный» — старший в группе или «неофициальный» — вожак, фактически ведущий за собой группу. Лучше всего, когда тот и другой Л. совпадают в одном человеке.

ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОВД
это такое качественное состояние их профессиональной деятельности, при котором уровень профессионального риска не представляет реальной угрозы для жизни, здоровья и психологической стабильности личности сотрудника, позволяет результативно исполнять профессиональные обязанности.

ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯсовокупность качеств и свойств, необходимых для успешной деятельности. Руководящая деятельность своеобразна по своим целям, задачам, мотивам, способам, условиям, трудностям, результатам. Руководителю необходимы организаторские способности, умение верно определять цель действий и способы выполнения стоящих задач, настойчивость и решительность. Каждому руководителю нужен глубокий, быстрый и гибкий ум, хорошая память на лица, внимательность к людям, толковость, сообразительность и распорядительность, общительность, умение вдохновлять людей, самообладание, инициативность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество и дисциплинированность.

В деятельности руководителя важна роль познаватель­ных процессов, особенно речи и мышления. Речь руководителя проявляется в устных и письменных распоряжениях, требованиях, указаниях. Она характеризуется ясностью, определенностью, краткостью, категоричностью, логичностью. Условием силы ее психологического воздействия является учет особенностей, опыта, настроения, установок людей. Важны самообладание, выдержка руководителя, недопустимы раздражение, неуверенность, грубость. Мышление руководителя должно отличаться целеустремленностью, гибкостью, глубиной, смелостью. Руководителю необходимо программировать свою и общую деятельность, подвергать всестороннему глубокому и объективному анализу процесс труда, различные и порой противоречивые данные, определять и предвидеть ход событий. Четкое мышление руководителя неотделимо от проявлений его воли, самостоятельности, организованности, выдержки.

Авторитет Л.р. повышается тогда, когда он показывает пример общей и профессиональной культуры, требова­тельности к себе, самокритичного отношения к результатам своей работы, правильно, объективно оценивает способности и заслуги других, когда его отличает скромность и общительность, чуткое, внимательное отношение к нуждам и запросам своих работников. Только на этой основе руководитель будет готов к сознательному выбору средств, приемов и методов деятельности, позволяющих при наименьшей затрате сил и средств дать наиболее эффективные результаты.


ЛИЧНОСТЬ — персонифицированная совокупность социально значимых качеств человека, характеризующая его как члена общества, гражданина, работника, как носителя социальных ролей, присущих взрослому члену общества, и как субъекта различных видов социальной деятельности. Личностные качества подразделяются на четыре категории: а) общечеловеческие или родовые, свойственные всем взрослым людям; б) общесоциальные, характерные для членов данного общества; в) специфические, определяемые принадлежностью к определенной социальной общности и группе внутри нее; г) индивидуальные, присущие только данному лицу.

ЛИЧНОСТЬ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯ(лат. aktualis — действительный, настоящий) — тип личности по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Л.с. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР — один из методов стимулирования педагогического, основанный на явлениях психологического заражения и подражания и заключающийся в преднамеренно выстраиваемом и контролируемом педагогом собственном поведении с учетом его влияния на поведение и развитие обучающихся.
М
МАСТЕРСТВО — проявление талантливости человека в деятельности, которое раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникшей задачи.

МАСТЕРСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — психическое образование, проявляющееся в высоком уровне развития знаний, навыков, умений, профессионально важных качеств личности, обеспечивающих ее успех в данной профессиональной деятельности.

МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это свойство личности, проявляющееся в терпимости к представителям других национальных (этнических) групп с учетом их менталитета, своеобразия самовыражения.