Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 558
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Квалификация по направлениям или специальностям высшего профессионального образования — уровень, обученности и подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ — имеющий определенную квалификацию, опыт, знания и качества для успешной работы по специальности.
• Квалифицированный труд — труд, для выполнения которого требуется специальная подготовка.
• Квалифицированный специалист — сотрудник, получивший специальное образование и соответствующую профессиональную подготовку, а также обладающий профессионально важными психическими качествами и способный выполнять работу высокого качества.
Квалифицировать (ср.лат. qualificare определять, устанавливать качество) — 1) относить по качеству, признакам к какому-либо разряду или категории; 2) определять пригодность какого-либо лица к определенной работе.
КЛИМАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в учебной группе (кафедре, отделе).
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ — понятия, определяющие основную тему умозаключения. В дефинициях — это понятие более широкое и указывающее на специфические различия.
КОЛЛЕКТИВ — группа людей, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (по А.В. Петровскому).
К. — группа людей, объединенная совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества. Степень подчинения каждого члена К. этой цели определяет межличностные отношения и через них психологический климат данного К., степень его сплоченности, а при достаточно высокой сплоченности — самоукрепление (по К. К. Платонову).
Коллективность — свойство коллектива как высшая форма совместимости, подчиненной целям, вынесенным за его пределы. К. появляется в коллективной деятельности, коллективном мышлении, коллективном творчестве.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ — умение общаться с людьми, вступать в контакт, обладать общительностью, адаптироваться в новых условиях.
КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio делаю общим, связываю) — действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми. Различаются формы К.: непосредственная и опосредованная. В непосредственной К. человек реализует два языка: вербальный (словесный) и невербальный (язык жестов, лимиты, интонации).
Основные функции К. состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого из участников. Разновидности функций К.: управленческая, информационная, эмоциональная, фактическая (связанная с установлением контактов). По соотношению этих функций условно выделяются сообщения: побудительные (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативные; экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания); фактические (установка и поддержание контакта).
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела».
Обычно употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и разрешаемых проблем. В отличие от термина квалификация, нейтрального в нравственно-этическом отношении, имеет в виду способность оплачиваемого работника принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям служебного и общественного долга. В этом контексте К. понимается как личностное качество субъекта специализированной деятельности в системе социального и технологического разделения труда.
Компетентный (лат. competens (competentis) надлежащий; способный) -знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.
КОМПЕТЕНЦИЯ (лат. competentio соразмерность, симметрия; compete добиваться, соответствовать; com-(cum-) с, вместе с + peto стараться достать; искать, просить, требовать; доставлять) — 1) круг полномочий учреждения или лица, то, что подлежит их ведению; 2) сфера осведомленности, область знания кого-либо.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ —
ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД — исследовательский метод, предусматривающий изучение образования взрослых как специфического социального института в единстве его социально-экономической, психологической и педагогической проблематики. Важное требование комплексного подхода — учет взаимодействия разнохарактерных факторов, обусловливающих эффективность образования взрослых.
КОНСТИТУЦИЯ — основной учредительный закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, обязательный для всех граждан, государственных и общественных органов.
КОНФЕРЕНЦИЯ — мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению. Участники К. должны быть компетентными и полномочными, чтобы давать рекомендации по обсуждаемым вопросам.
КОНФОРМНОСТЬ — (лат. conformis — подобный, сообразный) — внешнее согласие человека с собеседником или группой при сохранении внутреннего несогласия, сознательное приспособленчество.
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ — в психодиагностике основной и достаточно стабильный показатель умственного развития. Вычисляется на основе диагностического обследования путем деления так называемого умственного возраста (определяется по числу выполненных заданий) на хронологический, или паспортный, возраст и умножения полученного частного на 100. Величина ниже 100 свидетельствует о том, что испытуемый не справляется с соответствующими его возрасту заданиями (коэффициент ниже 84 считается показателем низкого интеллекта, коэффициент выше 116 — показатель высокого интеллектуального развития).
КОЭФФИЦИЕНТ СТАБИЛЬНОСТИ (coefficient of stability). Одна из составляющих коэффициента надежности теста, показатель корреляции между результатами двух последовательных тестирований одного и того же контингента испытуемых одним и тем же тестом.
КОЭФФИЦИЕНТ УСВОЕНИЯ (Ка). Отношение числа правильно выполненных заданий (Q) к общему количеству заданий (Р). Положительная оценка выставляется, если Ка> 0,7 (0,7 — 0,8 = «3»; 0,8 — 0,9 = «4»). Это значение является нижней границей усвоения.
КРИЗИС — (гр. crisis решение, поворотный пункт) — в практической психологии выделяют две группы К.
Группа первая — К. нормативный. Это возрастной, профессионально-должностной, познавательный.
В системе подготовки персонала для ОВД учет особенностей К.н. должен быть заложен в организацию учебного процесса. Например, одна и та же тема обучения — трудовое законодательство — должна по-разному излагаться молодым, начинающим руководителям и опытным, хорошо знающим азы КЗОТа.
Группа вторая — К. травматический. К.т. — это психическое состояние человека, обусловленное появившейся проблемой. От этой проблемы человек не может уклониться (по разным причинам) и не способен (не имеет возможностей) ее разрешить правильным способом в короткое время.
Причины К.т.: тяжелое заболевание, понесенный материальный ущерб, резкое изменение социального статуса.
Могут быть выделены два основных варианта посткризисного этапа жизни. Вариант первый сохраняет определенный шанс восстановления имевших место потерь (финансовых, материальных, соматических). Второй вариант кризиса способствует бесповоротному изменению образа жизни, перечеркивает замыслы, приводит к переосмысливанию собственного назначения и морально-нравственных ценностей.
В системе подготовки персонала К.т. нередко присущ лицам, долгое время безработным и переобученным новым профессиям. Поэтому учебно-тематическая работа должна дополняться консультативно-психологической и психотерапевтической.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ — отбор и распределение методов воспитания по определенным группам согласно выбранному критерию. Облегчает понимание, усвоение и использование методов педагогом.
КРИТЕРИИ — признак, который является основным для оценки, определения или классификации чего-либо, безмерная величина.
Критерий оптимальности — конкретный признак, мерило, с помощью которого отбирается наилучший из нескольких вариантов управленческого решения.
КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectives — собирательный) — группа людей, объединенных единой общественно значимой деятельностью, сплоченных стремлением к достижению ее общей цели и находящих при этом возможности удовлетворения своих интересов, проявлений своей индивидуальности, профессионального и личностного потенциала, его повышения, в которой взаимоотношения с другими людьми строятся на основе коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, взаимопомощи и поддержки, положительно влияющих на воспитанность, обученность, образованность и развитость друг друга.
КОНФЛИКТ — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
КОНФРОНТАЦИЯ — скрытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение.