Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 724

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


ДЕЛОВАЯ ИГРА — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, располагающие различной информацией, наделенные ролевыми функциями и действующие по заданным правилам.

Деловые игры — ролевое воссоздание предметного и социального содержания той или иной деятельности, характерных для нее особенностей взаимодействия, общения и взаимоотношений. Мотивация взаимовосприятия, нормы поведения участников Д.и. позволяют достигать дидактических и воспитательных целей. В вузовском учебном процессе применяются различные виды Д.и.: ролевые ситуационные, ролевые статусно-позиционные и предметные. Специфика ролевого поведения учащегося выражается в положительном отношении к изучаемому предмету, повышенной требовательности к самому себе. Установлено, что в игре ситуационно активизируются эмоции и чувства обучаемых, влияющие на формирование адекватного ролевого учебного поведения, что в свою очередь влияет на эффективность усвоения учебного материала. При организации обучения и формировании стиля обучения в системе «преподаватель — обучаемый» целесообразно учитывать некоторое повышение внушаемости и эмоциональности учащихся, а также их интеллектуальных возможностей. Вид Д.и. следует выбирать в зависимости от характера учебного материала и этапа работы над его усвоением. В образовательных учреждениях создаются банки Д.и., которые дают преподавателям возможность отбирать для учебного процесса наиболее целесообразные виды этих игр.

Активная форма обучения, задающая различные позиции или роли игроков, или правила действий. Можно выделить организационно-деятельностные и ролевые игры.

ДЕМОКРАТИСЕСКИЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ — стиль общения педагога с обучающимися, для которого характерно равноправие и взаимоуважение сторон, стремление к сотрудничеству, взаимное доверие, стремление педагога понять детей и помочь им.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ, ОПЫТОВ и др.) — наглядный метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания обучаемых на существенные (а не случайно обнаруженные) характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения преподавателя и является средством активизации учебной деятельности,
развития наблюдательности; может служить источником новых знаний.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ — одно из возможных представлений объекта в виде иерархической структуры — дерева — уровней, целей, задач и средств их достижения.

ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — 1) специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порожденная потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека; 2) форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта. Структурные составляющие Д. — цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно Д. раскладывается на действия.

Выделяются три основные группы человеческой Д.: труд, игра, отдых. Всякая Д. включает в себя и внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) Д. производная от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризация). Однако затем действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, сами подвергаются обратному преобразованию (экстериоризации).

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАНИЯ — измерение хода и результатов воспитательного процесса, позволяющее оценивать и своевременно корректировать, совершенствовать этот процесс.

ДИДАКТИКА — раздел педагогики, теория обучения. Изучает закономерности процесса обучения. Разрабатывает принципы отбора его содержания и систему форм, методов, средств, обеспечивающих его успешное освоение субъектами учебной деятельности.

ДИСКУССИЯ — метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск решения какой-либо проблемы.

ДИСПУТ (лат. disputere — рассуждать, разбирать, спорить) — устный ученый спор; прения после публичных лекций, докладов обычно с заранее намеченными оппонентами.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Д.о.

является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ — один из принципов воспитания, заключающийся в негласном и неофициальном разделении воспитателем людей на различные условные группы по тем или иным основаниям (например, по уровню воспитанности, активности или пассивности, спокойствию или возбужденностью и т.д.).

ДОКУМЕНТ — 1) материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленную установленным порядком и имеющую в соответствии с действующим законодательством правовое значение; 2) средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Основной задачей Д.о. является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста и руководителя в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
Ж
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ — наиболее выраженные и потому основные компоненты ее направленности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.
З
ЗАДАЧА — цель, поставленная в конкретных условиях, требующая исполнения, решения.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ — объективно существующая, часто повторяющаяся и наиболее существенная связь явлений в области воспитания.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям конкретного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

ЗНАНИЕ — результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий. Истинные 3. — результат познания, проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой. 3. обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. 3. — один из трех атрибутов сознания человека, определяющий и субъективный тезаурус данного индивида. 3. — отражение в голове человека свойств предметов, явлений окружающего мира (фактов, понятий, терминов, определений, законов, теорий) и способов действий с ними (правил, приемов, способов, методов, предписаний).

И
ИГРА — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

ИДЕАЛ — образец, высшая цель, определяющие способ мышления и деятельности личности, группы, класса. В качестве И. могут выступать представления о: совершенном общественном строе, совершенной личности, прекрасном.

Психологический И. — форма направленности личности, воплощенная в конкретном образе, которому человек хочет подражать или к которому хочет стремиться.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — психологическая неповторимость человека. Свойства И. обеспечивают интеграцию всех личностных свойств, гармонию внутреннего мира человека, уравновешенность и субъективность (человек управляет своей жизнью, строит ее по выработанному образцу, самоопределяется).

И. — кульминационный этап развития человека. Чтобы стать И., нужно прежде всего стать личностью, преломить в своем сознании социальный опыт, выработать свою позицию, ценности, убеждения, мировоззрение, управлять не только своим развитием и жизнью, но и способствовать развитию духовных сил и способностей других людей.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ — те особенности, которые создают индивидуальность личности, т.е. ее неповторимость, ее своеобразие, ее отличие от других людей (темперамент, характер, способности и др.).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ — один из принципов воспитания, заключающийся в организации воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ — равнодушие, безучастность друг к другу.
ИНИЦИАТИВА — почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии.

ИННОВАЦИЯ — внедрение новых прогрессивных технологий, методов управления, видов деятельности и т.д.

ИНСТРУКТАЖ — вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает в себя элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. И. подразделяется на вводный, текущий, заключительный.

ИНСТРУКЦИЯ — положение, содержащее нормы и правила, регламентирующие порядок и условия осуществления какой-либо деятельности.

ИНТЕЛЛЕКТ — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Содержательное определение самого И. и использование средств измерения И. зависят от характера соответствующей общественно значимой активности индивида (учение, производство, политика и др.). И. — сложное интегральное образование, включающее различные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание) в их взаимосвязи.


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНОСТЬ — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с полуслова.

ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И.

ИНТЕРНЕТ — всемирная компьютерная сеть, основное назначение которой сбор и прием (передача) информации. Информационные ресурсы Интернет могут использоваться в науке и технике, системе образования, экономике и бизнесе, для общения и отдыха.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ — полезность данных, сведений, знаний и важность, насыщенность содержанием в небольшом по объему документе, микрофильме, видеокассете или в других носителях информации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — процесс обработки, передачи и распространения информации, ее преобразования и представления. Данная технология включает различные процессы — проектирование гаммы приборов, машин и устройств, аппаратных средств ЭВМ, разработку и подготовку различного программного обеспечения и т.д.

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА (ИПС) — система языковых алгоритмических и технических средств, предназначенных для хранения, поиска и выдачи необходимой информации.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА — средства техники, предназначенные для передачи информации.

ИНФОРМАЦИЯ — совокупность различных данных, являющихся компонентами инноваций на данный отрезок времени.

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ — наличие достоверных сведений для организации процесса управления.

ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ — мастерство педагога (воспитателя) в использовании воспитательных средств, обеспечивающее высокий результат воспитательной работы.
К
КАЧЕСТВО — длительно существующая черта личности, проявляющаяся последовательно в широком спектре ситуаций.

КВАЛИФИКАЦИЯ (ср.лam. qualificatio; от лат. qualis каю какого-либо качества + facere делать) — уровень освоения профессии или специальности, характеризуется степенью готовности ее носителя к выполнению задач определенной сложности. В более широком употреблении термин обозначает готовность субъекта к успешному разрешению проблем и выполнению задач, сопряженных с тем или иным видом деятельности, и в этом смысле близок по значению термину