Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
МЕРОПРИЯТИЯ — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые для обучающихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
МЕТОД — в переводе с греческого языка означает способ достижения определенной цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций какого-либо действия. Когда речь идет о раскрытии этого понятия в педагогическом плане, то под методами воспитания обычно понимают совокупность средств и приемов однородного педагогического воздействия на воспитанников.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — последовательное чередование способов взаимодействия преподавателя и обучаемых, направленное на достижение определенной цели (прежде всего — на решение задач образования) посредством проработки учебного материала. В М.о. задан способ приобретения знаний и степень участия самого обучаемого. В зависимости от характера познавательной деятельности обучаемых выделяют следующие М.о.: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый метод; исследовательский метод обучения,
МЕТОДЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ — разные способы анализа и синтеза операций, процедур, блоков, представляющие собой в совокупности процесс управления.
МЕТОДИКА — система методов, выступающая как совокупность способов решения задачи, целесообразного проведения какой-либо работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения.
МЕТОДОЛОГИЯ — это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система философских, научных, социально-политических, эстетических и иных взглядов и убеждений, а также морально-этических принципов, определяющих отношение человека к окружающей его действительности и общую направленность его поведения. Формирование мировоззрения — пожизненный процесс, не имеющий какой-либо заранее установленной меры.
МОДЕЛЬ — искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических знаковых формул, физической конструкции и т.п., который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами.
МОЗГОВАЯ АТАКА (МОЗГОВОЙ ШТУРМ) — работа по определенным правилам, таким, как максимальная активность, отсутствие критики, поиск различных вариантов, творчество.
МОЛОДЕЖЬ — это общественная группа, которая характеризуется границами возрастного признака в пределах от 14 до 35 лет, отличается наибольшей интенсивностью психобиологического развития и на базе его — наиболее активным поиском, принятием, освоением социальных ролей, достижением наиболее эффективного ролевого функционирования в рамках конкретно-исторических условий данного общества.
Психологическое содержание этого понятия составляют психологические характеристики юношеского и первых взрослых возрастов. Нижняя граница периода молодости определяется по психобиологическим критериям и отражает качественный перелом в развитии психики, связанный с половым созреванием, с переходом от отрочества к юности (14-15 лет). Относительно верхней границы периода между исследователями нет согласия.
МОЛОДОСТЬ — переход от юношества к зрелости (от 17-18 до 23-25 лег). В различных вариантах возрастной периодизации этот период времени назван по-разному (по данным предварительной периодизации на симпозиуме в Москве в 1965 г. — юношеский и начало первого периода зрелого возраста; по Д. Бромлей, англ. 1996 г. — поздняя юность и ранняя взрослость; по данным антропологических исследований В.В. Бунака и В.В. Гинзбурга — юношеский и начало взрослого возраста; по Э. Эриксону, — американскому психологу — половая зрелость, подростничество, юность и начало ранней взрослости и т.п.).
МОНИТОРИНГ — непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды, управляемое путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций.
МОТИВ — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.
МОТИВАЦИЯ — осознанное побуждение, заинтересованность совершать определенные действия, направленные на удовлетворение коллективных и индивидуальных потребностей.
Мотивация достижения — выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» — активность — цель — «достижение успеха». М.д. отражает потребность личности всеми доступными средствами избежать неудачи и достичь желаемого результата. Основные типы М.д. складываются в возрасте от 3 до 13 лет и формируются под влиянием родителей, особенно матери, и других окружающих ребенка людей.
Мотивация избегания неудачи — выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности с преобладанием М.и.н. главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, ее полного или частичного недостижения.
Мотивацияучебной деятельности — совокупность внешних побуждений, индивидуальных стремлений и рациональных доводов, определяющих принятие лицом аргументированного решения о продолжении образования; персонифицированный процесс формирования внутренней готовности к принятию такого решения, обусловленный социальными обстоятельствами и личностными качествами взрослого человека, определяющими и стимулирующими его учебно-познавательную активность.
МЫШЛЕНИЕ — познавательная деятельность человека по выявлению внешне скрытых особенностей объекта, характеризующаяся обобщенностью и опосредованностью; применение, преобразование и обновление запаса полученных в учении знаний. Мышление теоретическое — познание и обнаружение законов, принципов. Мышление практическое — познание, осуществляемое в ходе практической деятельности, выработка планов и программ действий. Мышление творческое — создание в ходе познания субъективно и объективно нового продукта.
Н
НАБЛЮДЕНИЕ — один из основных эмпирических методов психологического и педагогического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания психологического смысла этих явлений.
НАВЫК — действие, ставшее автоматическим. Выполнение Н. в отличие от умения не требует осознания и поэтому свободно от дополнительных психических и физических усилий. Различаются разновидности Н.: двигательные (психомоторные), сенсорные, умственные (мыслительные, мистические, волевые), речевые и другие.
Формирование Н. связано с упражнением и складывается из трех основных этапов: аналитического, синтетического и автоматизации. Сначала формируются отдельные приемы и операции,
затем они объединяются в единое действие, которое совершенствуется. Завершающий этап — автоматизация и включение Н. в деятельность. Выделяются объективные и субъективные факторы формирования навыка. К первым относятся: структура и закономерности формирования; методика обучения; квалификация преподавателя; организационно-технические средства обучения. Ко вторым: психофизиологические; работоспособность; состояние здоровья; эмоциональное состояние; психические; способности общие и специальные; мотивы; уровень субъективного контроля; представление о себе.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее Н. облегчает приобретение сходного Н.
Для сохранения Н. следует систематически использовать его, в противном случае возникает деавтоматизация, когда утрачивается быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий. И человеку вновь приходится обращать внимание на каждое свое движение, сознательно контролировать способ его выполнения.
Способы формирования Н.: демонстрирование, объяснение, совмещение демонстрирования и объяснения. Психологическая сущность формирования Н. заключается в обеспечении возможности обучаемому осознать схему действия.
НАГЛЯДНОСТЬ — специальные средства языкового и экстралингвистического характера, используемые для контроля и самоконтроля знаний, навыков, умений. В тестах по фонетике, аудированию применяется языковая наглядность (непосредственная демонстрация языка в виде воспринимаемой на слух речи). Неязыковая наглядность, статичная и динамичная (предметно-изобразительная — серии сюжетных картинок, диа-, кино-, телесюжеты, изображение предметов, людей), и графическая (таблицы, схемы, карты, диаграммы и др.), используется как при контроле языковых (лексических и грамматических), так и речевых навыков.
НАКАЗАНИЕ — один из методов воспитания, позволяющий при необходимости продемонстрировать человеку свое осуждение его поступков или мотивов поведения. Н. — очень сильное средство воздействия, его применение требует большого такта и осторожности; наказывать можно в исключительных случаях.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ — одна из подструктур личности, являющаяся ее высшим уровнем. Н.л. имеет ряд качеств: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность — и ряд форм: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения. Н.л. формируется путем воспитания.
НАРУШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ — неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (Конституции РФ, УПК РФ, КоАП РФ, Закона РФ «О милиции», федеральных законов и законов субъектов РФ), приказов Министерства внутренних дел РФ и совместных приказов федеральных органов государственной власти РФ, а также приказов и распоряжений руководителей органов внутренних дел по субъектам федерации, городам и районам, регулирующих отношения в сфере внутренних дел. Нарушения законности всегда отрицательно влияют на состояние правопорядка, обеспечение, охрану и защиту прав и свобод граждан, юридических лиц.
НАРУШЕНИЕ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ — несоблюдение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, приказами Министерства внутренних дел РФ и прямых начальников порядка и правил исполнения общемилицейских и должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.
Законность в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел выполняет роль принципа, метода и режима осуществления правоохранительных задач и реализации функций в сфере внутренних дел. Законность призвана обеспечить соблюдение, охрану и защиту прав и свобод граждан, интересов юридических лиц, общества и государства от преступных и других противоправных посягательств.
НАУЧЕНИЕ. Определение Н. возможно только в самой общей форме, так как процессы, в результате которых оно возникает, мало изучены. Под Н. понимают устойчивое и целесообразное (для человека) изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физическими реакциями организма. Н. есть следствие и прямой результат учения и заключается в усвоении человеком определенных знаний и конкретных действий. Научение — приобретение индивидуального опыта, прежде всего в форме автоматизированных навыков. Осуществляется чаще путем упражнения, запечатления, ассоциирования, иногда — в сознательной деятельности. Учение отличается от научения выраженными мотивами и целями самого субъекта, возможностью выбора им способа действия.