Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 752

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



О.п. может быть групповым и индивидуальным,

О.п. выступает объектом правовой, моральной, этической, управленческой, психологической и педагогической оценки и регуляции.
П
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс, направленный на формирование у человека любви к своей Родине, готовности служить ее интересам, выполнять конституционные обязанности по защите Родины. Патриотизм неразрывно связан с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ) КОМПЛЕКСЫ — совокупность научно-обоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — система научных знаний (как часть теории воспитания) об организации педагогического воздействия; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, для достижения конкретного педагогического результата.

ПЕРЕКВАЛИФИКАЦИЯ — приобретение новой специальности в пределах той же или иной профессии.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ — обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений, навыков в профессионально-должностной деятельности. Согласно Закону РФ «Об образовании», П.к. для специалистов и руководителей проводится не реже 1 раза в пять лет. П.к. включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (72-100 часов), длительное (свыше 100 часов).

ПОДАВЛЕНИЕ — достаточно распространенный тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой.

ПООЩРЕНИЕ — представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования сотрудников.

ПОХВАЛА — конкретный прием поощрения, имеющий вид словесной положительной оценки.

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — это целенаправленная деятельность руководителей, сотрудников воспитательных подразделений, наставников и других субъектов воспитательного процесса по формированию у них правосознания, т.е. стройной системы правовых знаний, взглядов, представлений, потребностей, установок и убеждений, выражающих их отношение к праву, обеспечивающих безупречное личное соблюдение нормативных правовых актов.


ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом. Это частные (соответствующие конкретной педагогической ситуации) способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, демонстрация перспектив, сравнение и сопоставление результатов, создание поучительной обстановки и др.).

ПРИМЕР — метод воспитания, представляющий собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение сотрудников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, средством самовоспитания.

ПРИНЦИП — 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — это научно обоснованные руководящие педагогические положения, отражающие закономерности воспитания и выражающие требования к содержанию, методике и организации процесса воспитания.

ПРИНУЖДЕНИЕ — метод воспитания, включающий систему средств и приемов воздействия на сотрудников, нарушающих законы и нормы морали, имеющий целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять гражданский и служебный долг.

ПРОБЛЕМА — сложная теоретическая или практическая задача, для решения которой не существует разработанных общепринятых методов.

ПРОГНОЗ — вероятностный вариант будущего состояния исследуемого объекта или его внешней среды на более или менее отдаленный период.

ПРОИСШЕСТВИЕ — событие или действие, повлекшее смерть, ранения, травмы сотрудников и других граждан, уничтожение, повреждение и утрату вооружения, техники и другого имущества органов внутренних дел.

ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера и прочего.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ —

совокупность воспитательных и обучающих воздействий, развивающих у человека умение осознанно принимать решения, относящиеся к профессиональному будущему, на основе учета его склонностей, способностей и образования, а также потребностей различных отраслей и тенденций их развития.

ПРОФЕССИОГРАММА — системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определенной профессии и описание качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности.

Целевое назначение П.обеспечить оптимальную согласованность параметров работника и требований профессиональной деятельности, которая способствует необходимой эффективности труда.

Знание и учет особенностей П. в организации профессиональной подготовки обеспечивает ее наибольшую эффективность.

ПРОФЕССИОНАЛ — человек, избравший что-либо постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в профессию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — система знаний, практических умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА (ПЕРЕПОДГОТОВКА) — вид дополнительного профессионального образования, направленный на получение специалистами, имеющими высшее или среднее профессиональное образование, знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. П. не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. Программа П.п. требует более 500 час. обучения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИГОДНОСТЬ — соответствие личностных качеств обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ представляет собой целенаправленный процесс по формированию у них высоких морально-нравственных потребностей исполнения норм профессиональной этики, гражданской активности, осознанной готовности выполнять свой служебный долг по защите жизни и здоровья, прав и законных интересов граждан, охраны правопорядка в стране.


ПРОФЕССИЯ (лат. ргоfessio) — постоянная специальность; род деятельности, занятий, служащий источником существования.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ — это процесс формирования и развития личности, включающий в себя как целенаправленное воспитательное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Р
РАЗВИТИЕ — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ — последствия процесса обучения. P.o. могут выражаться (по мере усложнения их получения) в: 1) увеличении набора знаний; 2) формировании у слушателей определенного отношения к рассматриваемому вопросу; 3) получении навыков индивидуального поведения; 4) формировании навыков группового поведения — то есть создании определенной организационной культуры (представления о целях, правилах, нормах и способах поведения), общей для всей группы обучаемых.

РЕЗЮМЕ — краткая форма изложения автобиографии с фокусированием содержания на этапах профессионально-должностной карьеры. Р. оформляется в произвольной форме, но с учетом требований, не имеющих инструктивно-распорядительного оформления. Если автобиография начинается с рождения человека (место, дата), то Р. начинается с формулировки последнего места работы и заканчивается данными о рождении.

В Р. описываются признаки профессиональной карьеры, могущие заинтересовать работодателя.

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ — методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. P.м. разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта преподавателей вуза или проведенного исследования.

РЕФЛЕКСИЯ (лат. reflexio — обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми. Благодаря Р. собственный образ «Я» более адекватно отражает реальное «Я».


Смысл Р. — переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р. — выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р. — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого значения. Для Лейбница Р.внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи — это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р. — взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под. Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р. — не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида.

В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности. Процесс познания педагогом обучаемых включает Р., предметом которой является переосмысление, перепроверка своих собственных представлений и мыслей об учащихся. Данный вид Р. назван социально-перспективным.

РЕШЕНИЕ — умственная модель предстоящей индивидуальной или групповой деятельности. Правильное, целесообразное Р. — существенное условие выполнения стоящей задачи. Принятию Р. предшествует уяснение задачи, сбор необходимой информации, оценка конкретных условий, в которых придется действовать. Принятие Р. — это одновременно умственный, эмоциональный и волевой акт. На процесс выработки Р. оказывают влияние подготовленность, эвристические способности человека, его темперамент и характер. Поэтому Р. могут быть импульсивными, рискованными, осторожными, структурированными, алгоритмическими и другими.

Различны и методы передачи Р.: побуждающий (доверие, внушение, разъяснение значимости), убеждающий (опора на факты, апелляция к личному опыту, к практике совместной деятельности), понуждение или принуждение (надо выполнить — иначе наказание).