Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 564
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России
Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека
Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом
Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы
Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива
Раздел III. Основные направления воспитательной работы
Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма
Глава 2. Правовое воспитание личного состава
Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников
Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел
Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни
Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел
Глава 1. Технологии воспитательного процесса
Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел
Глава 3. Формы воспитания личного состава
Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе
Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников
Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом
Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел
Рене Декарт (философ, математик, физик и физиолог) сформулировал пять принципов Р. задачи: 1) не торопиться в суждениях; 2) избавляться от предвзятых мнений; 3) делать, по возможности, обзоры того, что сделано предшественниками; 4) каждый вопрос разлагать на более простые; 5) начинать Р. с простейшего, переходя затем к более сложному.
РУКОВОДИТЕЛЬ — лицо, наделенное правами и полномочиями по руководству коллективом и отвечающий за результаты его деятельности.
С
САМОВОСПИТАНИЕ — сознательное и целеустремленное усилие человека, направленное на развитие и совершенствование своих правовых, моральных, эстетических и физических качеств. С. — сознательное явление, присущее только человеку.
С. начинается тогда, когда уровень самосознания, жизненного опыта, воли человека позволяет ему ставить перед собой определенные цели и реализовывать планы по их достижению. Необходимым условием С. является знание, совмещенное с его эмоциональным переживанием и определенным убеждением. Сплав знаний и убеждений обеспечивается за счет волевых усилий формирования в личности черт, важных для ее собственного развития, профессионального и гражданского. Например, человек развивает в себе настойчивость, усидчивость, самостоятельность и так далее, которые необходимы для укрепления авторитета в трудовом коллективе, для профессионального продвижения, для самоутверждения.
Частью проявления С. является выработка положительных привычек (обязательная физическая зарядка, опрятность, обращение к окружающим по имени и т.д.).
САМОКОНТРОЛЬ (англ. autotesting — самотестирование) — сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и при необходимости последующее регулирование деятельности для достижения требуемого результата. Желающий проверить свои учебные достижения может использовать для С. языковые, компьютерные и др. тесты.
САМООБРАЗОВАНИЕ — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. С одной стороны, С. — это освоение новых знаний, необходимых для работы, с другой, С. не предполагает системных взаимодействий с преподавателем. Сильная сторона С. — в проявлении волевой направленности человека на получение новых знаний, продуктивность прилагаемых усилий, ответственность перед самим собой, способность к самоконтролю. Слабая сторона С. — отсутствие руководства, обратной связи, системности. В целом С. является необходимым элементом саморазвития.
Из истории науки и культуры известна школа автодидактов (самоучек), не получивших систематического образования.
САМООРГАНИЗАЦИЯ. 1) — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т.е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. не приобрела у них четкой нацеленности, осознанности, контролируемости.
Первым признаком высокой С. следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время.
Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, — все это признак отсутствия или слабой С. личности.
В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др. В частности, Л.И. Божович отводит потребности в первичных впечатлениях роль начального двигателя С., считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики.
2) — возможность системы самостоятельно, без внешних воздействий повысить свою упорядоченность.
САМОУБЕЖДЕНИЕ — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим человеком.
СЕМИНАР — разновидность учебных занятий. Целью С. является углубление и закрепление знаний слушателей, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
С. — это активная форма учебных знаний в учебной группе. Одной из основных задач С. является развитие коммуникативных качеств, самостоятельности мышления и профессионализма при устной форме изучения темы. С. позволяет раскрыть личностные особенности слушателей (эмоциональность, уровень общей культуры, стиль мышления) и способствует формированию сплоченности учебной группы.
С. является для преподавателя более сложной работой по сравнению с лекцией. С. требует от преподавателя устойчивого внимания к изучаемым высказываниям, умения их корректировать и направлять в русло основной темы семинара.
С. проводится по определенной схеме — вступительное слово преподавателя, выступления докладчиков и содокладчиков, оппонентов, дискуссия, заключительное слово преподавателя, которое он посвящает тщательному разбору семинара: насколько достигнуты поставленные цели, каков был теоретический и практический уровень доклада, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные суждения о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее.
С. в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширения диапазона теоретической подготовки, привлечения новой литературы, увеличение объема организаторской работы (особенно при подготовке и во время проведения семинара), возрастания роли индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических и практических проблем.
СИНЕРГЕТИКА — происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.
СИСТЕМА — множество элементов во взаимоотношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — приведение в порядок, расположение или установление определенной последовательности.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ — действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на две основные категории: а) для дополнительного профессионального образования — отраслевые институты повышения квалификации, факультеты при вузах, региональные курсы; б) для повышения квалификационного разряда или классности представителей рабочих профессий — региональные учебно-производственные комбинаты и учебные центры, курсы на крупных предприятиях и при их объединениях. По существующему законодательству каждый дипломированный специалист должен пройти курс обучения по повышению квалификации не реже одного раза в пять лет, служащий (рабочий) — не реже одного раза в три года.
СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — вид государственной дисциплины, обеспечивающей устойчивую систему связей между субъектом и объектом управления. Она достигается соблюдением сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, Присягой, контрактом о службе, приказами Министерства внутренних дел РФ и прямых начальников порядка и правил исполнения общемилицейских и должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий
СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
— это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники в соответствии с поставленными целями и задачами.
СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ определяется работой руководителей, воспитателей и общественных объединений сотрудников по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия.
СОРЕВНОВАНИЕ — один из методов стимулирования педагогического, основанный на сравнении протекания и успешности деятельности воспитанников.
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение — следствие недостатков и упущений в ходе социализации.
В процессе С. происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей, навыков. Он длится всю жизнь, проходит ряд этапов, включает обучение.
С. — практика, где индивид более автономен, независим, имеет поле для собственного творчества; это отличает С. от воспитания и созревания. Процесс С. включает самосоциализацию, т.е. образование своеобразного внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля, самокоррекции.
СОЦИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ — реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — активное приспособление индивида к условиям социальной среды.