Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 564

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий



Рене Декарт (философ, математик, физик и физиолог) сформулировал пять принципов Р. задачи: 1) не торопиться в суждениях; 2) избавляться от предвзятых мнений; 3) делать, по возможности, обзоры того, что сделано предшественниками; 4) каждый вопрос разлагать на более простые; 5) начинать Р. с простейшего, переходя затем к более сложному.

РУКОВОДИТЕЛЬ — лицо, наделенное правами и полномочиями по руководству коллективом и отвечающий за результаты его деятельности.
С
САМОВОСПИТАНИЕ — сознательное и целеустремленное усилие человека, направленное на развитие и совершенствование своих правовых, моральных, эстетических и физических качеств. С. — сознательное явление, присущее только человеку.

С. начинается тогда, когда уровень самосознания, жизненного опыта, воли человека позволяет ему ставить перед собой определенные цели и реализовывать планы по их достижению. Необходимым условием С. является знание, совмещенное с его эмоциональным переживанием и определенным убеждением. Сплав знаний и убеждений обеспечивается за счет волевых усилий формирования в личности черт, важных для ее собственного развития, профессионального и гражданского. Например, человек развивает в себе настойчивость, усидчивость, самостоятельность и так далее, которые необходимы для укрепления авторитета в трудовом коллективе, для профессионального продвижения, для самоутверждения.


Частью проявления С. является выработка положительных привычек (обязательная физическая зарядка, опрятность, обращение к окружающим по имени и т.д.).

САМОКОНТРОЛЬ (англ. autotesting — самотестирование) — сознательная оценка результатов собственной учебной деятельности и при необходимости последующее регулирование деятельности для достижения требуемого результата. Желающий проверить свои учебные достижения может использовать для С. языковые, компьютерные и др. тесты.

САМООБРАЗОВАНИЕ — образование, получаемое самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Вопрос о включении С. в категорию учебной деятельности является спорным. С одной стороны, С. — это освоение новых знаний, необходимых для работы, с другой, С. не предполагает системных взаимодействий с преподавателем. Сильная сторона С. — в проявлении волевой направленности человека на получение новых знаний, продуктивность прилагаемых усилий, ответственность перед самим собой, способность к самоконтролю. Слабая сторона С. — отсутствие руководства, обратной связи, системности. В целом С. является необходимым элементом саморазвития.

Из истории науки и культуры известна школа автодидактов (самоучек), не получивших систематического образования.

САМООРГАНИЗАЦИЯ. 1) — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения, показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т.е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. не приобрела у них четкой нацеленности, осознанности, контролируемости.

Первым признаком высокой С. следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время.

Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением, — все это признак отсутствия или слабой С. личности.


В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др. В частности, Л.И. Божович отводит потребности в первичных впечатлениях роль начального двигателя С., считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики.

2)возможность системы самостоятельно, без внешних воздействий повысить свою упорядоченность.

САМОУБЕЖДЕНИЕ — метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим человеком.

СЕМИНАР — разновидность учебных занятий. Целью С. является углубление и закрепление знаний слушателей, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

С.это активная форма учебных знаний в учебной группе. Одной из основных задач С. является развитие коммуникативных качеств, самостоятельности мышления и профессионализма при устной форме изучения темы. С. позволяет раскрыть личностные особенности слушателей (эмоциональность, уровень общей культуры, стиль мышления) и способствует формированию сплоченности учебной группы.

С. является для преподавателя более сложной работой по сравнению с лекцией. С. требует от преподавателя устойчивого внимания к изучаемым высказываниям, умения их корректировать и направлять в русло основной темы семинара.

С. проводится по определенной схеме — вступительное слово преподавателя, выступления докладчиков и содокладчиков, оппонентов, дискуссия, заключительное слово преподавателя, которое он посвящает тщательному разбору семинара: насколько достигнуты поставленные цели, каков был теоретический и практический уровень доклада, выступлений, их глубина, самостоятельность, новизна, оригинальность. Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные суждения о работе группы и отдельных студентов, советы и рекомендации на будущее.

С. в отличие от лекции предъявляет к деятельности преподавателя некоторые специфические требования: расширения диапазона теоретической подготовки, привлечения новой литературы, увеличение объема организаторской работы (особенно при подготовке и во время проведения семинара), возрастания роли индивидуального подхода, умения преподавателя обеспечить индивидуальное и коллективное творчество, высокий уровень обсуждения теоретических и практических проблем.


СИНЕРГЕТИКА — происходит от греческого «синергена» — содействие, сотрудничество. Этот термин акцентирует внимание на согласованности взаимодействия различных не связанных между собой частей при образовании структуры как единого целого.

СИСТЕМА — множество элементов во взаимоотношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ — приведение в порядок, расположение или установление определенной последовательности.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ — действующие на регулярной основе учреждения, предназначенные для периодической учебы работников различных специальностей и квалификационных рангов. Подразделяются на две основные категории: а) для дополнительного профессионального образования — отраслевые институты повышения квалификации, факультеты при вузах, региональные курсы; б) для повышения квалификационного разряда или классности представителей рабочих профессий — региональные учебно-производственные комбинаты и учебные центры, курсы на крупных предприятиях и при их объединениях. По существующему законодательству каждый дипломированный специалист должен пройти курс обучения по повышению квалификации не реже одного раза в пять лет, служащий (рабочий) — не реже одного раза в три года.

СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — вид государственной дисциплины, обеспечивающей устойчивую систему связей между субъектом и объектом управления. Она достигается соблюдением сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов, Присягой, контрактом о службе, приказами Министерства внутренних дел РФ и прямых начальников порядка и правил исполнения общемилицейских и должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ
— это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть сотрудники в соответствии с поставленными целями и задачами.

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ определяется работой руководителей, воспитателей и общественных объединений сотрудников по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия.

СОРЕВНОВАНИЕ — один из методов стимулирования педагогического, основанный на сравнении протекания и успешности деятельности воспитанников.

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА — это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры, владение языком и необходимыми социальными навыками, осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях. Несоциализированных людей нет. Асоциальное поведение — следствие недостатков и упущений в ходе социализации.

В процессе С. происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей, навыков. Он длится всю жизнь, проходит ряд этапов, включает обучение.

С. — практика, где индивид более автономен, независим, имеет поле для собственного творчества; это отличает С. от воспитания и созревания. Процесс С. включает самосоциализацию, т.е. образование своеобразного внутреннего контроля совести, механизмов самоконтроля, самокоррекции.

СОЦИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ — реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ — активное приспособление индивида к условиям социальной среды.