Файл: Тема 7 Общая характеристика учетной политики аптечной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Задачи учета реализации товаров

2. Виды расхода товаров в аптеке

3. Розничная и оптовая реализация

4. Учет рецептов врача на лекарственные средства аптечного изготовления

В конце месяца стоимость реализованных за месяц лекарственных средств аптечного изготовления по амбулаторной рецептуре учитывается в расходной части «Товарного отчета».

5. Учет рецептов врача на лекарственные средства промышленного производства

6. Учет лекарственных средств, изготовленных в порядке внутриаптечной заготовки и фасовки

7. Учет льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств и перевязочного материала

8. Учет реализации лекарственных средств по требованиям организаций здравоохранения (по стационарной рецептуре)

9. Учет расхода, не связанного с реализацией (внутриаптечные операции, уменьшающие стоимость товарных запасов в аптеке)

9.1 Учет расхода товаров, израсходованных на хозяйственные нужды

9.2 Уценка по лабораторным (фасовочным) работам

9.4 Изъятие лекарственных средств для анализа в контрольно-аналитические (испытательные) лаборатории

9.5 Недостача. Естественная убыль товаров

9.6 Списание товаров, пришедших в негодность в результате боя, порчи, брака

9.7 Переоценка товаров в связи со снижением розничных цен

9.8 Внутриаптечная передача товаров

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на следующие системы:

4. Рабочее время, время отдыха

7. Критерии установления окладов работникам аптек

8. Начисление заработной платы работникам аптеки. Доплаты и надбавки к тарифным окладам

7. Налоговый контроль

7. Содержание фонда заработной платы аптечной организации и принципы его планирования. Корректировка фонда заработной платы

1. Понятие ассортимента. Виды ассортимента

7 . Обеспечение наличия в аптеках перечня основных лекарственных средств

9. Обеспечение в аптеках перечня медицинских изделий белорусского

(российского) производства, обязательных для наличия в аптеках всех форм

собственности, осуществляющих розничную реализацию лекарственных средств

и магазинах «Медтехника»

1. Закон Республики Беларусь «О рекламе»

2. Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и биологически активных добавок к пище

3. Порядок распространения рекламы

5. Информационно-рекламная деятельность субъектов фармацевтического рынка

6. Работа медицинских представителей по продвижению лекарственных средств

Основные направления информационной деятельности в фармации

Должностные квалификационные требования, обязанности провизора – информатора.

4. Медицинские ресурсы сети Интернет

5. Международные медицинские Базы данных и знаний сети Интернет

База Medline

Научная электронная библиотека (Москва). eLIBRARY (http://www.elibrary.ru/)

Медицина: реферативная база данных (http://www.viniti.ru/bnd.html)

Российская медицина: электронный каталог (http://www.scsml.rssi.ru/)

Российская национальная библиотека (http://www.nlr.ru/res/inv/ic_www/bd_ex.php)

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь (http://pravo.by)

Аналитическая правовая система «Бизнес - инфо»

дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации (текущие активы / текущие обязательства).

Нормативные значения коэффициента текущей ликвидности установлены по отраслям и подотраслям экономики в диапазоне от 1,0 до 1,7. Этот показатель является одним из важнейших при оценке кредитоспособности организации. Для аптечных организаций данный показатель должен быть 1,0.

Коэффициент текущей ликвидности показывает ожидаемую платежеспособность на период, равный средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств.

Анализ ликвидности баланса заключается также в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенных в порядке возрастания сроков.

Анализ показателей ликвидности должен дополняться анализом показателей оборачиваемости и рентабельности.

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия делятся на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения);

А2 – быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев и прочие оборотные активы);

А3 – медленно реализуемые активы (запасы, долгосрочные финансовые вложения);

А4 – труднореализуемые активы (основные средства и другие внеоборотные активы).

Пассивы группируются по срокам их погашения:

П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты, не погашенные в срок);

П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);

П3 – долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы);

П4 – постоянные пассивы (источники собственных средств).

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≥ П4

Платежеспособность организации подвержена быстрым изменениям, поэтому ее анализ проводится на краткосрочную перспективу.

Для оценки финансового состояния организации на долгосрочную перспективу и выявления риска банкротства рассчитываются и анализируются показатели финансовой устойчивости.

Анализ финансового состояния организации на долгосрочную перспективу


Для оценки структуры источников финансирования применяются коэффициент финансовой независимости (автономии), коэффициент капитализации.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) определяется как отношение величины собственного капитала и величины валюты баланса:



где Кс – собственный капитал предприятия; ВБ – итог (валюта) баланса.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) отражает степень финансовой независимости организации от заемных источников средств. Его значение должно быть не менее 0,4-0,6. Для действующей организации хорошим показателем считается значение 0,7 (т.е. на каждые 100 рублей вложенного капитала должно приходиться не менее 70 рублей собственных средств).

Коэффициент капитализации (финансового риска) определяется на начало и конец отчетного периода как отношение величины заемного капитала к общей сумме капитала (итогу, валюте баланса):



где Кз – величина заемных средств организации.

Этот показатель характеризует, сколько заемных средств привлечено на 1 рубль собственных. Значение коэффициента капитализации должно быть не более 1,0. Т.е. долговые обязательства не должны превышать размер собственного капитала. Коэффициент необходим для оценки долгосрочной платежеспособности и при обосновании целесообразности привлечения заемных источников финансирования.

В соответствии с Постановлением СМ РБ от 12.12.2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2019 г. № 43 для определения платежеспособности субъекта хозяйствования, своевременного выявления нестабильности их финансового состояния используют коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент обеспеченности обязательств активами.

Коэффициент текущей ликвидности(К1) (рассмотрели выше)


К1 = КА / КО, для аптек должен быть 1,0

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами(К2) характеризует наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

К2 = СК + ДО - ДА

КА

где СК – собственный капитал; ДО – долгосрочные обязательства; ДА – долгосрочные активы; КА – краткосрочные активы

Данный коэффициент для аптек должен быть 0,1.

Коэффициент обеспеченности обязательств активами (К3) характеризует способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

К3 = КО + ДО

ИБ (ВБ)

где КО – краткосрочные обязательства; ДО – долгосрочные обязательства; ИБ (ВБ) – итог бухгалтерского баланса (валюта баланса)

Определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств организации к общей стоимости имущества (активов) т.е. к валюте бухгалтерского баланса.

Нормативное значение для всех отраслей 0,85.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2019 г. № 43 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики от 12.12.2011 г. № 1672»

критерием признания субъекта хозяйствования платежеспособным является:

– наличие коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более нормативных или равные им,

– а также коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого менее или равно 1 (таблица 1).

Критерием признания субъекта хозяйствования неплатежеспособным является:

– наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных,

– а также коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого менее или равно 1 (таблица 1).

Постановлением также определен критерий неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер:

– наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности,


– коэффициента обеспеченности обязательств активами, имеющего значение менее нормативного или равное ему (таблица 1).

Кроме этого, установлено, что критерием неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер, является наличие хотя бы одного из следующих условий:

– наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее нормативных в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последней бухгалтерской отчетности, и наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента обеспеченности обязательств активами, имеющего значение более нормативного;

– наличие на дату составления последней бухгалтерской отчетности коэффициента обеспеченности обязательств активами, значение которого более 1. (таблица 1).

Таблица 1. Критерии платежеспособности и неплатежеспособности аптечной организации

Коэффициент текущей ликвидности (К1)

Коэффициент

обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

Коэффициент

обеспеченности

обязательств активами

Коэффициент

обеспеченности

обязательств активами на дату составления последней бухгалтерской отчетности

Платежеспособный субъект хозяйствования

≥1,0

≥1,0

≤1,0




Неплатежеспособный субъект хозяйствования

<1,0

<0,1

≤1,0




Критерии неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер

<1,0

в течение четырех кварталов

<0,1

в течение четырех кварталов

≤0,85




Критерии неплатежеспособности, имеющей устойчивый характер

<1,0

в течение четырех кварталов

<0,1

в течение четырех кварталов

>0,85

>1,0


4.8.12. Разработка бизнес-плана развития аптечной организации

1. Сущность планирования. Формы и виды планирования

Систему управления любой организации можно рассматривать как совокупность следующих функций:

– планирование;

– учет;

– экономический анализ;

– принятие управленческих решений.

Начальным этапом является планирование, так как для успешного функционирования любого предприятия необходимо разработать схему его деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.

Планирование – это процесс разработки схемы будущей деятельности организации для получения заданных результатов при установленных затратах в определенный период.

Каждая аптечная организация обязана четко представлять потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, предопределять источники их получения, уметь рассчитывать эффективность их использования.

Роль планирования возрастает в условиях рыночной экономики и конкуренции. Руководители предприятий не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность.

Виды планирования различают по нескольким признакам.

В зависимости от уровня планирования выделяют следующие виды планирования:

стратегическое - составление долгосрочных, перспективных планов на 5–10 лет вперед, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей высшим руководством отрасли (организации);

тактическое - разработка краткосрочных и среднесрочных планов на период от 1 до 5 лет, направленных на реализацию стратегических планов. Данный вид планирования осуществляет руководство среднего звена;

оперативное - краткосрочное планирование, разработка оперативных планов и тактики их осуществления на срок до года, что осуществляет руководство низшего звена в своем подразделении. Объекты оперативного планирования: объем продаж, контроль качества, кадры, товарно материальные запасы и др.

В зависимости от обязательности плановых заданий, гибкости планов выделяют два основных вида планирования:

  1. директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями. При этом решения принимаются на государственном уровне. Например, вся система социалистического народнохозяйственного планирования имела исключительно директивный характер, силу закона. Многие недостатки социалистического планирования порождены его директивностью. Однако из этого не следует вывод, что такое планирование нецелесообразно в рыночных условиях. Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение, например, охрана окружающей среды, оборона, социальная политика, лекарственное обеспечение населения, структурная перестройка экономики,и т. п.

  2. индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования. Представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития, не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего применяется на макроуровне. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления в ходе формирования социально-экономической политики и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения этих параметров. В качестве индикаторов используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость и качество жизни населения, качество медицинской и фармацевтической помощи, внешнеэкономические связи и т. п. Основная задача индикативного плана состоит не только в том, чтобы дать количественную оценку этих показателей, но и в том, чтобы обеспечить взаимоувязку и сбалансированность всех показателей развития экономики. Поэтому роль индикативного плана — выявить те параметры экономики, которые могут быть скорректированы государством в случае, если экономическое развитие будет осуществляться по неблагоприятному сценарию. Индикативное планирование применяется и на микроуровне. Причем при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное.