Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Рекреационный туризм.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ДВИ- ГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ
Знания и умения, приобретаемые студентом:
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
по дисциплине «Рекреационный туризм»
2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изуче- нии дисциплины
Методические указания по видам работ предусмотренных рабо- чей программой дисциплины
Двухдневные походы значительно расширяют географию походов вы-
ходного дня. Преимущество двухсуточного похода перед двухдневным в том, что суббота оказывается целиком походной, в этот день можно полно- стью отвлечься от проблем городской жизни, всецело переключиться на по- ход, на общение с природой.
Вопросы для обсуждения:
-
Определение, цель и задачи походов выходного дня (ПВД). -
Принципы и порядок проведения похода выходного дня. -
Организация и содержание (программа) ПВД.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Основная:
-
Рекреационный туризм и сервис для лиц с ограниченными возмож- ностями здоровья / С.Д. Галиуллина ; О.С. Коган ; И.Д. Тупиев ; О.М. Ивано- ва. Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015. 67 с.
102с.
-
Шаруненко Ю.М. Рекреационный туризм. Орел : МАБИВ, 2014.
Дополнительная:
-
Агеева Е.С. Туризм и рекреация на пути устойчивого развития: оте-
чественные и зарубежные исследования : Монография. Москва: Советский спорт, 2008. 430 с.
-
Горбатов В.Ф., Лукина Л.Б., Милашечкина Е.А. Назаров В.О. Ту- ризм и спортивное ориентирование: учебное пособие. Ставрополь, 2012. 132с. -
Губа В. П. Воронов Ю. С., Карпов В. Ю. Лечебно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов. М.: Физическая культура, 2010. 118 с. -
Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: Курс лекций. Иркутск: Иркутский филиал Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2011. 159 с. -
Квартальнов В.А. Туризм: [учебник] / В.А. Квартальнов. 2-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с. -
Константинов Ю.С., Г.И. Зорина, Маслов А.Г. Организация и про- ведение туристских походов с учащимися: учебно-методическое пособие. Москва: Советский спорт, 2011. 208 с. -
Миллер Л.Л. Спортивная медицина. Москва: Человек, 2015. 184 с. -
Путешествия: учебно-метод. пособие: спец. - Рекреация оздорови- тельного спорта и туризма / авт.-сост. О.Я. Иванова, Е.В. Уханова; Феде- ральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Ставроп. гос. ун-т. Ставро- поль: Изд-во СГУ, 2009. 76 с. -
Физическая культура. Контроль функционального состояния орга-
низма при занятиях физическими упражнениями: Учебное пособие / сост. Я. К. Якубовский. Владивосток: Владивостокский филиал Российской тамо- женной академии, 2010. 120 с.
Методическая:
-
Методические рекомендации для студентов по организации само- стоятельной работы по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 15 с. -
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Фи- зическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 54 с.
Интернет-ресурсы:
-
http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-soderzhanie-ponyatiy- rekreatsiya-i-turizm-obschee-i-razlichnoe/ Концептуальное содержание поня- тий «Рекреация» и «Туризм»: общее и различное. -
http://region.kuban.info / Развитие туризма в Краснодарском крае. -
http://tourlib.net/books_tourism/artemova7.htm/ Все о туризме: тури- стическая библиотека. -
http://vokrug-sveta.com.ua/rekreacionnyj-turizm/ Рекреационный ту-
ризм. ния.
-
http://window.edu.ru/resource/587/75587 / Основы здоровьесбереже-
-
http://www.0zn.ru/fizkultura_i_sport/rekreacionnyj_turizm.html/ Боль-
шая публичная библиотека. Рекреационный туризм.
-
http://www.geogr.msu.ru/cafedra/recr/conf/MSU_Tourism_Conf_III_20 08.pdf / Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования -
http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/PISAREVSKIY_ Osnovi%20turizma.pdf / Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384с.
ТЕМА 7. ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ, КОН- ТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ ТУРИСТОВ
Цель: формирование у студентов способности использования методов врачебно-педагогического наблюдения, контроля и самоконтроля для оценки физического состояния людей занимающихся рекреационно- оздоровительным туризмом.
Знания и умения, приобретаемые студентом:
Знать:методы оценки работоспособности по измерениям функцио- нального состояния сердечно-сосудистой системы тестируемого.
Уметь: использовать методы врачебно-педагогического наблюдения, контроля и самоконтроля в профессиональной деятельности.
Формируемые компетенции или их части: способность разрабаты- вать и корректировать индивидуальные программы рекреационной деятель- ности для различных групп населения (ПК-17).
Актуальность темы определяется необходимостью формирования у студентов умений использования методов врачебно-педагогического наблю- дения, контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности.
Теоретическая часть. Регулярные занятия спортивно- оздоровительным туризмом требуют соответствующего уровня физической готовности (работоспособности). На развитие нужного уровня готовности направлена физическая подготовка и тренировка (оздоровительная трениров- ка в рекреационном туризме и спортивная тренировка в спортивном туриз- ме). При этом как в начале занятий туризмом (или перед совершением похо- да), так и в процессе физической подготовки, а так же непосредственно в процессе осуществления похода требуется оценка развития физических ка- честв и самочувствия туриста (контроль его физической работоспособности). Такой контроль может проводиться различным образом - начиная от лабора- торной диагностики (врачебный контроль), заканчивая самостоятельным контролем (самоконтроль) (Федотов Ю.Н., Востоков И.Е., 2002). В данном занятии мы остановимся только на принятых в туристской деятельности про- стейших способах педагогического контроля и самоконтроля работоспособ- ности туристов.
Выясним значение педагогического контроля.
Эпитет «педагогиче- ский» означает, что контроль за физическим статусом туриста осуществляет педагог (руководитель похода, тренер, инструктор туризма). С помощью пе- дагогического контроля оцениваются такие объективные показатели работо- способности туриста как: мышечная сила, общая выносливость (аэробная производительность), скоростная и силовая выносливость (анаэробная про- изводительность), ловкость, гибкость тела, нервно-психическое состояние. В узком понимании педагогический контроль направлен на оценку функциони- рования сердечно-сосудистой и респираторной систем организма туристов, как определяющего элемента их работоспособности в походных условиях.
Под самоконтролем подразумевается совокупность операций само- контроля (самонаблюдение, оценка своего состояния здоровья и физического развития, поведения, реагирования). В данном случае так же оцениваются объективные показатели работоспособности (ЧСС, изменение веса тела, сила кисти, качество сна и пр.), но контроль данных показателей осуществляется самим туристом и его результаты принято вносить в специальный дневник самоконтроля.
Педагогический контроль и самоконтроль работоспособности туристов призван решать разнообразные задачи. Он необходим и для первичной оцен- ки физического состояния человека, начинающего заниматься туризмом (оценивает какие качества и в какой мере развивать), и для контроля за эф- фективностью хода тренировочного процесса и достигнутых в результате тренировок результата. Итак, важнейшие задачи, которые призван решить педагогический контроль и самоконтроль туристов следующие:
-
индивидуальная оценка состояния здоровья и физического развития туриста с целью определения оптимальных для него физических нагрузок в рамках тренировочного процесса; -
текущий контроль динамики развиваемых в рамках тренировочного процесса физических, психических качеств туриста; -
эффективное планирование и коррекция тренировочного процесса по результатам текущего контроля; -
контроль соответствия уровня подготовки туриста необходимым нор- мативным требованиям (требованиям, предъявляемым к участникам походов различной сложности).