Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 520

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий

типические особенности возраста, определяющие основное направление развития человека в онтогенезе.

ВОСПИТАНИЕ В ШИРОКОМ СОЦИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.

ВОСПИТАНИЕ — это целенаправленная деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, а также коллективов, должностных лиц и отдельных воспитателей по формированию и развитию личности гражданина и побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с потребностями общественного развития (времени).

ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ — это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

ВОСПИТАННОСТЬ — это не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью получения награды или избегания наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ — это целенаправленная деятельность руководителей, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких профессиональных, гражданских и морально-психологических качеств, повышению уровня общей культуры, мобилизации их на эффективное выполнение оперативно-служебных задач.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА — упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект.
Г
ГИБКОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — свойство личности, проявляющееся в адекватном реагировании на различные по содержанию и динамичные ситуации. Изменения, которые приносит время (иной возраст, новые морально-ценностные и престижные ориентации и так далее), учитываются в организации собственного поведения.

Противоположное Г.п. свойство — фиксация. Человек фиксируется, останавливается на какой-либо позиции, утверждается в окончательности определенного мнения, не принимает иных и новых точек зрения, новых подходов к рассматриваемой проблеме.

В обучении взрослых, особенно сложившихся грамотных специалистов и опытных руководителей, необходимо учитывать способности к проявлению гибкости в изменении точек зрения, позиций, отношений.


ГИГИЕНА УМСТВЕННОГО ТРУДА — система мер, направленных на длительное сохранение высокой умственной работоспособности. Русский ученый Введенский Н.Е. отмечал, что многие люди работают малопроизводительно, быстро устают, потому что не умеют организовать свой труд. Он считал, что сохранить работоспособность и предотвратить переутомление можно, если придерживаться определенных условий: начинать любую работу надо постепенно; соблюдать последовательность и систематичность в любом виде деятельности; чередовать разные виды труда, работу и отдых. Работоспособность меняется на протяжении суток, недели, года. При интенсивном умственном труде утомление может наступить довольно быстро. Монотонность и однообразие утомляют. Аккуратность, соблюдение планов, сосредоточенность внимания, творческий подъем, усидчивость, настойчивость повышают эффективность умственного труда. Для соблюдения Г.у.т. имеют значение ненапряженная поза, достаточная освещенность рабочего места, благоприятная температура и чистота воздуха, окраска стен, тишина, активный отдых, физические упражнения и другое.

ГЛОССАРИЙ (лат. glossarium — словарь) — толковый словарь терминов и выражений. Используется главным образом с целью содействия налаживанию связей между специалистами различных стран, которые нуждаются в международных контактах. Например, четырехъязычный Г. терминов, используемых в области дефектологии, подготовленный Секретариатом ЮНЕСКО.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — один из центральных институтов административного права и, отчасти, в более широком смысле, публичного (государственного) права. Г.с., будучи направлена на достижение общенациональных целей, выступает необходимой составляющей механизма практической реализации конституционных и законодательных норм, осуществления государственных функций работниками государственного аппарата.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ — гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета РФ.

ГОТОВНОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) К ОБУЧЕНИЮ
— определенный уровень познавательной направленности и социально-психологической зрелости обучаемого, необходимый для успешного овладения учебно-тематической информацией и преодоления препятствий психического и житейского содержания (страхов, опасений, ограничения финансовых средств и т.д.).

Г.п. к о. в личностном аспекте проявляется в первоочередном побуждении к решению задач (учебных, житейских), связанных с обучением, овладением навыками и знаниями, необходимыми для успешного обучения, активного и планомерного самообразования.

Г.п. к о. отражает мотивацию человека, но не всегда адекватно соответствует его возможностям (психофизиологическим, интеллектуальным). Одна из первоочередных задач организаторов обучения взрослых состоит в формировании и поддержании Г.п. к о., являющегося одним из важнейших факторов эффективности обучения.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — интегративное качество личности, заключающее в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуру межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется не только субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — целенаправленный процесс формирования личности как гражданина с присущими ему качествами (чувства национальной гордости и патриотизма, уважения к законам и символам государства, чувства долга и ответственности перед обществом и государством, готовности к защите Родины, социальной активности).

ГРУППА — человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (возраста, профессии, пола и т.д.) или характера совместной деятельности. Важнейшие параметры Г.: состав, структура коммуникаций, распределение ролей и др.

Группа малая — группа, члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

Группа неофициальная — социальная общность, имеющая все признаки группы, но не имеющая юридически фиксированного статуса. Г.н. могут выступать как изолированные общности или складываться внутри реальных официальных групп.


Группа референтная — группа, на которую ориентируется человек в своих ценностях и поведении; «эталонная» группа; может быть как реальной, так и воображаемой.

ГУМАНИЗМ — совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.
Д
ДАННЫЕ — неорганизованный вид информации.

ДЕДУКЦИЯ — переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из методов познания.

ДЕЙСТВИЕ — относительно завершенный элемент деятельности. Д. направлено на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели и имеет две формы реализации: внешнюю и внутреннюю. При внутренней реализации Д. выполняется в уме с участием психических способностей к воображению, представлению.

Отдельные Д. могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны и такие случаи, когда определенные стороны Д. требуют сначала детальной, сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания (при возникновении и закреплении навыка).

Механизмы планирования, контроля и регулирования Д. исследовали ученые: П.К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э.А. Асратян и др. В их исследованиях было показано, что цель всякого Д. представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь — информация о результатах совершаемого Д. и сличение их с заданной моделью — обеспечивает корректировку Д. по ходу его выполнения. Этот механизм П.К. Анохин назвал акцептором Д.

Действия предметные — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Действия умственные — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в Д.у. обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на: 1) перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; 2) мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; 3) мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; 4) имажитивную (
фр. image образ), то есть деятельность воображения в процессе творчества.