Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Рекреационный туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ДВИ- ГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «Рекреационный туризм»

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изуче- нии дисциплины

Методические указания по видам работ предусмотренных рабо- чей программой дисциплины

Методические указания по подготовке к экзамену

Список рекомендуемой литературы

ющая работа с топографической картой и иными информационными матери- алами:

  • определяется необходимая протяженность маршрута (с учетом соста- ва группы, намеченных целей похода);

  • из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные

целевые рекреационно-познавательные объекты посещения;

  • определяются конкретные удобные для достижения намеченных ре- креационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута;

  • определяются места организации биваков и больших привалов, кото- рые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно- познавательных задач;

  • определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения);

  • определяются пути достижения намеченных главных рекреационно- познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и би- ваков (трасса движения группы);

  • маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на от- дельные, посильные для участников, дневные переходы определенной про- тяженности;

  • на дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Комплектование группы. Группа оздоровительного похода формирует- ся на основе общности интересов и желания принять участие в конкретном туристском мероприятии. В случае походов выходного дня и многодневных рекреационно-оздоровительных походов ограничением может служить со- стояние здоровья участников (оно должно позволять переносить физические нагрузки похода). Рекомендуется комплектовать группу из участников при- мерно одного возраста и социального статуса (тогда достигается общность интересов и легкость общения). Например, можно создать школьную, сту- денческую, семейную группу и пр. В то же время из туристской практики из-
вестно, что эффективность управления группой и достижения целей похода будет максимальной, если группа туристов не превышает 12-15 участников. В случае более массовых походов, вся походная группа делится на «отделе- ния» со своими руководителями.

При любой форме организации оздоровительного в группе существует формальный или неформальный руководитель, который берет на себя ответ- ственность за успешное его проведение. Когда поход осуществляет турист- ская организация, руководитель назначается официальным образом (прика- зом по организации).

На подготовительном этапе может быть составлен план-график. Фак- тически этим документом руководитель похода отвечает на вопросы: что де- лает и где находится группа в определенные даты и время похода. В частно- сти, именно план-график определяет дату и время прибытия к началу марш-

руту и отъезда от конечной точки маршрута; количество, даты и места орга- низации дневок и полудневок на маршруте, даты ночевок в намеченных пунктах и протяженность определенных дневных переходов. Кроме того, план-график определяет сроки посещения и время, затрачиваемое на отдых на рекреационных объектах; время проведения экскурсий (музеи, природные заказники, отдельные культурно-исторические и природные памятники) и иных рекреационных мероприятий (состязаний, игр, пляжно-купального от- дыха и пр.).

В принципе, самодеятельный оздоровительный поход по «родному краю» (поход выходного дня) может проводиться без всякой специальной документации (нормативных требований нет). В том случае, когда поход ор- ганизует и осуществляет туристская организация формальным подтвержде- нием того, что в поход отправляется организованная туристская группа, слу- жит маршрутный лист. Маршрутный лист содержит информацию о прово-
дящей организации, составе и руководителе группы, о нитке маршрута и сроках проведения похода.

Медицинская аптечка, костровые и кухонные принадлежности - неотъ- емлемый атрибут любого похода, в том числе и похода выходного дня.

В первые часы похода из числа опытных туристов следует выделить ведущего. Его задача выбирать путь, задавать выгодный темп движения (не выше темпа движения самого слабого). Замыкающим назначается физически сильный участник похода. Его задача не допускать отставания, помогать уставшим, своевременно подавать ведущему сигнал остановки, если в том будет необходимость. При движении по ровной дороге необходимо двигать- ся, не растягиваясь, не опережая ведущего, не отставая от замыкающего. По горной тропе, по склонам для облегчения продвижения группы необходимо двигаться колонной по одному, не отрываясь друг от друга. В пеших походах на место ведущего можно ставить малоопытных туристов, тогда руководи- тель должен идти вторым или третьим давать соответствующие указания.

Через 10 минут после выхода на маршрут необходимо сделать техниче- ский привал, во время которого участники похода могут подтянуть лямки рюкзаков; переложить вещи в рюкзаке, переодеться, переобуться.

В зависимости от рельефа местности, от физической подготовленности участников похода, 10-минутные привалы можно делать через 40-50 минут. Во время преодоления высоких подъемов делается через каждые 15-20 минут отдых, не снимая рюкзака.

Техника движения на подъемах и спусках разная. При подъемах, сгибая в коленях ноги, ставят на землю сразу всю ступню для лучшего сцепления подошвы ботинка с грунтом, носки несколько разворачивают в стороны. На некрутых спусках ногу ставят, почти не сгибая. Шаг можно делается пошире.

При
этом туловище несколько откидывают назад.

Большого внимания требует к себе движение по травянистому склону. Поднимаясь по такому склону, ногу ставят на всю ступню. Это усилит сцеп- ление ботинка с травой. С увеличением крутизны свыше 150° носки ног при подъеме разворачивают. Чем круче склон, тем на больший угол надо разво- рачивать носки. При спуске ступню ставьте прямо всей подошвой. При этом слегка согнутые ноги пружинят. При траверсе склона ногу следует ставить всей подошвой поперек склона так, чтобы ступня «внутренней» по отноше- нию к нему ноги была развёрнута слегка вверх, а ступня «внешней» слегка вниз.

Поднимаясь по травянистому склону, двигаться нужно друг за другом, след в след с интервалом 0,5 м прямо вверх. Спускаться лучше прямо вниз, на склонах крутизной 25-30° - зигзагами, держась поближе друг к другу.

При движении по крутым склонам необходимо иметь альпеншток. Та- кой альпеншток желательно изготовить заблаговременно, чтобы избежать порубки леса.

Пользуются альпенштоком следующим образом. В случае необходимо- сти рука, держащая древко около штычка, всей тяжестью опирается о древко, нажимая на него сверху, а рука держащая другой конец альпенштока как бы поддерживает его (обхват древка снизу).

Следует соблюдать осторожность на склонах, имеющих осыпи. Если нет возможности обойти их, то выбирают для движения более безопасный путь. Безопаснее двигаться по осыпи из слежавшихся мелких или лучше крупных камней. По ним можно подниматься и спускаться, как по ступень- кам. Подъем по прочной осыпи можно совершать прямо или небольшими зигзагами по наиболее безопасным и удобным местам. Спускаться можно наискось или прямо вниз. По непрочной осыпи лучше двигаться наискось, хотя возможно движение и зигзагами.

В случае образования в колонне туристов разрыва необходимо остано- виться, дать возможность отставшим подтянуться. Каждый стронутый ка- мень надо сразу же задержать, иначе он, катясь по осыпи, наберет опасную скорость.
Если камень остановить не удалось, то сразу же предупредите группу об опасности четким окликом: «Камень!»

Для движения по некрутым снежным склонам, как и по травянистым, достаточно иметь альпеншток, на крутых можно пользоваться ледорубом. Траверсируя несложные снежные склоны, спускаясь или поднимаясь по ним, альпеншток несите в одной руке, опираясь на него рукой со стороны склона (при движении поперек или наискось по склону).