Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 317

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ



Рассмотрим образование подъёмной силы на примере крыла са­мо­лёта (рис. 49). Верхняя поверхность крыла самолёта более изогнута, чем ниж­няя (то есть имеет более выпуклую форму), и воздушный поток, который проходит над крылом, уско­ряется, чтобы не отстать от того потока, который проходит под кры­лом. В результате воздух сверху как бы растягивается, и там создается зона низкого дав­ле­ния. То есть, согласно закону Бернулли, давление под кры­лом будет боль­ше, чем над крылом. Вследствие этой разницы и со­зда­ется подъёмная си­ла.




Рис. 49. Образование подъёмной силы на примере крыла са­мо­лёта:
1 и 2 – плоскости сечения; а и б - поперечное сечение струи
Крыло самолёта имеет плавный двояковыпуклый профиль, и его подъ­ёмная сила больше, чем у плоской пластины, а сила лобового со­про­ти­в­ления меньше.

Подъёмная сила зависит от толщины профиля крыла, его площади в пла­не, скорости движения, плотности воздуха и угла атаки.

Уг­лом атаки кры­ла (рис. 50) называют угол, который образуют хорда профиля крыла и на­прав­ле­ни­е набегающего воздушного потока32.


Рис. 50. Угол атаки
Чем больше площадь кры­ла и плот­ность воздуха, тем больше подъёмная сила. Причем за­ви­си­мость её от этих параметров прямо пропорциональная. Со скоростью дви­жения подъ­ём­ная сила связана квадратичной зависимостью (если, на­пример, ско­­рость изменяется в
2 раза, то подъёмная сила возрастает или умень­ша­­ет­ся в 4 раза).

Кроме того, подъёмная сила пря­мо ­про­пор­цио­нальна ко­эф­­фи­циенту, который зависит от угла атаки, формы профиля кры­ла, фор­мы кры­ла в плане и качества обработки его поверхности. Этот коэф­фи­циент полу­чил название коэффициента подъёмной силы.

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА



Еще в 1950 году М.А. Кузаков предложил проект модификации самолёта По-2 с ромбовидным крылом в плане (рис. 51).

Особенностью самолёта По-2 конструкции М.А. Кузакова являлась несу­щая система, которая состояла из двух стреловидных крыльев. Крылья были расположены так, что два крыла образовывали ромб.


Переднее крыло имело прямоугольный центроплан с трапецие­вид­ны­ми консолями с прямой стреловидностью и обратным поперечным V. По размаху центроплана располагался предкрылок, элероны разме­ща­лись по всему размаху консолей.

Заднее крыло трапециевидное, с обратной стреловидностью и обрат­ным V.

Переднее и заднее крылья соединялись по концам шайбами и пред­ставляли собой при виде сверху ромбовидное крыло в плане.

Крылья закреплялись на фюзеляже: переднее крыло - с помощью сто­ек и подкосов, заднее - сверху, непосредственно на фюзеляже. Пе­ред­нее крыло устанавливалось с превышением относительно заднего крыла.

Оперение и шасси не изменялись.

Размах крыла33 По-2 модификации М.А. Кузакова 10 метров, площадь несущей по­верхности - 30 квадратных метров. Самолёт этой схемы имел мéньшую массу конст­рук­ции.

Испытания показали перспективность самолёта такой аэродина­ми­чес­кой компоновки. За рубежом подобные аэродинамические схемы для тяжёлых транспортных самолётов появились лишь 30 лет спустя.



Рис. 51. По-2 модификации М.А. Кузакова

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34


Для того чтобы перемещаться в воздухе, самолёт должен иметь дви­­жущую силу - тягу. Тяга нужна для преодоления инерции самолёта при его разгоне (рис. 52) и преодоления сопротивления воздуха.

Конструкторы стремятся к то­му, чтобы крыло самолёта при малом лобовом сопротивлении имело боль­­шую подъёмную силу. В этом случае для движения самолёта тре­бу­ет­ся меньшая тяга двигателя. Лобовое сопротивление зависит от фор­мы про­филей и формы крыла в плане, его площади, плотности воздуха, ско­рос­ти полёта и угла атаки. Отношение подъёмной силы к силе лобо­во­го со­противления получило название аэродинамического качества.


разбег разгон набор


высоты





Н= 10,7 м




Рис. 52. Взлёт



Максимальное аэродинамическое качество двояковыпуклого про­фи­ля больше максимального качества плоской пластины. У лучших профи­лей этот показатель равен 20-25, в то время как у плоской пластины примерно 6.

С из­ме­­нением угла атаки изменяется коэффициент подъёмной силы. До опре­­деленных углов атаки (14-16° для нестреловидного крыла и 25-30° для стреловидного крыла) коэффициент подъёмной силы увеличивается, далее он резко падает. Эти углы называют критическими35, потому что при таких уг­лах атаки плавное обтекание профиля крыла нарушается и коэффи­ци­ент подъёмной силы крыла резко уменьшается. Полёт на критических, а тем более на закритических углах атаки недопустим, так как самолёт при этом теряет устойчивость и управляемость, что может привести к его сва­ливанию.

ТЕКСТ 8. ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.

ЧАСТЬ 1
Взлётно-посадочные устройства, как известно, состоят из шасси и средств механизации крыла.

Основная задача средств механизации - уменьшение взлётных и по­садочных скоростей для сокращения взлётной дистанции и посадочной дистанции. Эф­фект применения механизации крыла достигается за счёт увеличения подъ­ёмной силы крыла на режимах взлёта и посадки. Средства ме­хани­за­ции располагаются на передней кромке крыла, на задней кромке крыла или на обеих кромках крыла.


На передней кромке применяют в основном два вида механизации: от­клоняющийся носок и предкрылок (рис.53).

Отклоняющийся носок при посадке увеличивает кривизну профиля в пе­редней части крыла, что вызывает рост разрежения над крылом и со­от­ветствующее увеличение подъёмной силы. При этом возрастает и си­ла лобового сопротивления.

При отклонении предкрылка образуется щель, эта щель сужается, и из нее на верхнюю поверхность крыла выбрасывается высокоскоростная струя воздуха, которая увеличивает разрежение над крылом и, как следствие, вы­зывает рост подъёмной силы.

К механизации задней кромки крыла относятся щитки, закрылки и ин­терцепторы (рис. 54).

Щиток при отклонении увеличивает разрежение над крылом. Щиток при­меняется в основном на малоскоростных самолётах с прямым кры­лом.

Закрылок представляет собой наиболее распространенное средство ме­ханизации задней кромки крыла. Закрылки применяют на всех без ис­клю­чения типах самолётов. Когда закрылок выдвигается, образуется щель, которая сужается снизу вверх. Из этой щели на верх­нюю поверхность закрылка выбрасывается высокоскоростная струя воз­ду­ха, которая увеличивает разрежение над крылом. При отклонении за­крылка увеличивается кривизна крыла, что также приводит к росту подъ­ём­ной силы. Одновременно с этим возрастает и лобовое сопротивление. Закрылки бывают одно-, двух- и трёхщелевые.

Интерцептор представляет собой пластину, которая устанавлива­ет­ся на верхней поверхности крыла. В рабочем (выпущенном) положении он располагается поперёк потока, что уменьшает подъёмную силу крыла и увеличивает лобовое сопротивление. Оба эти явления приводят к до­пол­нительному торможению самолёта.

На современных транспортных самолётах, как правило, используют одновременно предкрылки, закрылки, а при посадке ещё и интерцепторы.





Рис. 53. Механизация передней кром­­­ки крыла: а - носок;

б - предкрылок



Рис. 54. Механизация задней кромки крыла: а - щиток, б - закрылок, в - интер­цеп­тор

УРОК 4

ТЕКСТ 9. КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА САМОЛЁТА
Компоновочная схема самолёта определяется взаимным располо­же­нием фюзеляжа, крыла, оперения и двигателей. От компоновочной схемы в значительной мере зависят аэродинамические, весовые, эксплуа­та­цион­ные и экономические характеристики самолёта. Различают два ос­нов­ных типа компоновок - классическую и «утку». Классическая схема предполагает, что оперение распо­ла­га­ется позади крыла; в схеме «утка» оперение находится впереди кры­ла. Гражданские самолёты выполняются в основном по классической схе­ме. Это монопланы, а положение крыла относительно фюзеляжа оп­ределяет три вида компоновок самолёта - низкоплан, высокоплан и сред­не­план.

Самолёт-низкоплан имеет ряд преимуществ. Он позволяет получить улучшенные взлётно-посадочные характеристики за счёт использования эффекта близости земли, а также увеличение площади закрылков за счёт подфюзеляжной части крыла; успешнее достигаются необходимые характеристики устойчивости и управляемости; упрощаются конструкция планера, обслуживание агрегатов и систем, которые располагаются на кры­­ле.

Недостатки этой компоновочной схемы следующие:

1) за счёт взаимного влияния (интерференции) крыла и фюзеляжа умень­шаются несущие свойства крыла и возрастает лобовое сопро­тив­ле­ние, вследствие чего уменьшается аэродинамическое ка­чество (по сравнению с высокопланом);

2) при установке двигателей на крыле возможно попадание посторонних предметов в двигатели при взлёте и посадке.

К самолётам-низкопланам относятся Ту-204, Ил-96, Ил-86, Ту-154 и др.

Преимущества самолёта-высокоплана: аэродинамическое качество на 4 - 5 % выше, чем у низкоплана, за счёт уменьшения аэродинамической интерференции; характеристики продольной устойчивости при больших углах атаки (на малых скоростях полёта) лучше по сравнению с харак­те­рис­тиками низкоплана; при расположении двигателей на крыле веро­ят­ность попадания посторонних предметов с поверхности аэродрома су­щественно уменьшается, что позволяет эксплуатировать самолёты-вы­со­копланы на грунтовых аэродромах.

Недостаток этой компоновочной схе­мы - ухудшение характеристик боковой устойчивости на больших уг­лах атаки. Масса конструкции самолёта-высокоплана на 15-20 % больше, чем масса низ­ко­плана. Соответственно, уменьшается и экономическая эффек­тивность высокоплана по сравнению с низкопланом.