Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 259

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»

Трансформируйте предложения, используйте конструкцию S придаёт чему? что?

1. В корневой части крыла имелись большие зализы (рис. 8), ко­торые де­лали форму крыла весьма необычной. 2. При добавлении кремния (Si) сталь становится более твёрдой. 3. Благодаря стреловидному крылу, впер­вые использованному на практике, Ме-262 имел очень необычный вид. 4. Кры­ло обеспечивает также поперечную устойчивость самолёта. 5. От этого крыло приобретает большую прочность при малом весе.

Задание 26. Составьте предложения по моделям за­дания 18.

1. Парашютно-тормозная установ­­ка

аэродинамический тормоз при пробеге самолёта после посадки

2. Система кондиционирования

регулятор температуры и дав­ле­ния воздуха, который поступает в кабину

3. «Оптика»

лучшие качества двух типов ЛА

4. Р-5 стал очень популярным самолётом. Он ...

боевой, транспортный и пассажирский самолёт

5. Р-1

лёгкий бомбардировщик и самолёт-разведчик

6. Ил-103

пассажирский, лёгкий транс­порт­ный и учебный самолёт

7. «Мрия»

самолёт-носитель авиационно-космических систем

8. Крыло изменяемой стреловидности

достоинства прямого крыла большого удлинения и крыла большой стреловидности


Задание 27. Составьте предложения, используйте конструкции задания 19.

1. Все эти самолёты создавались ... (усовершенствование) пла­нера В-2. 2. Выдвижение закрылка в рабочее положение осущест­вля­ется ... (по­ворот) его вокруг фиксированной оси вращения. 3. Детали набора соеди­ня­лись с обшивкой ... (точечная электросварка). 4. Уп­рав­ление тангажом и вра­­щением осуществлялось ... (хвостовое опе­рение и закрылки). 5. Испра­вить этот недостаток можно ... (крыла ма­лого удлинения) треугольной фор­мы в плане. 6. ... (механизация = закрылки + щитки + предкрылки и т.д.) уве­ли­чивают подъёмную силу крыла при взлёте и посадке. 7. Выпуск и уборка шасси осущест­вляются ... (гидравлические, пневматические и электро­меха­ни­чес­кие системы).
8. Управление ЛА пилот осуществляет ... (органы уп­рав­­ле­­ния). 9. Эту проблему решили ... (установка) дополнительного обо­ру­дования. 10. ... (гидроусилители) пилот управляет самолётом с не­боль­шой затратой физических сил.


Задание 28. Соедините элементы предложения в единое целое.

1. Аэродинамичес­кие рули

использоваться

управление самолётом в полёте

2. Рули управления

служить

управление продоль­ным, по­пе­речным и путевым движением самолёта

3. Элероны

устанавли­вать­ся

концевая часть крыла

4. Рули на­прав­ления

размещаться

крыло и оперение

5. Интерцепторы

располагаться

верхняя поверхность крыла

6. Интерцепторы

служить

изменение характера обте­ка­ния

7. Элевоны

располагаться

самолёты типа «бесхвостка» и «утка» - конец крыла

8. Элевоны

служить

управление углами тангажа и крена

9. Хвостовое опере­ние нормальной схе­мы

состоять

неподвижные и отклоняемые поверхности

10. Стабилизатор и руль высоты

образовать

горизонтальное оперение

11. Киль и руль на­правления

образовать

вертикальное оперение

12. Киль

крепиться

фюзеляж в вертикальной плос­кости

13. Подвижные час­ти оперения

называться

руль высоты и руль направления

14. Большинство со­временных сверх­зву­ковых самолётов

не иметь

руль высоты

15. Силовой набор оперения

состоять

лонжероны, стрингеры и нервюры


Задание 29. Ответьте на вопросы.

1. Для чего служат аэродинамические рули? 2. Какие органы управления управляют каким видом движения? 3. Где размещаются рули управления? 4. Какие органы управления размещаются на крыле? 5. Что такое элероны? 6. Что такое интерцепторы? 7. Что такое элевоны? 8. Како­ва конструкция хвостового оперения? 9. Где находятся и для чего служат киль и стабилизатор? 10. Что такое цельноповоротный стабилизатор? 11. Что такое диф­ференциальный стабилизатор? 12. Какова силовая конструкция киля и стабилизатора? 13. Как лётчик управляет аэродинамическими рулями, ко­то­рые располагаются в хвостовой части самолёта?


Задание 30. Разделите текст на части, составьте план текста. Запишите его.

Задание 31. С помощью плана расскажите об органах управления самолёта.


УРОК 6

ЧАСТЬ 1

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА


ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Задание 1. Внимательно посмотрите на схему турбореактивного двигателя (рис. 33).Укажите на рисунке части двигателя, которые называются следующими терминами: сопло́ - со́пла, компре́ссор, ка́мера сгора́ния, турби́на. Объясните, если можете, для чего служат сопло, компрессор, камера сгорания и турбина.

Рис. 33. Схе́ма турбореакти́вного дви́гателя (ТРД): 1 - воздухозабо́рник; 2 - компре́ссор; 3 - ка́мера сгора́ния; 4 - турби́на; 5 - реакти́вное сопло́

Задание 2. Прочитайте слова и словосочетания, значения незнакомых слов определите по словарю.

Преодолева́ть - преодоле́ть (что?), сма́зывать - сма́зать (что? чем?), разнови́дность, дви́гатель вну́треннего сгора́ния, прямото́чный (прямото́чный воздушно-реакти́вный дви́гатель), пульси́ровать - пульси́рующий (пульси́рующий возду́шно-реакти́вный дви́гатель), одно́- и двухко́нтурный турбореакти́вный дви́гатель, крути́ть - закрути́ть (что? куда?), кинети́ческая эне́ргия, струя́, реа́кция, рабо́чее те́ло, цикл,
сжим
а́ть - сжать (что?), многокра́тный, форса́жная ка́мера сгора́ния, расхо́довать - израсхо́довать (что?), уде́льный (уде́льный вес, уде́льная тя́га), относи́тельный (вес, разме́р), крутя́щий моме́нт, развива́ть - разви́ть ско́рость, лопа́тка турби́ны.

Задание 3. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь определить значения слов по их компонентам.

(Систе́ма) топливопита́ния, сма́зка, жи́дкостное (охлажде́ние), передава́ть - переда́ть (что? откуда? куда?), отбра́сывать - отбро́сить (что? ку
да?), перехо́д, теплово́й (дви́гатель), га́зовая (струя́), транспорти́роваться, окисли́тель, термодинами́ческий (цикл), сжа́тие, подво́д (теплоты), однокра́тный, бескомпре́ссорный, набега́ющий (пото́к во́здуха), жаропро́чные или термосто́йкие (материа́лы), экономи́чность.

Задание 4. Назовите глаголы, от которых образуются данные существительные.

Преодоление, смазка, регулирование, обеспечение, отличие, создание, использование, горение, сжатие, подвод, расширение, сгорание, применение, расход, повышение, изготовление, течение.

Задание 5. Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится данное слово. Заполните таблицу. Объясните разницу между словами одной части речи.

глагол несовершенного вида

глагол совершенного вида

причастие

сушестви-

тельное

прилага-

тельное

наречие



















Требоваться, сгоревший, сгоравший, регулировать, реакция, регулярный, потребный, горючее, требовать, сгореть, потребовать, требование, регулировка, регулирующий, гореть, сгорание (камера сгорания), потребность, сгорающий, реактивный, горение, требующийся.

Задание 6. К словам или словосочетаниям, данным слева, подберите синонимы из слов и словосочетаний, которые даются справа.


необходимый

несколько параметров

осуществляться

использовать, тратить

расширяться

жаропрочный

развивать скорость

достигать (скорости)

однократный

увеличиваться в объёме

разновидность

потребный

ряд параметров

происходить

расходовать

одноразовый

термостойкий

вариант