Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»

, при которой фюзеляж и крыло самолёта об­ра­зуют единый несущий корпус. Такая компоновка обеспечивает вы­сокие зна­чения аэродинамического качества и коэффициента подъёмной силы на манёвре, а также низкий уровень волнового сопротивления на сверх­зву­ковых скоростях. Компоновка Су-27 характеризуется также плавным пе­реходом фюзеляжа в крыло по размаху, что обеспечивает более ра­цио­наль­ное использование внутренних объёмов самолёта, в частности для установки до­пол­нительных топливных баков.

Конструкция планера выполняется в основном из алюминиевых49
спла­вов50 с широким использованием титана51.

Крыло со стреловидностью по передней кромке 41° имеет автома­ти­чески отклоняющиеся носки и закрылки.

В кабине самолёта устанавливается катапультное кресло
К-36ДМ.

Силовая установка. Два ТРДДФ АЛ-31Ф (2 х 12500 кгс52). Имеется спе­циальная решётка, которая опускается и защищает двигатели от по­па­дания посторонних предметов при рулёжке53.

Оборудование. Су-27 - первый серийный российский самолёт (и один из первых самолётов в мире), который имеет электродистанцион­ную54 систему управления.

Вооружение. Имеет пушку ГШ-3-1 (30 мм, 150 патронов55). На 10 под­крыльевых и подфюзеляжных узлах подвески56 может размещаться до 10 управляемых ракет57 класса «воздух-воздух», в том числе до шести ракет средней и увеличенной дальности.

Размеры. Размах крыла - 14,7 м; длина самолёта - 21,94 м; высота - 5,93 м; площадь крыла - 62,04 м2 58 .

Массы и нагрузки. Нормальная взлётная масса - 22500-23000 кг; мас­са топлива во внутренних баках - 5270-10000 кг.

Лётные характеристики. Максимальная скорость - 2500 км/ч; мак­си­мальная скорость у земли - 1380 км/ч, практический потолок -
18500 м; ди­намический потолок59 - 24000 м; практическая дальность60 - 3680 км; длина разбега - 450 м.

ТЕКСТ 15. Ан-22 «АНТЕЙ»
Ан-22 - тяжёлый военно-транспортный самолёт. Самолёт построили в Киев­с­ком опытно-конструкторском бюро (ОКБ) под руководством О.К. Антонова. Самолёт впервые поднялся в воздух 27 февраля 1965 года.

Самолёт оснастили четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МА мощ­ностью по 15000 л.с.61 конструкции Н.Д. Кузнецова. Он имеет двух­ки­ле­вое оперение, наклонную трап-рампу
62, которая устанавливается на разных уров­нях и обеспечивает погрузку техники как с земли, так и с платформы или из кузова автомобиля с использованием двух мостовых кра­нов грузоподъёмностью до 10 т63. Многостоечное шасси обеспечивает посадку на грунтовые и за­снеженные аэродромы64.

Взлётная масса - 225 т, максимальная грузоподъёмность - 60 т, нормальная грузоподъёмность - 40 т, дальность полёта с нормальной нагрузкой - 5250 км, крейсерская скорость полёта65 - 560 км/ч.

«Антей» обладает грузовой кабиной больших размеров и может пе­ре­возить до 290 солдат, средние танки, до четырёх боевых машин пе­хо­ты (БМП), практически все типы самолётов и вертолётов фронтовой авиации.

Ан-22 может применяться и для десантирования парашютным спо­со­бом до 150 парашютистов или до четырёх единиц боевой техники.

Одно из достоинств самолёта - его высокая экономичность: по этому показателю он уступает только Ан-124, но значительно превосходит Ил-76 и Ан-12.

На самолёте установлен 41 мировой рекорд, в том числе по грузо­подъёмности и дальности полёта с грузом 50 т.


ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»



25 сентября 1997 года истребитель пятого поколения Су-37 совершил свой первый полёт. Следует отметить, что российская машина отстала от свое­го американского соперника - первого опытного истребителя Локхид-Мартин F-22А «Рэптор» («Орел-могильник») лишь на 18 дней. «Рэптор» под­нялся в воздух 7 сентября 1997 года.

«Беркут» выполнен по аэродинамической схеме «продольный инте­гральный триплан»66. Особенности компоновки: развитые крыльевые на­плы­вы67, под которыми помещаются нерегулируемые воздухозаборники68. Отказ от системы управления воздухозаборниками даёт возможность несколько уменьшить радиолокационную заметность, однако приводит к снижению максимальной скорости до 2000-
2200 км/ч. Крыло истребителя имеет развитую корневую часть с большим прямым углом стреловидности по передней кромке и консольную часть с об­рат­ной стреловидностью. Консольная часть плавно сопрягается с корневой частью крыла. Приблизительно 2/3 размаха занимают эле­ро­ны69.

По сообщениям печати, конструкция крыла Су-37 на 90% выполняется из композиционных материалов.

Двухкилевое вертикальное оперение крепится к центропланной час­ти крыла и имеет большой угол наклона во внешнюю сторону, что также обеспечивает снижение радиолокационной заметности.

Сообщается, что планер Су-37 покрыт радиопоглощающими мате­риа­лами.

На экспериментальном самолёте установили два двигателя
Д-30Ф6 (2 х 15500 кгс70), которые применяются также на истребителях-перехват­чи­ках МиГ-31. Однако в дальнейшем эти двигатели заменят другими двигателями, которые будут иметь бóльшую тягу, меньший удельный расход топли­ва71 и более простую конструкцию с применением новейших технологий.

В некоторых изданиях, без ссылки на источники, публикуются ха­рак­теристики нового самолёта. Эти данные дают возможность утверждать, что рос­сийский самолет является достойным противником американской ма­шины. Все другие истребители при встрече с российским «Беркутом» и аме­риканским «Орлом-могильником» имеют весьма скромные шансы вер­нуться на свой аэродром.

Основные характеристики Су-37 «Беркут»:


размах крыла - 16,7 м;

длина самолёта - 21,6 м72;

максимальная взлётная масса - 34000 кг;

нормальная взлётная масса - 24000 кг;

максимальная скорость - 2200 км/ч;

практическая дальность - 3300 км;

практический потолок - 18000 м.

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ



Вертолёт - летательный аппарат тяжелее воздуха, способный со­вер­шать вертикальный взлёт и посадку, неподвижно висеть в воздухе и пе­ре­мещаться в любом направлении.

Вертолёт состоит из планера, винтовой несущей схемы (несущих вин­тов), силовой установки, электро-, радио- и навигационного обо­ру­до­ва­ния. Планер вертолёта включает в себя фюзеляж, шасси, в некоторых схе­мах - крыло и (или) оперение.

У вертолёта подъёмную силу создает несущий винт73, который вра­ща­ет­ся относительно вертикальной оси. Лопасти винта74 в поперечном се­че­нии имеют форму профилей крыла. Подъёмная сила образуется в ре­зуль­тате движения лопастей винта в воздухе. Винт вследствие неболь­шо­го наклона вперёд плоскости его вращения создает тягу для движения впе­рёд. В этом заключается основное различие принципов полёта вер­то­лё­та и самолёта, у которого подъёмная сила крыла может возникнуть толь­ко при обтекании его потоком воздуха в поступательном движении.

Вертолёты делятся по следующим признакам:

1) по числу несущих винтов - на одно-, двух- и многовинтовые;

2) по числу двигателей - на одно-, двух- и многодвигательные;

3) по назначению - на многоцелевые, транспортные, пассажирские, верто­лё­ты-краны, сельскохозяйственные, санитарные, спасательные
и др.;

4) по грузоподъёмности - на сверхлёгкие, лёгкие, средние, тяжёлые, сверх­тяжёлые. Способность вертолёта вертикально взлетать и садиться, а также не­подвижно висеть в воздухе даёт ему в ряде случаев большие пре­иму­щест­ва по сравнению с другими летательными аппаратами и обеспечивает широкое применение вертолёта как для гражданских, так и для военных целей.
УРОК 5
ТЕКСТ 18. ГИДРОУСИЛИТЕЛИ
При полётах с большими дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями нагрузки на рулевые поверхности значительно возрастают. Физических уси­лий пилота в отдельных случаях уже недостаточно для изменения по­ложения рулевых поверхностей. Поэтому на самолёте применяют спе­ци­аль­ные гидравлические усилители, которые размещаются между орга­на­ми управления и рулевыми поверхностями. Пилот воздействует не непо­сред­ственно на рулевые поверхности, а на распределительные золот­ни­ки
75 гидроусилителей76, которые управляют подачей гидросмеси77 под большим дав­лением из гидросистем самолёта в силовые цилиндры. Жидкость, воз­дей­ствует на поршни, перемещает их, и положение рулей изменяется. С по­мощью гидроусилителей пилот управляет самолётом с небольшой за­тратой физических сил.